Живи и помни. Недельная глава Торы «Цав»

«Помни, что сделал тебе Амалек…»
«Помни, что сделал тебе Амалек…»

Первосвященник Аарон и его сыновья получают дополнительные указания по ведению храмовой службы. Коэн должен вынести за пределы стана пепел жертвы всесожжения (ола), которая горела на жертвеннике всю ночь до утра. Огонь должен постоянно гореть на жертвеннике. Описан порядок принесения хлебного дара (корбан-минха), состоящего из муки, оливкового масла и ароматной смолы. Горсть минхи сжигают на жертвеннике, а оставшуюся часть съедают коэны, не дав ей закваситься. Описаны специальные жертвы, которые должны приносить ежедневно со дня своего помазания первосвященник Аарон, его сыновья и все будущие храмовые священники. Приведены детали грехоочистительной жертвы «хатат», которая искупала непреднамеренное нарушение заповедей; повинной жертвы «ашам»; различных видов мирных жертв «шламим», одну из которых, благодарственную жертву «тода», принесенную в честь избавления от опасности, нельзя оставлять несъеденной до утра. Все жертвы полагается сжигать по прошествии отведенного для еды времени. Нельзя есть ритуально нечистую жертву — ее следует сжечь. Тора запрещает употреблять в пищу кровь и определенные виды жиров (хелев). От каждой «мирной» жертвы коэны получают грудину и правую голень. В конце раздела подробно описана церемония помазания Аарона и его сыновей, а также освящения передвижного Храма (Мишкана) и храмовой утвари.

Ближайшая суббота называется «шаббат захор», потому что во время утренней молитвы «Шахарит», сразу после недельного раздела Торы в этот день прочтут специальный отрывок из Пятикнижия, начинающийся со слова «захор»: «Помни, что сделал тебе Амалек…»
Перед Пуримом, который будет отмечаться на следующей неделе, нам заповедано вспомнить наших злейших врагов амалекитян, от которых произошел злодей Аман, пытавшийся истребить всех евреев Персидской империи два с половиной тысячелетия назад. Память об Амалеке — это заповедь из Торы. Мы не мстительный и не злопамятный народ. Но бдительность тоже не помешает, тем более что потомки Амалека досаждают нам и поныне.
Мордой в сетку
«Передай Аарону и его сыновьям следующее повеление — вот закон о жертве всесожжения…» (6:2).
Представьте себе, что вы идете по зеленому лугу. Позади вас пасутся коровы, лениво жующие траву. Вы подходите к изгороди из металлической сетки с калиткой. Калитка приоткрыта, и вы, не мешкая, выходите из загона через узкий проем. Потом оборачиваетесь, чтобы прикрыть калитку, и тут видите, что за вами идет корова. Вот она подошла к ограде, коснулась мордой железной сетки…
И вдруг ослепительная вспышка! Корова падает на землю и бьется в жутких конвульсиях. Ее пронзила молния в тысячи вольт. Через несколько секунд все кончено. Мертвая туша неподвижно лежит на изумрудной траве. Полная тишина, и лишь птицы продолжают беззаботно щебетать, игнорируя страшную сцену. Что бы вы почувствовали в этот момент? «Какой кошмар! Ведь на ее месте мог быть я! Вот так же дергался бы сейчас и откинул копыта, как эта несчастная буренка».
Наблюдая за храмовыми жертвоприношениями, о которых мы читаем в разделе «Цав», люди испытывали нечто похожее. Собственно, в том и состояла главная цель «корбанот». Нарушитель закона Торы должен был воочию наблюдать смерть животного, принесенного им в повинную, грехоочистительную жертву для искупления его грехов. Он видит, как из быка выцеживают кровь, как этой кровью окропляют жертвенник, как рассекают тушу на части, раскладывают на дровах и сжигают. В это время он представлял себя на месте животного: «Именно так должны поступить со мной, а не с этой безгрешной скотиной!»
Весь смысл жертвоприношения заключался в пробуждении таких мыслей, за которыми следовало, должно было следовать, искреннее сожаление и твердая решимость «больше так не поступать», исправиться, стать лучше.

Что наша жизнь? Тшува
Мы приходим в этот мир не по своей воле и не по своей воле уходим из него. Мы не распоряжаемся своей жизнью. Наша жизнь всегда в руках Творца. Но поступки мы совершаем сами, по своей воле и поэтому отвечаем за них. Недостойное поведение лишает нас моральной основы для существования в этом мире. Мы как будто разрываем свой контракт с Б-гом. Такой невидимый контракт есть у каждого человека: Всевышний дает нам жизнь и способность обеспечивать себя всем необходимым. От нас же требуется правильно использовать возможности этого мира — на благо себе и другим людям.
Отказ от выполнения этого контракта равносилен отказу от жизни. Злодей как будто сам удаляет себя из этого мира, оказываясь в подвешенном состоянии: не здесь и не там.
Однако Б-г в своем великом милосердии оставляет за нами возможность вернуться. Встав на путь тшувы, мы можем вернуться к Б-гу и восстановить связь с Ним, как будто мы никогда не совершали грехов.
Б-г принимал тело жертвенного животного вместо тела самого грешника. Главная цель корбана (храмовой жертвы) состояла в том, чтобы пробудить в душе грешника сожаление о совершенных им дурных поступках и желание вернуться к Б-гу.
В конечном счете это и есть главная цель иудаизма: максимально приблизиться к Источнику всякого блага, к Тому, Кто ежеминутно и ежесекундно, снова и снова дарует нам жизнь.

Когда нам трудно
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: “Передай следующее повеление (цав) Аарону и его сыновьям — вот закон о жертве всесожжения…”» (6:2).
Слово «цав», пишет Раши, означает предупреждение, чтобы человек был постоянно внимателен и сосредоточен, начиная с данного момента. Это особенно важно, добавляет он, потому что речь идет о потере в кармане. Что означают эти слова: «потеря в кармане»?
Мудрецы дают такое объяснение. Жертва всесожжения «олат тамид», которая обсуждается в этом месте сегодняшнего раздела, требовала постоянных расходов: надо было покупать двух ягнят каждый день. Плюс дополнительные «материалы»: мука, вино и масло.
Комментатор «Сфат эмет» развивает эту мысль в более широком, историческом контексте. В трудные времена рассеяния наши мучители мешали нам добывать пропитание, грабили нас, оставляя без средств к существованию.
К сожалению, в последнее время этот сценарий повторяется и в самой стране Израиля, где светские власти грозят экономическими санкциями и даже прямым уголовным преследованием евреям, посвятившим себя изучению Торы.
В такой ситуации приверженность Торе и соблюдение заповедей невозможны без готовности к самопожертвованию перед лицом тяжких испытаний и соблазнов, перед лицом постоянного страха оставить себя и свою семью без куска хлеба.
Вот почему Тора сочла необходимым специально предупредить нас о «потере в кармане», чтобы мы укрепились в своей вере и стойко переносили все трудности.

Субботняя одежда
«И снимет он (коэн) эти одежда, и облачится в одежды другие, и вынесет золу в чистое место вне стана» (6:4).
Раши комментирует: слуга не наливает вино своему хозяину в той же самой одежде, в какой он готовил пищу для него.
Мудрецы Талмуда развивают эту мысль в трактате «Шаббат»: «Не следует носить в шаббат ту же самую одежду, в которой ты готовил перед шаббатом» — прямой намек на то, что каждый еврей должен иметь специальную одежду для шаббата.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора