Будет ли у Египта новый патрон?

На прошлой неделе израильский министр обороны Моше Яалон встретился со своим американским коллегой Чаком Хейгелом в Пентагоне.

Очевидно, основной темой разговора стал комплекс вопросов вокруг иранской угрозы. Однако, судя по всему, переговоры глав силовых ведомств коснулись и объявленного властями США в те же дни сокращения военной помощи Египту…

=========================

hrunas
1964 г. Глава правительства СССР Н.С. Хрущев вручает медаль Героя Советского Союза Президенту Египта Г.А. Насеру

 

В 1974, после сокрушительного поражения в войне Судного дня, президент Анвар Садат радикально изменил внешнеполитический курс — изгнал из Египта 20 000 советских военных советников и начал сближение с США. В 1979 Израиль согласился передать Египту Синайский полуостров в обмен на мирное соглашение. Гарантом соблюдения египтянами условий договора стали США, обязавшиеся передавать Египту ежегодную военную и экономическую помощь на сумму порядка полутора миллиардов долларов.

Кемп Девид, 1978 г. Слева направо: Президент Египта А.Садат, Президент США Дж.Картер, Премьер-министр Израиля М. Бегин

 

Получая вооружения из США, Каир оказался зависимым от Вашингтона в принятии своих военных решений. Ведение боевых действий требует непрерывной замены вышедшего из строя оборудования. То есть, без поддержки США, Египет смог бы воевать лишь на протяжении нескольких дней.

Поэтому, единственной военной угрозой для Израиля со стороны Египта могла быть короткая операция с захватом и удержанием израильской территории. Однако, учитывая ограниченное присутствие египетских военных на Синайском полуострове, эта опасность сводилась к минимуму.

Таким образом, военная поддержка Египта стала важнейшим фактором соблюдения арабским государством мирного соглашения с Израилем.

И потому нынешнее замораживание значительной части помощи чрезвычайно тревожит израильское руководство. Особенно, на фоне того, что в рамках войны с исламскими террористами на Синае, египетские военные уже сосредоточили там крупные боевые силы и продолжают наращивать своё присутствие на полуострове.

Прекратив получать помощь из США, Египет перестанет быть зависимым в принятии своих военных решений и в будущем способен превратится в наиболее серьёзную угрозу для Еврейского государства.

США в обмен на финансирование, имели возможность влияния на крупнейшую страну арабского мира. Вложив в Египет с 1979 года в виде военной и экономической помощи порядка 70 млрд. долларов, Вашингтон до сих пор успешно окупал свои инвестиции. Кроме того, следует учесть, что большая часть суммы военного финансирования, фактически оставалась в США, обеспечивая занятостью американские военные концерны.

Однако администрация Обамы, похоже не готова упустить ни одной возможности для совершения ошибки в своей ближневосточной политике.

Госдепартамента США объявил о замораживании планов поставок в Египет 10 вертолетов Apache, противокорабельных ракет Harpoon и запчастей к танкам М1А1, всего на сумму 500 млн. долларов. Кроме того, Соединенные Штаты отменили выделение Египту финансовой помощи в размере 260 млн. долларов.

Ранее летом, Вашингтон объявил о приостановке поставок в Египет американских истребителей F-16 и об отмене совместных американо-египетских военных учений «Яркая звезда».

Решение о сокращении военной помощи, внешнеполитическое ведомство США объяснило тем, что новые египетские власти, затормозили развитие демократии в этой стране. Было заявлено, что санкции выражают недовольство США жесткими методами, которые используют военные для подавления протестов сторонников свергнутого в начале июля президента Мухаммеда Мурси.

При этом в Вашингтоне прекрасно понимают, что вряд ли генерал Абдель Фаттах аль-Сиси смог бы иначе сдержать воинственно настроенных исламистов. Более того, политика США очевидно стимулирует «Братьев-мусульман», чувствующих поддержку американской администрации.

Фактически, замораживание стало ещё одним шагом Барака Обамы, направленным против египетских военных, отстранивших от власти «Братьев-мусульман», партнёров американского президента.

При этом Вашингтон подчеркнул, что продолжит оказывать поддержку программам, здравоохранения, образования и бизнеса в Египте, а также борьбе с терроризмом.

По сообщениям прессы, израильтяне указали на то, что сокращение помощи нанесёт ущерб попыткам Каира подавить исламских террористов на Синайском полуострове и призвали отменить сокращения или по крайней мере перенаправить замороженные суммы на борьбу с террором. Однако этот совет был проигнорирован. Было заявлено, что Вашингтон ограничится сохранением уже действующего финансирования в отношении борьбы против исламских боевиков.

В свою очередь министр иностранных дел Египта Набиль Фахми уже сообщил, что Египет будет искать другие источники финансовой и военной помощи. Намекнув, что у Каира найдется альтернатива Вашингтону.

В начале прошлой недели, президент Египта, Адли Мансур, посетил Саудовскую Аравию. Этот визит стал его первой зарубежной поездкой, подчёркивающий важность отношений Каира с Эр-Риядом.

Саудовская Аравия и страны залива, которые, судя по всему организовали и проспонсировали отстранение «Братьев-мусульман» от власти в Египте, готовы продолжить поддержку военных, пообещав, по меньшей мере 12 млрд. долларов.

Таким образом финансовую компенсацию потери американской помощи, могут взять на себя богатые арабские монархии. Что же касается источников оружия и военной техники, речь скорее всего, идёт о России и Китае.

Ни Москва, ни Пекин совершенно не склонны оказывать давление на Каир по поводу антидемократических действий новой власти. Более того, это им даже на руку. Во-первых они и сами в будущем могут подвергнуться критике за аналогичные действия. Во-вторых обе страны заинтересованы в вытеснении США из ближневосточного региона.

Минувшим летом принц Бандар, архитектор нынешней саудовской внешней политики встретился в Москве с Владимиром Путиным. Согласно публикациям в СМИ, Бандар предложил российскому президенту сделку – Египет приобретёт у России оружия на 15 млрд. долларов, которые заплатит Саудовская Аравия, в обмен Москва снизит уровень поддержки диктатора Асада.

Российская пресса написала, что Путин отверг предложение принца. Однако, чем на самом деле закончилась встреча, неизвестно.

Россия вполне может быть заинтересована в возвращении Египта в орбиту своих вассалов после 40 лет американского доминирования в регионе. Внешнеполитический курс Москвы на Ближнем Востоке строго ориентирован против интересов США. Приобретение Египта в качестве подчинённого союзника стало бы крупнейшей победой Путина, куда более весомой, чем спасение режима Асада от американской атаки.

Однако не ясно простираются ли амбиции нынешнего кремлёвского правительства так далеко, а главное, способна ли Россия экономически потянуть на себе долгосрочную помощь Египту.

Другим претендентом на роль египетского сюзерена является Китай. До сих пор, внешняя политика Пекина в ближневосточном регионе была крайне осторожной и сводилась к минимальному влиянию.

В последние годы, ситуация изменилась. После прихода к власти в Египте «Братьев-мусульман», многие американские и европейские инвесторы вывели свои средства из зоны высокого риска и нестабильности, охваченной беспорядками страны. Китай же, наоборот, активизировал свою деятельность, заполняя образовавшийся дипломатический и финансовый вакуум.

Поэтому первый официальный визит Мохаммеда Мурси за пределами Ближнего Востока в августе 2012 был именно в Пекин. За время его правления китайские инвестиции в Египет увеличились почти на 200 млн. долларов и достигли 560 млн. долларов в общей сложности.

Мурси успел подписать ряд контрактов с китайскими компаниями по разработке и улучшению экономической инфраструктуры в северо-западной части Суэцкого канала. Кроме того были предусмотрены ещё около четырёх десятков других проектов. Объем торгового обмена между двумя странами достиг 9,5 млрд. долларов.

Свержение Мурси поставило под угрозу судьбу всего объёма огромных китайских инвестиций. Маловероятно, что развитие проектов, в которые Китай вложил деньги в течение последних лет будет приносить плоды в ближайшее время.

Однако, будучи прагматиками, китайские лидеры безусловно постараются продолжить контакты с новой египетской властью.

Для продвижения своих коммерческих и военных целей, Китай нуждается в доступе и к средиземноморским портам Египта, и к Суэцкому каналу. При этом заинтересованность Пекина в канале растёт, по мере роста китайского влияния в мире.

Для Китая вложения в египетскую экономику являются лишь небольшой частью бюджета, но для Египта инвестиции супердержавы, не обремененные, к тому же, требованиями о демократизации имеют колоссальную важность.

Поэтому, очевидно, что несмотря на обиду за поддержку Мурси, новые египетские власти также постараются сохранить деловые отношения с Китаем.

В то же время, следует учесть, что Египет, прежде считавшийся ключевой страной арабского мира, сегодня представляет из себя сплошной комплекс неразрешимых проблем.

Почти сто миллионное население страны перебывает в нищете и балансирует на грани гражданской войны. Сокрушительные долги Египта вкупе с отсутствием серьёзных инфраструктур не дают никаких надежд на экономическое возрождение.

В такой ситуации, не ясно, захочет ли кто либо взвалить на себя подобный груз и инвестировать в регион всё глубже погружающийся в хаос и анархию.

С точки зрения Израиля важнее всего, что ни Россия, ни Китай, очевидно, не станут надёжными гарантами соблюдения мирного договора. Угроза со стороны Египта вновь станет актуальной, но при этом у Израиля уже не будет буферной территории Синайского полуострова. И Еврейскому государству вновь нужно будет рассчитывать только на свои собственные силы.

 

Автор — Александр Непомнящий                  nepom

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора