В этом завершающем разделе книги «Ваикра» Б-г обещает евреям процветание, если они будут выполнять все заповеди Торы. В противном случае их ждут страшные кары. Детально описаны несчастья, которые обрушатся на сынов Израиля, лишенных Б-жественной защиты. Эти наказания, цель которых — побудить евреев к возвращению на путь Торы, будут происходить в семь этапов, один тяжелее другого. В конце раздела описан порядок посвящения по обету арахин, когда еврей обязуется принести в Храм денежный эквивалент своей «рыночной» стоимости, стоимости своего скота, дома или другой собственности.
***
Один из тяжких грехов, за которые был разрушен Первый Храм и евреи были отправлены в Вавилонское изгнание, состоял в идолопоклонстве. Всевышний сурово карает изменников: «И уничтожу Я возвышения ваши, и разрушу солнечные кумирни ваши, и повергну трупы ваши на распавшихся идолов ваших…» (26:30).
Сегодня нам трудно понять, почему люди испытывали такую тягу к идолопоклонству. Да и самого идолопоклонства в том смысле, о котором говорит Тора, уже давно нет. В самом деле, как можно служить безжизненной кукле или статуе? Но если бы мы жили в те стародавние времена, когда идолы обладали неотразимым очарованием, мы бы тоже, как говорят мудрецы, помчались со всеми, задрав подолы лапсердаков, чтобы пасть ниц перед каким-нибудь деревянным чурбаном.
Такая сильная тяга к идолам существовала до тех пор, пока мудрецы начала эпохи Второго Храма не уничтожили ее. Да, нам, современным людям, трудно понять эту тягу. Мы ее не знаем и никогда не поймем. Даже главному «идолу» наших лет — доллару — мы поклоняемся отнюдь не бескорыстно.
Когда мудрецы уничтожили в людях страсть к идолослужению, из внутренних покоев Храма, из Святая Святых вышла странная фигура, похожая на огненного льва. Пророк сказал: «Это тот самый йецер а-ра, побуждение к злу, которое заставляло людей служить идолам».
Но при чем здесь Храм? Что делал огненный лев в святейшем месте на земле? Разве это подходящее укрытие для такого чудовища?
На самом деле тяга к идолопоклонству — не вполне отрицательное явление. У него была и полезная сторона. Преодолевая стремление к языческим страстям, человек поднимался вверх по лестнице святости. Когда мудрецы устранили из мира это стремление, они принизили тем самым и значение святости. Наши современники не знают, что означает святость. Мы чувствуем, что в нашей жизни не хватает чего-то важного, но чего именно — понять не можем.
Убив любовь к идолам, мудрецы пытались также покончить и с сексуальным вожделением, часто ведущим к разврату. За три дня ни одна курица не снесла яйца. Видя, что мир не может существовать без физического влечения полов, мудрецы вернули его.
В Талмуде приведены слова Б-га: «Я создал побуждение к злу, и Я создал Тору, лекарство от него». В тексте употреблено слово «тавлин», которое означает также «приправа», «специя». Тора не только дает еврею безотказное средство для обуздания своих физических страстей, которые ведут к разрушительным последствиям, но и становится приправой, придающей жизни тонкий вкус и аромат, которые трудно ощутить нашим современникам, не ведающим истинных радостей бытия и живущим в духе лермонтовской строки: «И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом».
Скрытые чудеса
«Если по установлениям Моим будете вы поступать, и заповеди Мои соблюдать, и исполнять их, то дам Я вам дожди вовремя, и земля даст урожай свой, и деревья полевые дадут плод свой…» (26:3–4).
Цель нашего пребывания в этом мире — создавать условия для перехода в Олам а-ба — Мир грядущий. Это наша единственная цель, и выполняемые нами заповеди — главное и, пожалуй, единственное средство ее достижения.
Однако, прочтя всю Тору от корки до корки, вы не найдете в ней ни одного конкретного обещания, что награда за выполнение мицвот будет выдана в Мире грядущем. Зато обещаний награды в этом мире хоть отбавляй. Б-г обещает нам, что дожди будут выпадать тогда, когда нам нужно, что земля будет давать щедрые урожаи и деревья будут плодоносить, что у нас будет изобилие продуктов питания и мы будем жить в сытости и безопасности в своей стране, что люди не будут бояться ходить ночью по темным улицам и посылать детей утром в школу. Короче, нас ждут изобилие материальных благ и мирная жизнь. Такая вот идиллия…
Почему же Тора не обещает нам прямо, что награда за выполнение заповедей ждет нас не только в этом мире, но и в Мире грядущем?
Все награды и наказания в этом мире мы получаем через скрытые чудеса. Когда еврей злоупотребляет некошерной пищей, ест ветчину и креветок и умирает, не дожив до старости, вряд ли кто-нибудь по-думает и тем более скажет вслух, что его постигла кара за ветчину и креветки. Ведь люди умирают в молодом возрасте, даже если не едят эти запретные деликатесы. Просто так сложилась его жизнь. Если в чем и можно будет его упрекнуть, так это в том, что он плохо следил за своим здоровьем, переедал, курил, мало двигался и пр.
Другой пример. Человек дает цдаку, пожертвование, и вскоре становится богачом. Вы не видите связи в том, что он разбогател, потому что давал цдаку. Ведь в мире полно богатых людей, которые не дают пожертвования — некоторые из них получили состояние в наследство, а некоторые сами сколотили его.
Скрытое чудо состоит в том, что богачу, дающему щедрые пожертвования, не было изначально суждено быть богачом, а любителю ветчины было написано на роду прожить долгую жизнь. Но все произошло наоборот: потенциальный бедняк стал богачом, потому что давал цдаку, а несостоявшийся долгожитель не дотянул до преклонных лет именно в силу своей любви к ветчине.
Б-г изменил их судьбу, то есть сотворил чудо, хотя и скрытое. Внешне все выглядит вполне естественно. Но если бы все в мире происходило естественным образом, то поступки человека в этом мире не имели бы для него никаких последствий.
Ведь человек рождается под определенным созвездием, у него свой мазаль, что в переводе со святого языка означает созвездие и судьбу, и без вмешательства посторонних сил — скрытого чуда — ни одно его действие, ни один поступок, хороший или плохой, не может иметь никаких последствий для него в этом мире. Ведь его судьба предопределена!
Теперь нам ясно, почему Тора так детально описывает в сегодняшнем разделе потенциальные результаты выполнения и невыполнения мицвот в этом мире. Ведь это действительно чудо, что наши действия влияют на происходящее в этом мире, который потому и называется материальным, что управляется мазалем и природой, если не принимать во внимание те скрытые чудеса, о которых мы говорим.
Что же касается Мира грядущего, тут очевидно, что наши действия прямо влияют на происходящее в нем. Б-гу нет нужды описывать, как распределяются там награды и наказания. Каждому ясно, что люди, которые стремятся к духовным ценностям и верно служат Б-гу, должны получить духовную награду. Однако гарантия материальной награды для них в этом мире совсем не очевидна.
Вот почему Тора так конкретно и ярко описывает земные блага, обе-щанные нам за соблюдение мицвот: иначе мы просто не узнали бы, что они вообще нам полагаются.
Признать вину — это еще не раскаяние
«Тогда признаются они в провинности своей и в провинности отцов их, в измене их, когда изменили мне, и в том, что шли наперекор мне. И Я пойду наперекор им, и уведу их в страну врагов их…» (26:40–41).
Почему Б-г снова грозит евреям карами? Ведь они только что признали свою вину и, значит, раскаялись. Отчего Он не принимает их раскаяние?
Хафец-Хаим (духовный авторитет религиозного еврейства конца XIX — начала XX века) дает такой ответ: признание — это только первый этап тшувы, но отнюдь не последний. За ним должны следовать два других этапа: горькое и искреннее сожаление и твердая решимость не повторять грех. Иначе признание вины ничего не стоит.
Однажды, в один из дней между Рош-Ашана и Йом-Кипуром, когда учащиеся иешивы, где преподавал Хафец-Хаим, как водится, читали слихот, покаянные молитвы, мудрец резко ударил кулаком по столу. Наступила мертвая тишина.
«Какой смысл в том, что вы читаете слихот?! — с горьким упреком воскликнул он. — Вы говорите, что грешили. Б-г и так это знает. Главное ведь не в этом, а в том, чтобы твердо решить здесь и сейчас, что ничего подобного вы больше не будете совершать, дать обе-щание, что вы полностью исправитесь…»
Ученики продолжили чтение слихот, но теперь их слова звучали гораздо искреннее и увереннее.