На этой неделе, в четверг, мы отмечаем праздник Шмини Ацерет, он же Симхат Тора, которым завершается цикл осенних праздников и грозных дней, начавшийся с Рош ха-Шана. В Израиле Шмини Ацерет совпадает с праздником Симхат Тора («радость Торы»). В диаспоре их празднуют по отдельности в течение двух дней. В Симхат Тора читают первые 34 стиха раздела «Берешит», в которых рассказывается о Сотворении мира. Полностью этот раздел прочтут в ближайшую субботу.
«И вот благословение, которым благословил Моше сынов Израиля перед своей смертью» (33:1).
Есть люди, которые вредят окружающим каждым своим действием. Само их появление грозит бедой. Злобой и ненавистью пропитаны их мысли и речь, все их поступки. Всякий, кто соприкасается с ними, как будто получает разряд электрического тока или укус змеи.
Самым наглядным воплощением этого образа был чародей и прорицатель Билам, пытавшийся проклясть евреев (раздел «Балак»). В Мишне сказано, что он обладал всеми возможными пороками: дурным глазом, высокомерием и необузданной алчностью.
Неудивительно поэтому, что он прославился в первую очередь своим умением проклинать — проклинать насмерть. Благословлять он просто не умел. Лишь благодаря Всевышнему его проклятия в адрес евреев превратились в благословения. Жадный, завистливый и злобный человек органически не может желать блага своему ближнему.
Но есть и другой тип людей. Всеми своими фибрами они источают благожелательность. Они исключительно милосердны, всем желают добра и готовы прийти на помощь по первому зову. Безусловным лидером в этой категории был Моше-рабейну. Еще до Исхода он хотел уступить место лидера нации своему брату Аарону, как сказано в книге «Шмот»: «И сказал Моше: «Прости меня, Господь, но пошли того, кого ты всегда посылаешь [т.е. Аарона]» (4:13). Тогда же он без сожаления отдал Аарону титул первосвященника, хотя первоначально эта честь была уготована именно ему.
Моше не сердился на Кораха и его сторонников за то, что они хотели лишить его власти; его лишь возмутили их лживые утверждения, будто он хочет стать диктатором. За все сорок с лишним лет своего руководства евреями во время Исхода Моше не обидел ни одного человека. Многие ли современные руководители могут похвастать таким достижением? Да и считается ли теперь это достижением?
Лишь тот, кто не ведает ни зависти, ни злобы, органически не умеет мстить и таить ненависть, великодушно прощает своих обидчиков, может быть источником благословения для всех, кто с ним соприкасается.
Моше-рабейну был именно таким идеалом. Он благословлял каждого еврея, участвовавшего в переписи во время сорокалетних странствий в пустыне; он благословил землю, которую обозревал перед смертью с горы Нево, и он же спешил в свой предсмертный час дать самые добрые напутствия каждому еврейскому колену. Вспоминая умершего праведника, мы по традиции говорим: «Зехер цадик ли-враха» («Благословенна память праведника»). Эта формула как будто специально придумана для Моше: одно упоминание его имени вселяет оптимизм и веру в удачу.
Раздел «Берешит» самый емкий по содержанию. Он охватывает первые шестнадцать веков существования мира — от его Сотворения до Всемирного потопа, и летопись первых десяти поколений человечества — от Адама до Ноаха.
Вначале Б-г сотворил «из ничего» всю Вселенную со всеми ее составляющими: временем, пространством, законами природы, стихией, земной флорой и фауной. В седьмой день Б-г «отдыхал», создав духовную среду под названием Шаббат, которая посещает этот мир раз в неделю. В канун первого шаббата на свет появились первые люди Адам и Хава (Ева). Б-г поместил их в «райский» сад Эден. По наущению Змея и вопреки запрету Творца Хава отведала запретный плод с Древа познания добра и зла и дала попробовать его Адаму. Впитав в себя «грех» вместе с этим плодом, Адам и Хава не могли более оставаться в духовном раю. Б-г изгнал их из Эдена и изменил природу человека. В мир пришли смерть, страдания и тяжелый труд. Началась извечная борьба за искупление первородного греха, борьба добра и зла, ставшая стержнем мировой истории. Каин и Эвель, первые дети родоначальников человечества, принесли дары Б-гу: Каин — «из плодов земли», Эвель — «из первенцев своих овец». Всевышний принял только дар Эвеля, и раздосадованный Каин убил брата. За это преступление Б-г обрек Каина на вечные скитания. Далее прослеживается генеалогия потомков Каина и Шета, третьего сына Адама и Хавы. После смерти Шета человечество нравственно деградировало. Б-г «пожалел», что создал людей, и решил уничтожить их вместе со средой обитания Всемирным потопом, сохранив единственного праведника допотопной эпохи — Ноаха с семьей.
Расходы по кредитной карточке
Все виновники первородного греха получили от Б-га индивидуальные проклятия на вечные времена. Змею-искусителю Он сказал: «Проклят ты более всякого скота и всякого дикого зверя! На брюхе своем ты будешь ползать [прежде змей имел ноги и был прямоходящим животным], и прах будешь есть все дни твоей жизни. И вражду положу между тобою и женщиной, и между потомством твоим и ее потомством: они будут разбивать вам голову, а вы будете язвить им пятку» (3:14–15).
Хаве (Еве) Б-г обещал: «Умножу страдание твое… в муках будешь рожать детей, но к мужу твоему страсть твоя, а он — будет властвовать тобою» (3:16). Адама же Он обрек на тяжкий, порой каторжный труд и бесславную смерть: «В поте лица своего ты будешь есть хлеб — пока не вернешься в землю, ибо прах ты [слово «адам», человек — производное от «адама», земля], и в прах ты вернешься» (3:19).
Рассказывают такую историю. У одной богатой женщины украли кредитную карточку, записанную на имя ее мужа. Вор начал активно пользоваться карточкой, покупая товары на большие суммы и с удивлением убеждаясь, что кредитная компания не спешит отменять ее. Шли месяцы, вор богател, пока однажды его не поймали на другом преступлении.
Во время обыска у него нашли краденую карточку и передали ее в кредитную компанию. Дирекция компании, в свою очередь, связалась с владельцем карточки и спросила его: «Почему вы не сообщили о краже нам или в полицию?»
Владелец ответил: «Я решил не сообщать, когда убедился, что вор тратит по моей кредитной карточке гораздо меньше денег, чем тратила моя жена».
В Талмуде (трактат «Бава мециа», 59а) сказано: если муж почитает свою жену, это хорошо сказывается на его финансовом состоянии — он богатеет.
Но какая здесь связь? По логике вещей должно быть наоборот. Если ты «почитаешь» жену с помощью своей кредитной карточки, стремишься удовлетворить ее материальные капризы, денежные накопления на твоем банковском счету вряд ли от этого возрастут.
Однако у Б-га своя логика. Он вознаграждает и карает нас по строгому, но справедливому правилу — «мера за меру». Почитая жену, оказывая ей знаки внимания, стремясь удовлетворять ее запросы, ставя ее интересы выше своих, мужчина смягчает проклятие, которое она получила во времена грехопадения Адама и Хавы: «Он будет властвовать тобою».
С позиции Торы, власть мужчины над женщиной — это проклятие, которое надо всячески смягчать, хотя оно и узаконено. Но ведь никто не ходит босиком по лесу, где водятся змеи, чтобы помочь змее выполнить ее проклятие — «язвить им [т.е. нам] пятку». Так и муж должен по возможности не допускать ситуаций, при которых он реализует проклятие о своем «всевластии» над женой, переданное ей по наследству от Хавы.
Поэтому когда муж облегчает бремя женского проклятия, отказываясь от роли семейного деспота, Б-г в ответ уменьшает его наказание: «В поте лица своего ты будешь есть хлеб». Такому мужчине не придется гнуть спину, тяжко трудиться, проливать много пота для добычи пропитания. Деньги будут сами «липнуть» к его рукам. И расходы по кредитной карточке, которой пользуется его жена, не доставят ему беспокойства.