Сынам Израиля велено доставить чистое оливковое масло для зажигания храмового светильника — меноры. Даны указания по изготовлению восьми служебных одежд для первосвященника: хошен — нагрудник из ткани, в который вправляли двенадцать драгоценных камней с именами колен Израиля; эйфод — декоративный фартук на лямках; меиль — длиннополая мантия без рукавов с золотыми колокольчиками и гранатами на подоле; ктонет — клетчатый хитон из льна; мицнефет — льняной тюрбан; авнет — длинный вышитый пояс; циц — золотая пластина для ношения на лбу и михнасаим — короткие штаны. Моше должен провести семидневный обряд посвящения в должность Аарона и его сыновей-коэнов. Церемония включает в себя жертвоприношения, облачение священников в новые одежды и помазание Аарона священным маслом. Б-г велит дважды в день — утром и перед заходом солнца — приносить в жертву годовалого ягненка. Это жертвоприношение, совершаемое в передвижном Храме — Мишкане, дополняется хлебным даром и возлияниями вина и масла. В конце раздела дано указание изготовить жертвенник для воскурения благовоний; перечисляются конструктивные детали этого жертвенника, обслуживать который поручено также первосвященнику Аарону и его потомкам.
***
«И ты повели (тецаве) сынам Израиля…» (27:20).
Кто должен повелеть? К кому обращается Б-г? К Моше Рабейну, конечно. К кому же еще? Но почему мы не видим здесь привычного вступления: «И сказал Господь Моше…»? Просмотрев весь раздел, мы обнаружим, что имя Моше вообще отсутствует в нем. С момента своего рождения, описанного в разделе «Шмот», и до самой смерти, описанной в последнем разделе Пятикнижия «Ве-зот ха-браха», Моше упоминается в общей сложности более шестисот раз. Его имя отсутствует только в двух разделах — «Тецаве» и «Ницавим» (в конце последней книги «Дварим»). Значит, это отсутствие имеет определенный смысл.
Комментаторы напоминают известное правило: надо проявлять осторожность в своей речи. Как часто в гневе, раздражении или просто от недомыслия мы говорим то, о чем потом горько сожалеем, сетуя: «Ах, почему у меня вырвались эти слова? Если бы их можно было вернуть!» Но слово, как известно, не воробей…
Нечто подобное произошло и с Моше. Когда Всевышний хотел истребить еврейский народ за поклонение золотому тельцу, Моше взмолился: «Простишь ли их? И если нет — то, прошу Тебя, — сотри и меня из Книги Твоей, которую Ты написал!» (Шмот, 32:32). Самоотверженное ходатайство было услышано; Б-г пощадил евреев, но Моше не следовало облекать свое обращение в столь категоричную форму. В напоминание пророку о совершенной им ошибке и в вечное назидание всем нам Творец «стер» его имя в одном из разделов.
Интересно, что раздел «Ки тиса», в котором Моше просил Б-га стереть его имя, не предшествует «Тецаве», а следует сразу за ним. Всевышний как будто колебался целый год, прежде чем «оштрафовать» пророка.
И еще одна любопытная деталь. Раздел «Тецаве» мы читаем накануне или вскоре после седьмого числа месяца адара: в этом году — в шаббат 8 адара-алеф (високосный год содержит два адара). 7 адара — это день рождения и смерти Моше Рабейну. Тут скрыта важная символика: Всевышний удалил величайшего пророка из нашего мира в тот день, когда читается раздел без его имени.
По порядку рождения
«И возьми два камня, два оникса, и вырежи на них имена сынов Израиля: шесть из их имен на одном камне, а шесть остальных имен на камне втором — по порядку рождения (ке-толдотам)» (28:9–10).
Согласно Раши, «ке-толдотам» надо понимать в буквальном смысле — имена основателей колен Израиля вырезаны именно в порядке их рождения: имена старших братьев — Реувена, Шимона, Леви, Иегуды, Дана и Нафтали — на одном камне, а имена шестерых младших — Гада, Ашера, Иссахара, Звулуна, Йосефа и Биньямина — на другом.
Причем на каждом из камней было начертано 25 букв. Имя Биньямина было вырезано в его полной форме — с двумя буквами «йод», как в том месте Торы, где рассказано о его рождении: «И когда душа ее покидала, ибо она (Рахель, мать Биньямина) умирала, назвала его именем Бен-Они, а отец (Яаков) назвал его Биньямин» (Берешит, 35:18).
Однако другой комментатор Хазкуни (Хизкия бен Маноах, 1250–1310, живший в Провансе, Франция) указывает на одно несоответствие. В книге Иегошуа сказано: «И выступили сыны Дана, и воевали против Лешема, и взяли его, и поразили его острием меча, и завладели им, и поселились в нем; и назвали Лешем Даном, по имени Дана, отца своего» (19:47). «Лешем» в переводе с иврита — это «опал». Следовательно, колену Дана стал принадлежать не только завоеванный ими город Лешем, но и одноименный камень.
Между тем на хошене — нагруднике из ткани, в который вправлены двенадцать драгоценных камней с именами колен Израиля, опал — седьмой по счету, первый в третьем ряду, в то время как Дан — пятый сын Яакова. Причем сам Раши в своем комментарии в Книге пророков признает, что лешем — это камень Дана.
Поэтому, заключает Хазкуни, «ке-толдотам» означает не по старшинству, а по порядку рождения у матерей. И, следовательно, Иссахар и Звулун должны опередить Дана, поскольку они вместе с четырьмя первыми братьями родились у Леи, а Дан родился у Бильги, служанки Рахели, и его колено можно поставить седьмым по счету. В таком случае опал (лешем) на хошене точно соответствует Дану.
Даат Зекеним, один из авторов Тосафот, согласен с этим мнением, но, ссылаясь на трактат Сота (36а) из Вавилонского Талмуда, отмечает, что «ке-толдотам» относится только ко второму камню. В этом убеждаешься при внимательном чтении приведенного выше стиха из сегодняшнего раздела: на первом камне не только Дан, но и Иегуда, четвертый сын Леи, стоят не на месте. Иегуда, как сказано в Талмуде, занимал первое место на первом камне, поскольку он был основателем царской династии.
Камень Биньямина
«И четвертый ряд — хризолит, оникс и яшма…» (28:20).
Мудрецы Талмуда утверждают, что яшма (яшпе), последний по счету на хошене, относился к колену Биньямина, самого младшего сына Яакова. Любопытно, что гематрия (числовая сумма букв) слова «яшпе» такая же, что и имени Биньямин бен Яаков.
Между Биньямином и яшмой есть и глубокая смысловая связь. В Иерусалимском Талмуде, трактате Пеа, рассказывается, как у одного нееврея по имени Дама бен Несина был прекрасный камень яшма, которого как раз не хватало на хошене первосвященника. Узнав об этом, евреи пришли к Даме бен Несине и предложили купить этот камень за очень высокую сумму. Однако тот отказался, поскольку в тот момент коробочка с камнем лежала под подушкой, на которой спал его отец, и преданный сын не хотел его тревожить.
Поразительная история! Нееврей учит евреев, как надо соблюдать одну из Десяти заповедей — почитание родителей. Он так глубоко чтил своего отца, что готов был отказаться от огромных денег, которые сами шли ему в руки!
Биньямин был единственным из братьев, который не участвовал в продаже Йосефа. Их отец Яаков, как известно, очень тяжело переживал исчезновение своего любимого сына, которого ему родила безвременно умершая Рахель, ради которой он два раза по семь лет работал на ее отца Лавана.
Репутация Биньямина осталась незапятнанной этой трагической историей. В отличие от других братьев он не нарушил заповедь почитания отца. И поэтому не случайно, что его имя связано именно с яшмой, тем камнем, который позволил Даме бен Несине показать нам образцовый пример трепетного отношения к родителям.
Огонь, пожирающий огонь
«И сделай жертвенник для воскурения благовоний, из акаций сделай его… И покрой его чистым золотом…» (30:1, 3).
Это указание, полученное от Б-га, немало удивило Моше: неужели жертвенник, сделанный из дерева, сам не загорится при воскурении благовоний? Всевышний ответил ему, что такова природа небесного огня, который спускается на жертвенник: он сжигает другой огонь, но не дерево. Разве Моше забыл, как он сам стоял у горящего, но не сгорающего куста во время своей первой встречи с Б-гом в пустыне?
Нет, Моше не забыл тот куст. Он знал, что небесный огонь не сжигает дерево. Его удивило другое: что жертвенник, золотой снаружи и деревянный внутри, не пострадает от огня, разведенного людьми, храмовыми священниками-коэнами.
Но Б-г разъяснил: небесный огонь пожирает не саму жертву, а огонь, на котором она горит. Теперь все становится на свои места. Если небесный огонь не сжигает дерево, но пожирает огонь, зажженный людьми, то за целостность жертвенника можно быть спокойным.