– Здравствуйте, рав Элиягу! Благодарю Вас за ответы на вопросы на сайте. Я провожу в будние дни просветительские встречи для пожилых людей. Недавно они попросили меня приходить к ним в шаббат, потому что скучают и не знают, чем себя занять. Но я не работаю в шаббат согласно нашей традиции. Как помочь этим людям?
С уважением, Марина, Израиль
– Просветительская деятельность, ориентированная на пожилых людей, — очень важная, благородная работа. Чтобы успешно ее осуществлять, нужен комплекс определенных позитивных человеческих качеств: внимание к подопечным, душевная чуткость, умение сопереживать, найти к каждому индивидуальный подход и т. д. И если эти люди, которыми Вы занимаетесь, хотят, чтобы Вы приходили к ним еще и еще, значит, Вы обладаете такими чертами. Особенно мне импонирует Ваша отзывчивость, Ваше искреннее желание помочь им «не скучать» в шаббат.
Конечно же, в будни найти себе занятие им куда проще. В субботу жизнь для них как будто бы замирает. Остаются лишь пустые разговоры. При таком режиме, когда телевизора нет, автобусы не ходят, магазины закрыты, людям действительно может быть скучно. Для многих из них суббота, наверное, едва ли не самый тягостный день на неделе.
Отношусь к ним с симпатией и сочувствием. Ведь они — заложники своего времени и обстоятельств, в которых провели большую часть жизни, жертвы так называемого светского способа существования. Оторванные от традиций своего народа, другого они просто не знают. Поэтому вполне разделяю Вашу озабоченность и постараюсь подсказать, что можно сделать в такой ситуации, как помочь этим людям, чтобы шаббат перестал быть для них «скучным» днем и наполнился интересными и полезными для души занятиями.
Мне, признаться, не очень ясна Ваша фраза, что в шаббат Вы «не работаете согласно нашей традиции». Но ведь работа работе рознь. Например, беседы о Торе в субботу — не только не нарушение субботних законов, но, наоборот, их выполнение. И получается, что вопрос только в том, на каком расстоянии от Вашего дома находится то место, где вы проводите встречи с пожилыми людьми по будням. Если далеко и пешком дойти до него нереально, тогда понятно, что встречаться со своими подопечными по субботам Вы не сможете. А если близко, допустим, не более пары километров, то к ним, в принципе, можно и в субботу заглянуть. Пусть ненадолго.
Впрочем, Ваш вопрос, видимо, связан с проблемой оплаты субботних занятий. Одно дело — если человек имеет постоянный приличный доход на какой-то работе. Тогда он, вероятно, может, совершая добрые дела, позволить себе организовывать регулярные субботние занятия на добровольных началах. Другое дело — если заняти Оживление
изучения Торы
Процесс постижения Торы действует не только на чисто интеллектуальном уровне. Он должен привлекать гораздо более широкий набор подходов. С одной стороны, речь идет о практическом соблюдении того, что мы выучили в Торе. Это классический взгляд на процесс постижения. Но, с другой стороны, должно существовать еще множество других путей оживления процесса.
Недавно мы разработали и испытали на практике интересный подход к изучению Торы.
У некоторых знаменитых каббалистов, в частности у Аризаля, встречается идея, что они учатся с мудрецами прошлого. Понятно, что речь идет не о буквальном контакте, а о каких-то не вполне традиционных практиках — медитативных, трансовых и других. Образы мудрецов из нашего прошлого обладают какими-то особыми качествами, которые могут включиться в процесс.
У нас в традиции упоминается интересная идея, что передача Торы от Моше к народу проходила в несколько этапов. Сначала Моше обучал Аарона. Потом Моше второй раз обучал Аарона и его сыновей. Затем Моше обучал Аарона, его сыновей и старейшин. И вновь Моше обучал Аарона, его сыновей, старейшин и весь народ. Потом Моше уходил, и Аарон обучал сыновей, старейшин и народ. Затем Аарон уходил, и его сыновья обучали старейшин и народ. Потом сыновья Аарона уходили, и старейшины обучали народ. В результате народ четыре раза учился — от Моше, Аарона, его сыновей и старейшин.
Отсюда мы можем понять, что народ воспринимал Тору через четыре разных канала (прохода).
Воспользуемся этой схемой и вообразим себя во время чтения еврейских текстов на месте народа. Мы представим себе четыре варианта постижения Торы: через Моше, через Аарона, через его сыновей и через старейшин. Как мы можем реализовать эту идею?
Каждый из этих четырех «образов» воспринимал и передавал Тору со своей спецификой. И мы можем представить, что, когда мы читаем еврейский текст, он проходит сквозь призму одного из четырех вариантов восприятия.
Здесь возникает интересный эффект. Мы мысленно представляем, что изучаемый текст не мы читаем, а нам его читает мудрец (или группа мудрецов), который обладает своим углом зрения на материал. И у нас в подсознании включается программа, позволяющая воспринимать текст с разных аспектов.
Наш ход мыслей будет направляться и фокусироваться.
1. Моше — очень мощный и энергичный. Это «прозрачный» канал, передающий нам максимально чисто послание Всевышнего. Мы должны проникнуться большой энергией, идущей через этот канал, ощущая эту энергию в читаемом тексте Торы.
2. Аарон, согласно комментариям мудрецов, отличался большой любовью к людям. И Тора, идущая из его уст, тоже окрашивается аспектом этой любви.
3. Сыновья Аарона выражают (в данном контексте) идею творчества. Роль сыновей как следующего поколения — привнести свои идеи, добавив их к идеям родителей. Также это аспект свежего взгляда. Когда мы читаем текст сквозь призму сыновей, это помогает нам увидеть новые идеи, заметить какие-то моменты, которые раньше мы привычным взглядом проскакивали.
4. Старейшины — это главы родов, хранители традиции, авторитеты. В этом канале меньше эмоциональности и больше стабильности. Старейшины представляют также национальную витальность.
Таким образом, каждый канал восприятия окрашивается особыми чертами.
Можно использовать этот подход и для постижения Торы, и для изучения еврейских законов, и для чтения еврейских философских книг и мидрашей.
Важно между «проходами» делать паузы, чтобы наше подсознание смогло переключиться в новый режим восприятия.
Интересно, что иногда во время такого чтения (или перерывов между этапами) с нами могут происходить интересные события, которые также можно рассматривать как проявление нашего механизма.
Мы несколько раз экспериментировали с этим подходом и получали ценные эффекты. Кстати, само изучение текста становится как бы более живым, оживленным. С мистической точки зрения к нам присоединяется некая духовная матрица учителя и поселяется на время в нашем подсознании или даже надсознании.
Подведем итог. Чтение вместе с образом Моше дает ясность и энергичность. Чтение с образом Аарона вносит аспект любви. Чтение с образами сыновей Аарона включает аспект творчества и новизны. А чтение с образами старейшин — аспект системности и авторитетности. е с пожилыми людьми для Вас единственный источник дохода и на дополнительные часы в качестве благотворительности сил у Вас уже нет.
Основой работы с пожилыми людьми по субботам может стать чтение еврейских книг, доступных их пониманию, разъяснительные беседы, обсуждение прочитанного.
Жизненные обстоятельства, разумеется, бывают разные. Однако и предлагаемая здесь работа подразумевает вариантность. Если Вы будете задавать общее направление постепенному, поэтапному изучению Мудрости Творца, в шаббат пожилые люди смогут обходиться и без Вас.
Например, в будний день можно, обозначив определенную тему, провести с ними установочное вводное занятие и раздать соответствующие распечатанные материалы для чтения и обсуждения в субботу, с тем чтобы на следующей неделе они могли поговорить на эту тему с Вами, задать Вам вопросы, которые у них, скорее всего, возникнут в процессе чтения.
Нетрудно предположить, что среди людей, с которыми Вы занимаетесь просветительской деятельностью, есть более или менее активные, есть люди в большей или меньшей степени интеллектуально развитые. Есть люди, которые любят и могут читать. Но, видимо, есть и такие, у которых, скажем, слабое зрение, и чтение для них затруднительно…
С учетом конкретной ситуации можно для совместных занятий в шаббат разделить своих подопечных на небольшие группы и в каждой группе выбрать (с участием своей аудитории, разумеется) «лидеров», способных проводить эти занятия, зачитывая распечатки вслух и организуя их обсуждение.
Главное — отчетливо осознавать самой и довести до сознания людей, с которыми Вы занимаетесь, что возвращение к традиции своего народа, приближение к Творцу и освоение Его Мудрости — чрезвычайно важная, жизненно необходимая задача, которую ставит Всевышний перед каждым евреем. И что учиться всему этому никогда не поздно, начинать можно в любом возрасте…
Evrey.com
Рав Элиягу ЭССАС