Содержание раздела
Обращаясь к еврейским рабам через своего посланника Моше, Б-г обещает вывести их из Египта. Но те не желают слушать пророка «из-за нетерпения и тяжкой работы». Моше получает указание отправиться к фараону и потребовать, чтобы он отпустил евреев на три дня в пустыню для принесения жертв Б-гу. Моше и Аарон демонстрируют во дворце фараона уникальное знамение, подтверждающее их Б-жественную миссию: они превращают посох в змею, но придворные чародеи копируют «фокус», и египетский правитель не подчиняется требованию. Тогда Б-г приступает к казням. Первые две казни — повсеместное превращение воды в кровь и распространение жаб — чародеи повторяют, хотя и в меньших масштабах. Но после третьей казни — распространения вшей — они вынуждены признать, что «это перст Б-жий». От всех казней (в сегодняшнем разделе описаны семь из десяти) страдают только египтяне, но не евреи, живущие в провинции Гошен. После вшей следуют новые кары: нашествие диких зверей, падеж скота, кожные нарывы и град с огнем. Эти страшные бедствия губят египетскую империю, однако, несмотря на предупреждения Моше и его многократные предложения остановить череду казней в обмен на освобождение сынов Израиля, фараон продолжает упорствовать.
* * *
«Но не слушали они Моше из-за своего нетерпения и тяжкой работы» (6:9).
В начале раздела Б-г велит Моше-рабейну сообщить сынам Израиля, что вскоре они будут выведены из египетского рабства. Первая попытка не удалась: измученные рабством евреи «не слушали» Моше.
Поэтому, когда своим следующим указанием Всевышний повелел пророку явиться к фараону и потребовать освобождения евреев, «заговорил Моше пред Б-гом такими словами: “Вот, сыны Израиля не стали слушать меня. Как же фараон послушает меня? Ведь у меня запечатаны уста”» (6:12).
В каждом поколении Всевышний посылает евреям духовных вождей, мудрецов Торы, способных руководить народом, выводить его из, казалось бы, безнадежных ситуаций. В прежние времена у еврейского народа не было других вождей, и они, как правило, следовали указаниям мудрецов, благополучно минуя испытания.
Однако в эпоху Просвещения и либерализма евреи отвернулись от своих духовных наставников и пошли за политиками, людьми в большинстве своем тщеславными, оторванными от жизни и слабо разбирающимися в подоплеке событий.
В результате с конца XIX века нас постигает непрерывная череда несчастий и трагедий, а живущие среди нас мудрецы Торы бессильны повлиять на евреев и помочь им. Иногда в критические моменты раздаются упреки: «Что же раввины молчат? Почему не выскажутся?» Потому и молчат, что их все равно не слушают.
Так произошло и в Древнем Египте. Если бы закабаленные сыны Израиля сразу поверили Моше-рабейну, то, возможно, он сумел бы быстрее повлиять на фараона, и тогда им пришлось бы меньше страдать. Но они не поверили, не послушали, и уста величайшего из пророков оказались «запечатаны».
Язык мой — враг мой
Третья казнь — распространение вшей — была поручена не Моше, а Аарону: «И сказал Б-г Моше: “Скажи Аарону: простри посох свой и порази прах земли, и станет он вшами во всей стране Египетской”» (8:12).
Такой выбор исполнителя неслучаен. Когда Моше убил египтянина, избивавшего еврея, он скрыл его тело в земле. Поэтому, если бы Моше сам ударил земной прах посохом, это был бы акт вопиющей неблагодарности. Но ведь об убийстве египтянина все равно стало известно, и Моше пришлось бежать из страны. Так чем же он обязан земному праху? В конце концов, земля ничего реального не сделала для него.
Тора преподносит нам здесь очень важный урок: благодарность не должна зависеть от конечного результата. Любая услуга, даже если она оказалась бесполезной, требует признания и благодарности.
И еще один моральный урок. Мы выводим его из казни под названием «цфардеа», жабы. Хафец-Хаим задает вопрос: почему жабы сразу сдохли, как только Моше попросил Б-га прекратить эту казнь, а позже, в пустыне, когда Всевышний наслал на строптивых евреев змей, молитва Моше не дала немедленного результата: вначале ему пришлось изготовить «громоотвод» — медную змею на шесте, чтобы ужаленные смотрели на нее и исцелялись?
Молитва, объясняет Хафец-Хаим, может исправить любой грех, кроме «лашон а-ра» — злословия, клеветы, сплетен. Ведь именно за это Б-г наслал змей на евреев в пустыне.
Ангела-обвинителя, создаваемого злоречием, не так-то просто усмирить. Одна молитва не заткнет ему рот — он будет говорить и говорить, как вздорная сплетница, пока не удастся ликвидировать сам источник его активности. Поэтому, когда евреи плохо говорили о Б-ге и Моше, одной молитвы их лидера оказалось недостаточно.
Наказание прекратилось лишь после того, как люди исправили свой грех конкретным действием: глядя вверх на змея, они восстанавливали связь с Творцом, нейтрализовали яд своего злословия и тем самым лишали небесного обвинителя дальнейших аргументов.
«И снег, и ветер…»
Перед седьмой казнью, градом, Б-г устами Моше пригрозил фараону: «Ибо на этот раз Я пошлю все Мои кары в сердце твое…» (9:14). Что означают слова «все Мои кары»?
Виленский Гаон объясняет, что Б-г карает грешников, как правило, с помощью одной из трех природных стихий: огнем, ветром или водой. Жители Сдома погибли от огня; поколение Потопа было сметено водой; строителей Вавилонской башни разметало ветром по земле.
С Египтом Всевышний расправлялся с помощью всех трех стихий: кровь и лягушки появились в воде; саранчу принес ветер, а нарывы «горели» на коже, как огонь.
Но была одна казнь — град, — в которой Б-г задействовал все три стихии одновременно: сами ледяные градины были образованы из воды; внутри каждой из них, как свидетельствует Тора, горел огонь; град сопровождался громом и сильным ветром.
Вывести галут из евреев
Когда читаешь хронику казней, возникают два вопроса. Первый: почему Творец так долго церемонился с египетскими эксплуататорами? Почему сразу не прикончил их, дав евреям неповторимую возможность выйти на свободу по трупам своих мучителей?
Ответ мы находим здесь же, в разделе «Ваэра». Б-г говорит фараону: «Ведь если бы я простер теперь руку Мою и поразил бы тебя и народ твой мором, то был бы ты сметен с лица земли. Но для того Я оставил тебя, чтобы показать тебе силу Мою и чтобы возвестить Имя Мое по всей земле» (9:15–16).
Другими словами, цель затянувшейся кампании под названием «Десять египетских казней» состоит не только в освобождении евреев и наказании египтян, но и в том, чтобы продемонстрировать всему миру, на много веков вперед, несравненную мощь Творца и Его особое расположение к сынам Израиля.
Второй вопрос часто задают те, кто впервые приступает к серьезному изучению Пятикнижия: «Если Всевышний ожесточил сердце фараона, то в чем же вина египетского правителя и тем более его подданных?» Ведь они действовали по Его воле.
Существуют несколько ответов. Во-первых, всякий народ достоин того правителя, которого имеет. Простые египтяне охотно и с радостью порабощали евреев, ревностно выполняя все антисемитские указы правителя и нередко проявляя инициативу на местах, поэтому и вину они делят с ним. Во-вторых, фараон еще до «ожесточения» своего сердца обрек евреев на тяжкие страдания, за что и был лишен возможности раскаяния.
И, наконец, половина казней была послана фараону в тех случаях, когда он сам упрямился, не желая отпускать евреев. В одном месте сказано: «И укрепил фараон свое сердце». Подлинное «ожесточение» свыше произошло уже в разгар казней.
Напуганный тяжкими бедствиями, египетский правитель уже готов был уступить, но Всевышний не оставил ему путей к отступлению, решив, по-видимому, довести свою акцию до логического конца.
К тому же, как уже говорилось, цель казней состояла не только в наказании фараона, но и в том, чтобы убедить евреев, египтян и все «мировое сообщество», что только Всевышний — истинный правитель мира.
Спрашивают также, почему Б-г послал сразу двух человек на спасение евреев: Моше и Аарона. Разве недостаточно было одного спасителя, как в других религиях?
Рав Шмуэль Могилевер, живший в XIX веке, сказал во время урока в иешиве, что в будущем придут тоже два освободителя, чтобы вывести евреев из галута (рассеяние), — сначала Мошиах бен Йосеф, затем Мошиах бен Давид. Ученики возразили: «Но, рабби, это не ответ! Теперь мы можем спросить: зачем придут два Мошиаха?» Рав Могилевер немедленно ответил: «Им предстоит тяжелая работа. Один выведет евреев из галута, а другой выведет галут из евреев».