Содержание раздела
Кончиной Йосефа завершилась эпоха праотцев. Раздел «Шмот», первый в одноименной книге, начинается с рассказа о закабалении евреев в Египте. Боясь их быстрого численного роста, фараон велит повитухам убивать новорожденных еврейских мальчиков, но его приказ не выполняется. Тем временем у супругов Йохевед и Амрама из колена Леви рождается Моше, будущий предводитель, законоучитель и величайший пророк Израиля. Стремясь спасти младенца от неминуемой гибели, мать кладет его в просмоленную корзину и пускает по течению Нила. Ребенка находит дочь фараона. Она усыновляет его и, по предложению Мирьям, сестры Моше, берет в кормилицы мать ребенка Йохевед.
Проходят годы. Однажды молодой египетский принц Моше становится свидетелем того, как египтянин жестоко бьет еврея. Моше убивает египтянина и, спасаясь от возмездия, бежит в страну Мидьян. Там он выручает из беды дочерей местного священника Итро и женится на одной из них — Ципоре.
У горящего, но не сгорающего куста Б-г открывается Моше и поручает ему вывести евреев из Египта в Эрец Исраэль. Моше возражает: евреи, мол, не поверят, что он — посланник Всевышнего. Тогда Б-г укрепляет репутацию пророка тремя сверхъестественными знамениями. Моше жалуется на свой речевой дефект, и Б-г назначает брата Моше Аарона его помощником.
Братья встречаются в Египте и вместе идут к фараону, чтобы от имени Б-га потребовать: «Отпусти народ мой!» Фараон категорически отказывается выполнить ультиматум, отвергает Б-га и усиливает эксплуатацию еврейских рабов. Те обвиняют Моше в безответственном поведении, но Б-г заверяет пророка, что все идет по намеченному плану: процесс освобождения только начинается.
* * *
«Сказал Моше Б-гу: “Кто я такой, чтобы идти к фараону и чтобы вывести сынов Израиля из Египта?”» (3:11).
В 1917 году произошли три революции. О двух из них — принятии Бальфурской декларации, признавшей за евреями право на национальный очаг в Эрец Исраэль, и о большевистской революции в России — знает весь мир. Уже в нашу эпоху обе революции потерпели неудачу: перестройка развалила советскую империю и уничтожила миф о «самом справедливом обществе», а арабская интифада и сильный левый крен в мировоззрении израильтян поставили под угрозу сионистскую идею.
О третьей революции мало кто слышал даже среди тех, кто пользуется сегодня ее плодами. Речь идет о создании системы еврейского религиозного образования для девочек «Бейт-Яаков». Не будет преувеличением сказать, что сеть школ «Бейт-Яаков» спасла наш народ от тотальной ассимиляции. У истоков этой «третьей революции» стояла скромная швея по имени Сара Шнирер.
Сара Шнирер родилась в 1883 году в польском городе Кракове, входившем тогда в состав Австро-Венгерской империи. В те времена еще не было системы образования для еврейских девочек, и Сара обучалась в государственной польской школе.
Это была ассимиляторская эпоха, эпоха Просвещения. «Просвещение» подорвало вековые устои еврейского образа жизни, причем в особенно тяжелом положении оказались еврейские женщины. Девочки из еврейских семей хорошо разбирались в польской поэзии, но презирали духовное наследие своих отцов. Они стеснялись своего родного языка, идиш. Если к ним обращались на идиш, они отвечали по-польски.
Сара Шнирер видела, какой опасный вакуум возник в образовании еврейских девочек. Их братья были, по крайней мере, защищены изучением Торы, но девочкам было нечем отразить мощный напор секулярной культуры.
«Браха ве-хацлаха!»
Тем временем разразилась Первая мировая война, и Сара отправилась в Вену с потоком беженцев. В шаббат Хануки она пришла в синагогу на Штумпер-штрассе, где перед собравшимися выступил раввин и ученый рав Плеш. Рав Плеш говорил о героической борьбе Матитьягу и хасмонеев, о Хане, которая пожертвовала ради веры жизнями своих семи сыновей. Эта была проповедь верности и готовности к самопожертвованию.
Внимая пламенным словам венского мудреца, Сара вдруг приняла важное решение. Теперь она знала, чему посвятить свою жизнь.
Вернувшись в Краков, она с энтузиазмом принялась за работу. Не имея ни денег, ни поддержки, опираясь лишь на собственную любовь к Б-гу и еврейскому народу, Сара сумела открыть в 1917 году первую школу для девочек.
Она сняла две комнаты, одна из которых служила ей мастерской, где она «шила одежду для тела», а в другой стало действовать «ателье по пошиву одежды для юных душ».
Сара знала: даже если разум одурманен секулярной идеологией, правильное воспитание в духе Торы и соблюдение заповедей не дадут зачахнуть еврейской душе.
О своей школе и дальнейших планах Сара написала брату, бельцкому хасиду, жившему в Чехословакии. Вначале он высмеял ее начинание, но спустя некоторое время, увидев, что сестра настроена серьезно, он пригласил ее в Мариенбад, написав: «Здесь находится Бельцкий ребе. Давай спросим его».
Сара потратила все свои скудные сбережения на эту поездку. Брат передал ребе короткую записку: «Моя сестра хочет обучать дочерей Израиля в духе иудаизма и Торы». Ребе ответил двумя словами: «Браха ве-хацлаха!» — «Благословляю и желаю успеха». Сара вернулась домой окрыленная. Никакой другой помощи ей и не требовалось.
Двадцать пять ее первых учениц стали тем ядром, из которого развилось движение «Бейт-Яаков». Вначале к школе Сары Шнирер многие относились скептически. «Эта швея вообразила себя спасительницей нации. Она, видите ли, хочет совершить революцию в образовании», — говорили злые языки. Однако первые результаты обучения еврейских девочек по новой программе заставили их замолчать. Родители учениц видели, как в их дочерях пробуждается новый дух. Девочки даже разговаривали не так, как ученицы в других школах Польши. Ни грубости, ни высокомерия. Они относились с уважением к родителям и просили брать их с собой в синагогу. Они говорили благословения на еду и охотно слушали истории о еврейских праведниках. Таких блестящих результатов педагогического эксперимента никто не ожидал.
Безумство храбрых
Восстание против могущественной греко-сирийской империи подняла одна еврейская семья, всего двенадцать человек. В честь их победы мы уже более двух тысячелетий отмечаем Хануку.
Сара Шнирер тоже победила. Эта скромная швея, сама учившаяся только до 13 лет, почти в одиночку совершила революцию в еврейском образовании. Когда она умерла, в странах Центральной и Восточной Европы действовало более двухсот школ «Бейт-Яаков», которые посещали 25 тысяч учениц. Плодами ее деятельности пользуется сегодня все религиозное еврейство, особенно в Израиле и Соединенных Штатах. Сеть школ «Бейт-Яаков» стала базой еврейского образования для девочек.
Как часто внутренний голос предостерегает нас: «Не лезь на рожон. Ты не справишься. Тебе что, больше всех надо?»
Недооценка своих возможностей, страх и пассивность — наши самые лютые враги. В действительности мы обладаем неисчерпаемыми запасами сил и талантами, о которых и сами не догадываемся. Каждый из нас — золотая жила, залежь множества достоинств. Но мы видим только достоинства других людей, а свои собственные способности не можем разглядеть, поскольку они нам привычны.
Когда Б-г велел Моше вывести евреев из Египта, тот испугался: «Кто я такой?» РАШИ продолжил его ответ: «Неужели я такая важная личность, что могу разговаривать с царями?»
«Йецер ха-ра», дурное побуждение, живущее в сердце каждого человека, культивирует в человеке чувство неуверенности: «Кто ты такой? Кого ты хочешь обмануть?»
Надо помнить, однако, что если мы действительно чего-то захотим, Б-г поможет нам. Кроме наших скрытых ресурсов и достоинств, о которых мы порой не знаем всю свою жизнь, существует также воля Всевышнего. Если Он решил, что нам предстоит совершить нечто важное в жизни, никакие ограничения и противодействия не помешают. Пример скромной швеи, основавшей систему образования «Бейт-Яаков», тому наглядное подтверждение.