Теперь, когда мы ощутили шок от капитуляции Обамы перед иранцами, настало время посмотреть в глаза тяжёлым реалиям и строить планы на будущее.
Отрезвляет осознание того, что, несмотря на то, что поддержка Израиля американской общественностью находится на небывало высоком уровне, администрация Обамы была лукавой, лживой и действительно предала Израиль. Она вела себя аналогичным образом в отношении своих давних арабских союзников и разрушила чаяния тех иранцев, которые жаждут освобождения от жестокой диктатуры режима фанатичных аятолл. Если аятолла Хаменеи чудом не изменит свою непримиримую ксенофобию, то наследием, оставленным Обамой, будет то, что он, американский президент, умиротворил самый варварский исламский фундаменталистский режим в мире.
Не ошибитесь! Геноцидальные исламские фундаменталисты, правящие Ираном, являются современными нацистами, армированные мессианскими убеждениями. Подобно нацистам, они стремятся навязать свою демоническую идеологию всему миру и с гордостью заявляют о своей цели победить «Большого Сатану» (Америку) и стереть с карты «бешеную собаку региона» (Израиль).
Напрашивается аналогия с Мюнхенским сговором 1938 года, когда главные державы успокоили Гитлера. Но, как правильно отметил обозреватель Wall Street Journal Брет Стивенс, Чемберлен умиротворил Гитлера, когда Великобритания была слаба и не подготовлена. Обама же капитулировал перед иранцами с позиции силы, когда санкции угрожали подорвать их власть.
Обама также не смог извлечь для себя урок, доверяя двуличным северокорейцам и по иронии судьбы делегировал на первые 12 месяцев подпольных предварительных переговоров с Ираном Венди Шерман, того же представителя Госдепартамента, которая потерпела фиаско на переговорах с северокорейцами.
Он отражал философию Третьего мира, которую он произнёс сразу после его переизбрания. Его заявленными целями тогда были: уменьшение вовлечения США в конфликты по всему миру, завершение войны против исламского фундаментализма и «вступление в диалог» с государствами-изгоями – особенно с Ираном. С тех пор он реализовывал эту стратегию действиями, которые включали унижение Израиля, отказ от давних арабских союзников и поддержку завоевания Египта «Братьями-мусульманами».
На форуме в Женеве обе стороны достигли своих целей.
Обама и его партнёры, готовые признать практически всё, в своём отчаянии, чтобы добиться соглашения, преуспели в этом. Иранцы обрели легитимацию в качестве ядерного государства или стоящего на грани получения статуса ядерного, без каких либо существенных уступок и получили неожиданный поток миллиардов долларов.
Как торжественно провозгласил президент Ирана Хасан Роухани: – «Право Ирана на обогащение урана принято мировыми державами, …а архитектура санкций начнёт разрушаться». Повторенная Обамой угроза об использовании военных действий в качестве последнего средства потеряла доверие, и иранцы ощущают удовлетворение от того, что Израиль не в состоянии действовать, в то время как они «договариваются» с США.
Израиль в настоящее время обвиняют в разжигании войны, несмотря на то, что он больше всего потеряет в военном конфликте, и он надеется, что иранцы под давлением санкций могли бы отступить, без применения против них военных действий. Реальность такова, что политика умиротворения Обамой этого драконовского режима только ободрит радикальных фанатиков, один из которых заявил, что их целью является установление глобального закона шариата, что почти гарантирует будущую войну.
Израилю повезло, что во время этого кризиса на посту премьер-министра находится Биньямин Нетаниягу, несмотря на косвенные ограничения. Его эффективная политика, затрагивающая интересы всех стран, несомненно, привела к наложению глобальных санкций и предотвращению возможности иранцев спокойно достигать своих целей.
Визит Обамы в Израиль в марте и его неоднократные подтверждения, что Израиль может полагаться на него в предотвращении возможности иранцев в разработке ядерной бомбы, призывали Нетаниягу пойти на большие уступки американцам, в том числе, на весьма непопулярное и морально отталкивающее освобождение неоднократных убийц для того, чтобы «побудить» палестинцев начать мирные переговоры.
Предательство Обамы явно потрясло Нетаниягу. В ответ он изложил позицию Израиля и показал опасность этого соглашения, зная, что это вызовет гнев американцев и их союзников, которые находятся в состоянии эйфории от своего одностороннего соглашения и смущены разоблачением своего бессилия.
Чтобы противостоять вызовам, исходящим даже изнутри его собственной партии в Конгрессе, Обама пригласил Израиль для участия в прениях с правом совещательного голоса в отношении будущих переговоров. В ответ Нетаниягу несколько смягчил тон и сосредоточился на привлечении внимания к минимальным требованиям для окончательного соглашения с иранцами, – хотя он знает, что участие Израиля будет иметь незначительное влияние на результат.
Несмотря на критику со стороны своих политических противников и враждебных СМИ, все опросы показывают, что израильская общественность в подавляющем большинстве поддерживает критику Нетаниягу американской администрации.
Откуда же начинается этот отход от «непоколебимой связи» между США и Израилем? Эти отношения, безусловно, стали напряжёнными, когда президент Обама всё чаще стал рассматривать Израиль как препятствие на пути его стремления «вступить в переговоры» с Ираном.
Тем не менее, несмотря на вероятность дальнейших турбулентных столкновений в ближайшем будущем, уникальные общие интересы между израильтянами и американцами предотвратят реальный разрыв.
Доминирующие чувства к Израилю никогда не были более позитивными, чем сегодня, и есть все основания надеяться, что, несмотря на нынешнюю напряжённость, Vox Populi («глас народа») будет гарантировать, что Израиль и Америка сохранят свои отношения и что традиционное доверие, преобладавшее в прошлом, в будущем возобновится.
Это подкрепляется тем фактом, что, несмотря на напряжённость, администрация Обамы никогда не отказывалась от уверения американцев, что они всегда будут стоять на страже безопасности Израиля и, действительно, они укрепляют военную помощь Израилю.
США по-прежнему остаются решающим фактором выживания Израиля. Конечно, Израиль должен стать более самостоятельным и искать новых партнёров. Но любое предположение, что Россия, Китай или какая-нибудь европейская страна может заменить США, абсурдно.
Чтобы сохранить поддержку американской общественности и Конгресса, от Израиля потребуется тонкая дипломатия, как и активная поддержка напористых американских еврейских лидеров и произраильских групп христиан. В прошлом сторонники Израиля действовали в основном синхронно с администрацией, но сегодня это не так.
Администрация Обамы уже оказывает давление на лидеров еврейских организаций, чтобы они не «раскачивали лодку». Некоторые критики уже проводят аналогии с запугиванием со стороны Рузвельта и молчанием еврейских лидеров во время Холокоста, а также усилиями администрации США надеть намордники на еврейских лидеров.
В этой обстановке внезапно возникают безобразные антисемитские обвинения.
Евреев обвиняют в двойной лояльности и разжигании войны, в стремлении «затянуть Америку в новую войну».
До недавнего времени, AIPAC и основные еврейские организации, такие как the Presidents Conference, the American Jewish Committee, the Anti-Defamation League, the World Jewish Congress (Конференция президентов, Американский еврейский комитет, Антидиффамационная лига, Всемирный еврейский конгресс) и видные еврейские активисты решительно сопротивлялись давлению, чтобы они одобрили позицию администрации. Они выступали откровенно критически против послаблений Ирану.
Даже Алан Дершовиц, один из самых преданных еврейских сторонников Обамы, предупредил, что это «может стать катастрофической ошибкой гигантских размеров и моментом Чемберлена» для президента.
Но теперь еврейская критика стала более сдержанной.
Генеральный директор AIPAC Говард Кор призвал своих сторонников прекратить критиковать президента Обаму и его администрацию и сосредоточиться исключительно на лоббировании активизации антииранских санкций. Он защищал такой подход на том основании, что соглашение в Женеве можно отнести лишь к «другой стратегии», нежели израильская, относительно того, как предотвратить получение Ираном ядерного оружия. Его сторонники утверждают, что хотя Обама, может быть, и утратил доверие Израиля, но он также обманул всех своих союзников в ближневосточном регионе.
В частном порядке некоторые лидеры еврейского истэблишмента предупреждают, что прямая конфронтация с Обамой будет иметь негативные последствия для американо-израильских отношений. Они также утверждают, – ошибочно, – что Израиль глубоко разобщён в этом вопросе.
Они оправдывают свой подход ссылкой на усталость американского народа от войн и его обеспокоенностью тем, что изоляционизм растёт на уровне Конгресса. Они утверждают, что только те американские евреи, которые категорически настроены против Обамы, поощряют открытую критику президента и утверждают, что большинство из них готовы подождать и посмотреть, что будет дальше.
Еврейские лидеры, несомненно, также сталкиваются с давлением со стороны своих либеральных избирателей и спонсоров и опасаются, что если они воспринимаются администрацией как слишком откровенные, то они будут лишены доступа к трибунам и исключены из процесса общественного обсуждения.
Таким образом, Сионистская организация Америки (ZOA) во главе с Мортом Клейном, появилась как основная организация, продолжающая бранить администрацию за отказ от Израиля. Клейн тоже публично дал отповедь организации AIPAC за «её дерзкие, глубоко волнующие слова, которые не в ладах с позицией Израиля … Сделка с Ираном является отказом от необходимости остановить Иран … Мы должны неизменно противостоять ей и сказать, почему, громко и чётко, а не лепетать просто о разногласиях».
После осуждения Сионистской организацией Америки организации AIPAC, глава ADL Эйб Фоксман, который одобрял безмолвный подход AIPAC, решительно заявил, что он «смущён принятием нашим правительством шантажа Ирана» и описал тайные переговоры США с Тегераном как «нарушение особых отношений с Израилем».
Обзор последних событий, однако, следует рассматривать в перспективе. Хотя разумно предположить, что США и их союзники повторяют сценарий политики умиротворения, предпринятый Чемберленом, Израиль сегодня это – не Чехословакия 1938 года. Он – не вассальное государство и не позволит, чтобы его принесли в жертву для того, чтобы успокоить последышей нацизма.
ЦАХАЛ сегодня является наиболее мощной военной силой в этом регионе, способной сдержать натиск со стороны всех его противников, вместе взятых. Его соседи Египет и Сирия заняты внутренними проблемами, а террористические организации ХАМАС и Хизбалла погрязли в собственных кризисах. В отношении Ирана, Саудовская Аравия и страны Персидского залива будут спокойно оказывать поддержку Израилю.
Кроме того, Америка является одной из немногих стран, в которых люди ожидают от своих лидеров, что они руководствуются моральными ценностями, а не реальной политикой. Замечания президента Обамы и госсекретаря Керри на конференции Сабана, взахлёб расхваливающие Израиль и подтверждающие приверженность США стоять стеной за нас, отражают общие ценности и поддержку, которой пользуется Израиль среди американской общественности.
Несмотря на нынешнюю напряжённость, продолжающаяся деликатная, но решительная дипломатия и наш общий интерес в борьбе против исламского фундаментализма сохранят отношения с США. Будем надеяться, что более дружественная будущая администрация также восстановит доверие между обеими странами.
Но сегодня, как и в прошлом, мы никогда не должны подчинять нашу безопасность третьим сторонам и признать, что в случае крайней необходимости, мы можем рассчитывать только на свои силы и способности защитить себя.
Автор — Изи Лейблер
Изи Лейблер – бывший председатель совета директоров Всемирного еврейского конгресса. Глава Jerusalem Center for Public Affairs и Diaspora-Israel Relations Committee. Лауреат премии Махатмы Ганди, присуждённой за вклад в укрепление связей между Израилем и Индией.
Перевод Игоря Файвушовича. Блоги журнала «7 искусств»