В понедельник начинается пятидневный визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу в Соединенные Штаты. Вот, казалось бы, какое дело сейчас Америке до маленького Израиля, когда в Украине революция, Путин вводит туда войска, не убоявшись грозного окрика из Белого дома, но нет, несмотря ни на что, а, может, именно поэтому, президент Обама решил проявить твердость и согнуть в бараний рог именно Израиль. Хоть Израиль.
Израильским политическим обозревателям уже известно, что президент будет настроен весьма агрессивно и повторит мюнхенскую угрозу госсекретаря Джона Керри – либо вы пляшете под нашу дудку, даже если это пляска самоубийцы, либо готовьтесь к международной изоляции и бойкоту, ибо время на исходе.
В интервью для Джефри Гольдберга из «Блумберга» Обама дал понять, что события в Крыму необходимость принятия рамочного соглашения не отменяют. Он твердо намерен втиснуть Израиль в прокрустово ложе своего ближневосточного плана.
Обама предупредит израильского премьера, что время, когда Израиль остается демократическим государством с еврейским большинством, на исходе, но у Нетаниягу еще есть возможность отвести беду от Израиля, повернув его на правильный путь, начертанный Обамой и Керри.
В интервью Обама сказал, что обязательно задаст Нетаниягу вопрос: «Если не сейчас, то когда? Если не ты, то кто?» А если премьер-министр Израиля не согласен с его планом, то пусть предложит что-нибудь получше.
По словам Гольдберга, говоря о будущем Израиля, Обама был очень резок. По словам президента, Абу-Мазен является самым умеренным арабским лидером, и поэтому шаг навстречу должен сделать Нетаниягу. «Настал такой этап, когда проволочки уже недопустимы, и необходимо принимать очень трудные решения, — сказал президент. – Принимаете ли вы постоянную оккупацию Западного берега (Иудеи, Самарии и Иорданской долины)? Каким вам видится имидж государства Израиль? Собираетесь ли вы и дальше, еще 10 или 20 лет, препятствовать свободе передвижения палестинцев? А, может быть, вы ограничиваете израильских арабов, да так, что это противоречит историческому имиджу Израиля?»
Переведем на простой язык с дипломатического – доколе вы будете оставаться государством апартеида?
Бросив дежурную фразу о нерушимой дружбе двух государств и народов, Обама перешел к скрытым угрозам. «Хотя Соединенные Штаты готовы защищать Израиль как государство в изоляции в ООН и в других международных организациях, но мы не уверены, что сможем делать это эффективно в течение длительного времени. Если не будет мирного соглашения, а строительство в поселениях продолжится, а в последнее время мы наблюдаем усиленное строительство, чего не было уже давно, и если палестинцы поймут, что независимое и суверенное палестинское государство создано не будет, то и наши возможности защищать Израиль на международной арене будут весьма ограниченными».
Обама объяснил свою позицию по ослаблению санкций в отношении Ирана, сказав. что невозможно вести диалог с пистолетом у виска. «Никогда не было таких переговоров, когда в определенный момент не наступала пауза. Даже в старых вестернах отводили дуло от виска и начинали разговор. Если диалог не продвигался в нужном направлении, то все выходили из комнаты, и все знали, что будет дальше. Но вы же не начинаете стрелять посреди комнаты, во время переговоров».
Надо понимать, Обама провел артподготовку накануне переговоров с Нетаниягу.
Нетаниягу, в свою очередь, обещал держаться стойко и отстаивать жизненно важные интересы Израиля. Уже много лет Израиль успешно отражает беспрецедентное давление, и продолжит эту линию.
«Я отправляюсь с важным визитом в Соединенные Штаты, — сказал Нетаниягу перед отлетом. – Я встречусь с президентом Обамой, и мы обсудим Иран и дипломатический процесс. Я буду твердо отстаивать интересы Израиля и, в первую очередь, его безопасность. В течение нескольких лет Израиль находится под постоянным давлением, и мы выдерживали его в условиях беспрецедентных региональных потрясений. Мы поддерживали стабильность и безопасность. Так это было, есть и будет».
Собственно, «окно возможностей», с точки зрения администрации, это Абу-Мазен, а закрывается окно потому, что главарь ФАТХа стареет, и неизвестно, кто придет ему на смену, объясняет Обама. Логика, конечно, потрясающая. Подписываем соглашение с так называемым «умеренным лидером» и надеемся, что выполнять его будет пришедший ему на смену исламский фундаменталист.
Госсекретарь Джон Керри в интервью NBC постарался сохранить некоторое равновесие и даже возложить ответственность за отсутствие прогресса на переговорах на Абу-Мазена. «Аббасу и палестинцам нужно решить, готовы ли они к компромиссу, — сказал Керри. – Зотят они или нет сделать то, что нужно». После парижской встречи с Абу-Мазеном госсекретарь отметил, что «это не то бремя, которое можно возложить исключительно на одну сторону».
Проблема заключается в том, что формулу «два государства для двух народов» поддерживает не только президент США, но и лидеры американского еврейства, тот самый ЭЙПАК, на конференции которого Нетаниягу должен выступать. Невероятный парадокс – американские евреи знают, что «мир на Ближнем Востоке» в понимании арабов это Ближний Восток без Израиля, но от заветной формулы не отступают.
Поэтому визит Нетанигу будет трудным как никогда. Рассчитывать на безоговорочную поддержку лидеров еврейских организаций, голосовавших за Обаму, ему не приходится. Вероятно, в свете событий, происходящих в Киеве, его визит не будет под прожекторами прессы, но премьер-министру Израиля от этого не легче. Скорее всего, президенту Соединенных Штатов захочется показать миру, что не всегда и не везде его внешняя политика и его личные усилия терпят поражение. Не получается с Россией, с Ираном, с Египтом, с Сирией (дальше по списку), так хоть получится с маленькой страной, остро нуждающейся в американской поддержке, так как она страдает от международного бойкота, инициированного ее самым большим другом.
По данным арабских источников, «на сей раз, Обама намерен вмешаться самым решительным образом и заставить Нетаниягу с Абу-Мазеном принять рамочное соглашение».
Как пишет газета «Аль-Шарк Аль-Аусат», соглашение включает параграф о том, что Иерусалим будет столицей будущего палестинского государства в обмен на уступки со стороны ПА по вопросу о границах и беженцах.
В приложение к соглашению будут включены вопросы о границах, беженцах, поселениях и водных ресурсах. Все они будут затем обсуждаться в совместных комиссиях. При этом арабская сторона категорически отвергает требование Нетаниягу о признании Израиля государством еврейского народа. Источник добавляет: «Если Обаме удастся убедить Нетаниягу и Аббаса (Аьу-Мазена) пойти на уступки по рамочному соглашению, то он объявит о дате подписания соглашения в своем присутствии».
До конца апреля госсекретарь Джон Керри должен представить приемлемое рамочное соглашение, если ему это не удастся, то «палестинское руководство обсудит свои дальнейшие шаги».
Вполне вероятно, что усилия Обамы будут направлены на Иерусалим и признание Израиля еврейским государством. Поэтому слова президента о том, что Абу-Мазен является самым умеренным лидером, и на компромисс должен пойти именно Нетаниягу, вызывают особую тревогу. Получается, что Нетаниягу должен согласиться на раздел Иерусалима и отказаться от своего требования о признании Израиля в качестве еврейского государства. Поистине смертельный компромисс.
Когда есть один политик мало что понимающий в проблеме Ближнего Востока, это как-то, хотя и с трудом, можно понять. Но когда их двое, это проблема, причём проблема, подчёркивающая их ограниченность. Израиль уже много раз пугали, но он только крепче становился. И не нужно бояться этих угроз, когда речь идёт практически о существовании Израиля как еврейского государства. И пусть Обама целует своего Абу Мазена, куда тот покажет…..
Если-бы пипи нетаниягу был против сливания израиля, то он бы не поехал в америку, и не учавствовал бы в каких либо переговорах. А так вопрос лишь в цене по которой пипи продастся.