«А ты возьми себе всякой пищи — всего, что можно есть, и собери у себя, чтобы была еда у тебя и у них» (6:21).
Как удалось Ноаху поместить в ковчеге годовой запас продовольствия для своей семьи и всех спасенных им животных? Гаон из Вильно считает, ссылаясь на слова «всего, что можно есть» из приведенного выше стиха, что люди и животные ограничивались минимальными порциями еды, которые, по мнению мудрецов Талмуда, не превышают по объему куриное яйцо. Именно такая порция составляет максимум еды, которую человек может проглотить сразу. Скорее всего, Ноах целый год кормил семью и животных именно таким крошечным количеством еды. Но происходило чудо: никто не жаловался на голод. Все были сыты.
Хорошо, с едой вопрос решен. Но где они брали и хранили воду? Повелев Ноаху взять на борт ковчега запас пищи, Б-г ничего не сказал о воде, хотя без воды невозможно прожить и нескольких дней. Чистая вода была нужна также для стирки, мойки и приготовления пищи.
Комментаторы предлагают несколько решений. Во-первых, когда Б-г инструктировал Ноаха, под словом «еда» Он подразумевал и воду.
Другой вариант — Ноах изготовил систему сбора воды извне. Тут же следует возражение: это была морская вода, которую, как известно, пить нельзя.
Куда правдоподобнее звучит третий вариант: Ноах собирал не морскую, а дождевую воду, пользуясь водосборником типа воронки. Надо учесть также, что он вошел в ковчег в месяце хешван, перед сезоном дождей. Скорее всего, Тора не упоминает воду именно потому, что вода не составляла тогда проблемы — ее было достаточно повсюду, под ковчегом и над ним.
С Б-жьей помощью
И все же постоянно снабжать водой всех обитателей ковчега в течение целого года — невероятно трудная задача. По всей видимости, Б-г внес в этот процесс элемент чуда. Однако РАМБАН возражает: если бы Б-г хотел совершить настоящее чудо, Он бы не заставил Ноаха строить ковчег целых 120 лет. Скорее всего, Всевышний распоряжался Всемирным потопом точно так же, как Он управляет миром: позволяет нам делать самостоятельно то, что мы можем делать, а когда мы не справляемся, завершает начатое нами дело.
Другими словами, Он не препятствует естественному ходу жизни, но, когда надо, обеспечивает помощь «с Небес». Корабль, построенный Ноахом, не смог бы вместить всех своих «пассажиров». Более того, учитывая примитивные технические средства и полное отсутствие у Ноаха строительных навыков и опыта, это сооружение вообще не могло бы удержаться на воде даже в тихую погоду, а тем более в бурлящих и кипящих водных потоках, под проливным дождем.
Но в дело вмешался Б-г. Он обеспечил стопроцентную плавучесть ковчега и вместил в него ровно столько животных и птиц, сколько требовалось, плюс запас продовольствия для них на год.
В обычных условиях эта пища не уместилась бы в ковчеге. Но Всевышний не только уместил, но и обеспечил ее свежесть на весь период потопа.
То же самое можно сказать и о воде. Мы точно не знаем, как Ноах доставлял воду в ковчег в таком количестве, которое обеспечивало нужды как его семьи, так и всех животных. Но одно мы точно знаем: все, что он делал, получало Б-жественную помощь, без которой он и его попутчики не пережили бы столь масштабную катастрофу.
Техника решает все
«И сказали они друг другу: «Давайте сделаем кирпичи и обожжем в огне!» — И были им кирпичи вместо камня, а известь — вместо цемента» (11:3).
Бурный технический прогресс — предмет особой гордости современного человечества. Навигационная система GNSS, которой пользуются многие автолюбители, принимает спутниковые сигналы, которые определяют расположение автомобиля с точностью до двух метров в любой точке земного шара. А что представляют собой сами автомобили? Сверхнадежные, быстроходные и роскошные крепости, внутри которых ощущаешь себя королем дороги. А компьютеры? А медицинская техника? Поколение наших родителей вызывает у нас откровенную жалость. Как они жили в таких примитивных условиях?!
Передовая технология на марше!
По сотовому телефону мы можем звонить хоть из пустыни, хоть с вершины горы, хоть с необитаемого острова посреди океана. Легкое нажатие на кнопки — и вы слышите родной голос с другого конца земли. Какую же весть мы несем по беспроводной связи через десятки тысяч километров? — «Приветик, лопух! Ну-ка, догадайся, где я сейчас». Такой вот прогресс…
Мы можем точно знать, где находится наш автомобиль в пути, но знаем ли мы свои собственные координаты?
Если бы сами люди развивались духовно так же быстро, как наука и техника, Шекспир давно вышел бы из моды. Произведения классиков поэзии и искусства, умерших сотни лет назад, казались бы современному человеку кошмарно старомодными и нелепыми. Если бы мы были такими передовыми, какими себя воображаем, у нас бы не вызывали ни малейшего интереса Сократ, Сервантес, Моцарт и Боттичелли. Разве что у историков. Хуже того, в нашем поколении практически нет людей, способных хотя бы приблизиться по гениальности к этим столпам эпохи античности и Возрождения.
Техника — это фиговый листок, которым мы пытаемся скрыть наше чувство неполноценности, когда сравниваем себя с гигантами духа прошлых столетий. Наш девиз: «Пусть нам нечего сказать, зато мы можем говорить, откуда угодно и куда угодно». Слабое утешение, но все лучше, чем никакое.
В конце раздела «Ноах» рассказывается о дерзкой попытке поколения рассеяния («дор аплага») построить башню до неба.
«И сказали они друг другу: «Давайте сделаем кирпичи и обожжем в огне!» — И были им кирпичи вместо камня, а известь — вместо цемента». РАШИ комментирует: «В Вавилоне не было камней…»
Из-за отсутствия камней вавилоняне были вынуждены изобрести кирпичи. Для чего им понадобились кирпичи? Для строительства жилья и общественных зданий? Нет, как бы не так. Уже в следующем стихе мы видим другую цель: «И сказали они: “Давайте построим себе город и башню до неба, и создадим себе имя”» (11:4).
Короче, решили прославиться. Амбиции дороже реальных нужд. Вавилонской башней ее строители хотели затмить самого Б-га.
Но какая связь между отсутствием камней в Вавилоне и строительством города и башни для посрамления Б-га? Почему изобретение кирпичей и их промышленный выпуск стали предвестником столь масштабного бунта?
Поколение рассеяния было опьянено техническими достижениями. Вавилоняне гордились своими кирпичами, как современные американцы еще недавно восхищались космическими кораблями «Аполлон» и космическими самолетами-шаттлами. Берешь глину, обжигаешь ее — и вуаля! Кирпич готов, а ты гений.
Да, Человек — это звучит гордо, с большой буквы. Если он может пользоваться обычной глиной для строительства башен, языческих капищ и дворцов, значит, ему нет преград — ни в море, ни на суше, ни за облаками. Нет предела его возможностям.
Отсюда лишь один шаг к полному отрицанию Б-га. В самом деле, зачем нужен Б-г, если все решает техника?
«Давайте построим… и создадим себе имя». Техника и есть бог.