Образцовый прозелит. Недельная глава Торы «Итро»

Недельная глава Торы «Итро»Мидьянский священник Итро, тесть Моше, приходит в стан евреев вместе с женой и сыновьями пророка. Под впечатлением рассказа Моше о чудесах Исхода и величии Б-га Итро признает истинность Торы. Видя, что Моше не справляется в одиночку с множеством судебных дел, исков и ходатайств, с которыми к нему обращаются евреи, Итро советует зятю назначить помощников для рассмотрения мелких вопросов, а себе оставить самые важные и трудные дела. Моше так и поступает.
Шестого сивана сыны Израиля приходят к горе Синай, и Б-г предлагает им принять Тору. Получив их согласие, Он велит Моше подготовить народ к этому величайшему в истории событию. На третий день под раскаты грома, вспышки молний и трубные звуки шофара Творец обращается «голосом» с вершины дымящейся горы. Звучат Десять заповедей:
1. Я — Б-г (заповедь веры в Творца).
2. Не будет у тебя других богов.
3. Не упоминай всуе имя Б-га.
4. Помни и освящай субботу.
5. Почитай отца и мать.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не лжесвидетельствуй.
10. Не желай чужой собственности.
Евреи не выдерживают прямого контакта с Б-гом и после первых двух произнесенных Им речений просят Моше стать посредником — передавать им дальнейшие слова Творца. Б-г требует от евреев хранить Ему верность и не увлекаться другими религиями и мировоззрениями.
***

«И пришел Итро, тесть Моше… к Моше в пустыню…» (18:5).
В Пятикнижии есть два раздела, названные по имени нееврея. Один из них — «Балак» в книге «Бамидбар», а второй, пожалуй, более важный по значению, поскольку в нем рассказывается о даровании Торы у горы Синай, — «Итро», который мы читаем на этой неделе.
Чем же заслужил мидьянский священник Итро такую высокую честь? Не только тем фактом, что его дочь Ципора стала женой Моше Рабейну, величайшего еврейского пророка, возглавившего Исход.
Хотя Тора впервые упоминает Итро в разделе «Шмот» после побега Моше из Египта в Мидьян, их первая встреча произошла намного раньше. Мидраш рассказывает о двух эпизодах, в которых Итро проявил себя с лучшей стороны.
В первый раз это произошло, когда маленький Моше, воспитывавшийся в царском дворце, сидел однажды на коленях у фараона. Заигравшись, он снял корону с головы фараона и надел на себя. Придворные и советники, среди которых находился и Итро, сочли эту выходку дурной приметой и посоветовали фараону убить Моше. И только Итро резко возразил: мол, что взять с глупого ребенка (даже он не мог распознать величие Моше и его пророческий дар, проявившийся в столь нежном возрасте). «Давайте лучше, — сказал он, — устроим ему проверку». Последующая проверка спасла жизнь мальчику, который со временем стал зятем Итро.
Моше в том эпизоде едва исполнилось два года. Значит, Итро был по крайней мере лет на двадцать старше его. Следовательно, в период Исхода ему было около ста лет — ведь сам Моше был уже восьмидесятилетним старцем. И именно тогда Итро, потрясенный рассказом Моше о чудесах Исхода и даровании Торы, решил перейти в иудаизм вместе со всей своей семьей.
Сам этот факт свидетельствует о несравненном величии Итро и учит нас, что никогда не поздно открыть для себя правду и круто изменить свою жизнь.
Второй эпизод, связывающий Итро с Моше, точнее с народом Моше, произошел, когда фараон решил поработить сынов Израиля: «Давайте ухитримся действовать против него…» (1:10). У фараона было тогда три главных советника, одним из которых был Итро. Именно он призвал фараона не гневить Б-га и вспомнить, как его отец, предыдущий фараон, вызволил из тюрьмы Йосефа, который, в свою очередь, спас Египет от голода и обеспечил его экономическое процветание.
Да, Итро был с детства идолопоклонником, но уже тогда ему были присущи чувство справедливости и стремление к правде. Когда Авраам решил женить своего сына Ицхака, он велел слуге Элиэзеру отправиться на поиски жены в Харан, где проживали родственники Авраама, которые, несмотря на приверженность идолопоклонству, обладали положительными чертами характера и тем отличались в лучшую сторону от ханаанеев, среди которых жили Авраам и Ицхак. Именно личная честность и стремление к правде помогли Итро отказаться от поклонения идолам в пользу монотеизма.
Любопытный факт: Итро, так же, как и Бетуэль, отец Ривки, жены Ицхака, был из семьи Авраама, поскольку Мидьян, основатель мидьянского народа, был сыном Авраама от Кетуры: «И еще раз взял Авраам жену по имени Кетура. И родила она ему Зимрана и Йокшана, Медана и Мидьяна, Ишбака и Шуаха» (Берешит, 25:1-2).
Мудрецы Талмуда сообщают, что Итро перепробовал все виды идолопоклонства, но в конечном счете пришел к иудаизму. Нельзя винить человека за плохое воспитание, которое он получил в детстве, и дурное влияние, из-за которого он шел по ложному пути. Но его можно винить в том, что он не искал правду. Ведь тот, кто ищет честно и упорно, обязательно найдет.
Когда Моше впервые пришел в Мидьян и встретил семью Итро, он увидел, что его дочери чем-то очень расстроены. Оказалось, что мидьянитяне подвергли бойкоту Итро за то, что он отказался от своих прежних верований. Нет сомнений, что Итро был твердо убежден в правильности своего выбора. Старый человек, поднявшийся на вершину социальной лестницы, уважаемый и богатый, сознательно отказался от удобной и легкой жизни ради правды, которая открылась ему в результате духовных поисков, хотя у него не было примера для подражания и поддержки извне.
Он был готов стать «отщепенцем» вместе со своей семьей ради вновь обретенной веры и Единого Б-га, которого он признал решительно и безоговорочно. Итро — это первый в истории гер-цедек нееврей, принявший иудаизм по убеждению и пошедший на жертвы ради него.

Щедрая компенсация
«Чти отца своего и мать свою, дабы продлились дни твои на земле, которую Господь Б-г твой дает тебе» (20:12).
Заповедь почитания родителей — одна из немногих, за которую обе­щана конкретная награда.
Рав Йосеф-Хаим Зонненфельд, духовный наставник иерусалимских евреев в первой трети прошлого века, давал такое объяснение. Все знают о заповеди, повелевающей чтить родителей и заботиться о них. «Пусть так, — рассуждают некоторые, — но это вовсе не значит, что я должен тратить свое драгоценное время на ее исполнение». Тора не указывает, сколько времени надо посвящать заботе о родителях. Точно так же она не обязывает детей тратить свои деньги на нужды отца и матери.
Предвидя такие отговорки, Тора ввела очень щедрую награду за исполнение заповеди «кибуд ав ве-эм», которую можно также назвать щедрой компенсацией. Тора обещает, что время, выделенное человеком на заботу о родителях, будет сторицей компенсировано после их смерти дополнительными годами жизни.
Рабейну Бахья, живший в Сарагосе в XI веке, отмечает еще одну грань этой заповеди в своем комментарии к вышеприведенному стиху. «Ухаживая за немощными родителями, — пишет он, — ты, возможно, начнешь сожалеть, что они зажились на свете. Так знай: ты сожалеешь о своей собственной жизни, о своих собственных годах…» Другими словами, чем больше времени мы проводим со старыми родителями, тем дольше будем жить сами.
Долгая жизнь обещана и тем, кто уделяет много времени молитве. Однажды Хатам-Софера, духовного лидера венгерского еврейства конца XVIII — начала XIX века, спросили, почему он так долго читает молитву «Шмонэ-эсре» — ведь он мог бы вместо этого больше времени отдавать изучению Торы. Хатам-Софер ответил: «Не беспокойтесь. Мудрецы Талмуда говорили, что те, кто долго молится, получат дополнительные дни и годы жизни. Поэтому все время, которое я трачу на молитву, будет позже возвращено мне, и уж тогда я смогу посвятить его изучению Торы».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора