А. Непомнящий. Мгла над Сирией

Вторая женевская конференция по Сирии намечена на конец ноября. Однако до сих пор не только её повестка, но и состав участников совершенно не определены.

Национальная оппозиция разобщена и не имеет ни единого руководства, ни общей платформы. Значительная часть оппозиционных групп в качестве непременного условия своего участия выдвигают немедленную отставку Бшара Асада.

Но Асад не собирается отказываться от власти и в ответ, не готов видеть на переговорах «террористов», то есть представителей групп, воюющих с его армией.

В то же время оппозиционные деятели, находящиеся за пределами Сирии и не участвующие в боевых действиях, не пользуются авторитетом у большинства повстанцев.

Европейские политики пытаются искусственно сформировать «оппозицию в изгнании» на базе «Сирийского национального совета», который пользуется также поддержкой Турции. В начале ноября, Совет соберётся в Стамбуле, чтобы обсудить возможность участия в конференции.

В свою очередь, Россия продвигает в качестве представителя оппозиции отправленного на днях в отставку вице-премьера и министра внутренней торговли Сирии, находящегося сейчас в Москве, коммуниста и выпускника МГУ, Кадри Джамиля.

При этом, степень влияния как коммуниста, так и европейско-турецких протеже на воюющих в Сирии оппозиционеров представляется крайне незначительной.

ООН и Арабская Лига направили специального посланника, бывшего министра иностранных дел Алжира Лахдара Брахими в турне по странам региона, с целью по возможности подготовить общую позицию.

Брахими уже успел заручиться согласием на участие в конференции главы иранского МИДа Джавада Зарифа. Но столкнулся с жёсткой позицией Эр-Рияда, озвученной бывшим главой саудовской разведки принцем Турки аль-Фейсалом, заявившем, что прежде необходимо оказать военную поддержку умеренной оппозиции, с тем, чтобы уровнять действующие силы и сделать переговоры более конструктивными.

Саудовский подход вызвал резкую критику лидера ливанской террористической группировки «Хизбалла» Хасана Насраллы, обвинившего власти королевства в попытке сорвать конференцию.

США, судя по всему, вообще не имеют внятной позиции по сирийскому вопросу. Госсекретарь Джон Керри ещё несколько лет назад называл Бшара Асада «щедрым и конструктивным лидером, реформатором и человеком слова», пытаясь убедить Израиль передать Сирии Голанские высоты. Затем Керри переключился на поддержку повстанцев. Однако теперь, после заключения соглашения по химическому разоружению Сирии, вероятно, способен вновь сделать ставку на диктатора.

В то время как Асад старается позиционировать себя, как единственную силу, способную сохранить стабильность Сирии, национальная оппозиция утверждает, что только она может привести к демократическим реформам в стране.

Однако, трагедия, похоже заключается в том, что и те и другие уже не играют решающей роли в конфликте.

Почти три года, пока сторонники и противники Асада истребляли друг друга в жестокой гражданской войне, пока мировые державы спорили о том, как следует поступить с запасами химического оружия, пока региональные интересанты накачивали обе стороны конфликта бойцами, оружием и деньгами, на просторах Сирии взошла третья сила.

Разумно ограничиваясь выступлениями против диктатуры Асада, не оглашая вслух своих целей и принимая помощь от всех возможных союзников, эта сила постепенно стала доминантой конфликта, практически самостоятельно определяющей его дальнейшей развитие и оставившей прежних участников в стороне от принятия решений.

На севере и юге некогда единой страны развернулись черные стяги с белёсыми подтёками арабской каллиграфии – боевые знамена исламских фанатиков – салафитов.

Крупнейшие из организаций – Джабхат ан-Нусра («Фронт победы») и «Исламские государство Ирак и Сирия», связанные с Аль-Каидой и контролирующие огромную если не большую часть растерзанной страны, строят свою власть по типу феодальных исламских княжеств —  эмиратов, частей будущего халифата, которому в перспективе уготовано объединить и весь остальной мир.

Эмиры, обладающие своими придворными, воинами и наёмными работниками, управляют княжествами по законам исламского права – шариата, в самой жёсткой и фундаменталистской форме.

Строителей нового мира не интересует предстоящая конференция в Женеве. И это фактически лишает смысла весь переговорный процесс.

Теперь уже совершенно не важно, сумеют ли многочисленные группировки сирийских повстанцев, разрозненные и неорганизованные, спорящие о целесообразности участия в конференции и обвиняющие друг друга в предательстве национальных интересов, договориться между собой.

Не имеет значения, получится ли у европейцев усадить вместе наиболее покладистых оппозиционеров, и убедив себя в легитимности их представительства, отправить на конференцию.

Не играет роли, добьётся ли Россия назначения коммуниста представителем оппозиции.

Как Асад, так и национальная оппозиция, вместе потеряли возможность влиять на ситуацию, а реальные хозяева положения в Сирии – салафиты вообще не собираются ничего и ни с кем обсуждать.

По сообщениям ливанской газеты Аль-Хадат, процитированной сетевым изданием PostSkriptum, экономическую основу эмиратам должны обеспечить энергоресурсы северо-восточных областей Сирии.

По данным газеты, уже сейчас группировка «Исламские государство Ирак и Сирия», благодаря контролю над месторождениями в бывших сирийский провинциях Дейр эз-Зур, Хасака и Ракка, используя примитивные методы добычи нефти и продавая её на турецком черном рынке, получает порядка шести миллионов долларов в день.

Добиваясь финансовой независимости, салафиты строят своё государство как базу для дальнейшей экспансии джихада. Они в равной степени враждебны как Асаду, так и всевозможным движениям повстанцев «Национальному совету», «Национальной коалиции революционных сил» и другим организациям.

Фактически, это возвращение к той форме государственного устройства, которая существовала до навязанного сто лет назад европейцами национализма, так и оставшегося чуждым большинству арабов.

Своих сторонников эмираты вербуют по всему мусульманскому миру. И они стекаются в Сирию отовсюду – из Пакистана, Чечни, Йемена и Судана. Прибывают добровольцы даже из Европы и США.

Вместе с крушением национализма, размываются границы прежних национальных государств. Новое исламское образование, разрастаясь, поглощает не только Сирию, но и соседние области Ирака. На очереди другие страны региона – Турция, Иордания и Ливан.

Глава турецкой разведки Хакан Фидан приложил немало усилий для укрепления исламистских группировок на севере Сирии, в надежде, что те свергнут Асада и создадут зависимый от Анкары суннитский режим. Теперь, становится очевидно, что его детище не только не управляемо, но и, угрожает стабильности пограничных турецких районов.

Похожая ситуация возникает и на юге Сирии, где помощь повстанцам обеспечивает руководитель саудовских спецслужб Бандар бин Султан.

С гигантским потоком беженцев, текущим в Иорданию, в королевство проникает все больше джихадистских элементов, увеличивая опасность салафитского мятежа. Высокая вероятность вовлечения Иордании в орбиту влияния Аль-Каиды не может не беспокоить граничащую с ней Саудовскую Аравию.

Тем не менее, похоже, что уже ни Анкара, ни Эр-Рияд не способны сдержать разрушительную энергию салафитов, успешно создающих на руинах Сирии государство террора.

На сегодняшней карте Сирии, почти не осталось места, свободного от чёрных флагов Аль-Каиды. Лишь по границам ютятся анклавы национально-религиозных меньшинств: на севере — курды, на юге – друзы, а на средиземноморском побережье, в Латакии христиане и алавиты.

Собственно этот последний анклав и составляет большую часть того, что контролирует Бшар Асад. Вдобавок, он имеет лишь часть Дамаска и его пригородов.

Эта ситуация, в частности, делает нерелевантной программу уничтожения химического оружия. Несмотря на то, что на днях сирийские власти бодро отрапортовали о подаче в срок Организации по запрещению химического оружия графика уничтожения имеющегося в стране арсенала, совершенно не ясно, каким образом, даже если Асад этого захочет, он сможет приступить к выполнению плана.

Недавняя статья журналиста Макса Фишера в «Вашингтон Пост» приводит целый ряд причин, влияющих на продолжительность гражданской войны, определенных в рамках статистического исследования. Автор выделяет из них несколько основных: активное участие в гражданской войне иностранных государств, наличие большого количества враждующих фракций, неспособность ни одной из сторон добиться решающего перевеса, лишив оппонента возможности вести вооруженную борьбу и отсутствие переговорного процесса.

На сегодняшний день, все указанные факторы присутствуют в описании сирийской ситуации, что гарантирует затяжную и кровавую войну.

А женевская конференция, напрочь оторванная от региональных реалий, заведомо обречена на провал. Если, конечно, не считать успехом карьерные и финансовые дивиденды отдельных её участников.

И в целом, это характеризует все подобные инициативы Запада, изначально не способного прочитать и оценить политическую карту Ближнего Востока, и потому априори не имеющего шансов на успех, будь то попытки прекратить гражданскую войну в Сирии или желание разрешить арабо-израильский конфликт.

 

 

Автор — Александр Непомнящийnepom 

 

 

 

 

 

 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Непомнящий

Израиль Родился в 1972 г. в Перми. В Израиле с 1990, живёт в Герцлии. Закончил Хайфский Технологический Институт (Технион). После окончания службы в Армии Обороны Израиля, работает в сферы высоких технологий. В 1997 стал одним из инициаторов создания аналитической группы МАОФ, созданной для ознакомления русскоязычных репатриантов с платформой и позицией израильского национального лагеря по ключевым вопросам внешней и внутренней политики, а также с сионистскими ценностями посредством русскоязычной прессы.
Все публикации этого автора

1 thought on “А. Непомнящий. Мгла над Сирией

  1. Сложившаяся ситуация в Сирии есть результат политики западного мира, сдающего свои позиции фундаменталистам. Европа уже не способна вырваться из объятий мусульман, США на подступах к подобному состоянию. Причина одна: отказ признать, что будущее планеты предопределено пророками – эра Машиаха неотвратима. От землян зависит, какой ценой придется за это заплатить. Здравомыслие покинуло политиков и они пытаются возродить на планете строительство Вавилонской башни. Их невежество не позволяет им понять, что духовный мир управляет миром материальным. Наука, признав «пространство Козырева», в котором информация появляется во Вселенной мгновенно, даже от объектов, удаленных на миллиарды световых лет, не является больше пропагандистом атеизма. Только осознание того, что человек, созданный из праха земного, должен САМ превратить себя в подобие Бога, — может сократить жертвы землян на пути к эре Машиаха. Научный задел, накопленный на планете, способен в короткие сроки предложить пути развития сознания землян, чтобы каждый по своему выбору решил, хочет он остаться дикарем или намерен стремиться к подобию Бога. Остановка за политиками, которые осознанно или по недомыслию поддерживают дикарей, стремящихся вернуть планету в средневековье.

Comments are closed.