Отец наш, Царь наш… Праздник Суккот

Отец наш Царь наш…В эту субботу, выпадающую на второй полупраздничный день Суккота, мы читаем не очередной недельный раздел, а специальные отрывки из Торы. Начинается чтение с книги «Коэлет» (Экклезиаст), автор которой, мудрый царь Шломо, предостерегает нас от безудержной погони за материальными благами и чувственными удовольствиями. Такое предупреждение весьма уместно именно в Суккот, «зман симхатейну», время нашей радости: грозные дни Б-жественного суда миновали; собран богатый урожай, закрома и амбары наполнены дарами земли, и теперь можно отдохнуть, расслабиться. Но расслабляться надо в меру, не увлекаясь, ибо, как сказано в книге «Коэлет», все это — суета сует».
Впрочем, веселиться нам не возбраняется, конечно, при условии, что это веселье — «ле-шем шамаим», т.е. посвящено Б-гу: основано на высоких идеалах Торы и способствует нашему духовному росту. Как сказано в той же мудрой книге, «всему свое время, и свой срок всякой вещи под небесами: время рождаться и время умирать… время скорбеть и время плясать».
Вслед за книгой «Коэлет» читают отрывок из раздела «Ки Тиса» (книга «Шмот»), в котором описан один из самых драматических моментов Исхода. Вымолив прощение для евреев после совершенного ими греха поклонения золотому тельцу, Моше-рабейну просит Б-га раскрыть ему Свою тайную сущность. Далее говорится о подготовке второй пары каменных Скрижалей Завета (вместо первых разбитых Скрижалей) с выбитыми на них Десятью заповедями, и Всевышний сообщает пророку свои Тринадцать качеств милосердия, дает ему фактически текст универсальной молитвы, помогающей в любой кризисной ситуации отвести Б-жественный гнев. Эту молитву читают и поныне. Отрывок из «Ки Тиса» завершается серией указаний, позволяющих избежать повторения истории с тельцом. Нам заповедано, в частности, совершать восхождение в Иерусалим на «шлоша регалим», три праздника, включая Суккот. Такова «формальная» связь этого отрывка с нынешним праздником.
«Афтора», дополнительное чтение из Пророков, включает в себя пророческое видение Иехезкеля войны Гога и Магога, которая произойдет в конце дней. Война будет носить глобальный характер. Враги евреев предпримут отчаянную попытку уничтожить избранный народ, собравшийся на своей земле после долгого рассеяния. Но, как было в Древнем Египте, Творец мобилизует против них природную стихию. Гог будет разгромлен, и наступит мессианская эра. Комментаторы расходятся в толковании этого пророчества: насколько неизбежна война Гога и Магога и в какой форме она произойдет (или уже произошла). Некоторые авторитеты считают, что нынешнее противостояние западной цивилизации и агрессивного ислама и есть та самая война, предсказанная более двух с половиной тысяч лет назад.
* * *
Традиция учит, что в Йом Кипур евреи и другие народы предстают перед Верховным судом. И у тех, и у других накопилось немало взаимных претензий. Суд проходит, как и полагается, за закрытыми дверями, и исход этой тяжбы отнюдь не предопределен. Но вот сыны Израиля выбегают из зала суда, победно размахивая лулавом и этрогом. Теперь всем ясно, что они победили на суде, что Главный Судья вынес решение в их пользу.
Все знают, что главными символами праздника Суккот, который наступает через несколько дней после Йом Кипура, являются, наряду с суккой (скинией), четыре вида растений, которые евреи держат в руках во время молитвы: лулав (нераскрывшаяся пальмовая ветвь), хадасим (ветки мирта) и аравот (ветки речной ивы), которые связывают вместе, плюс этрог (цитрусовый плод). Каббалисты учат, что эти четыре вида находятся под прямой опекой Б-га, в отличие от других растений, за которыми «присматривают» ангелы.
Когда мы берем пучок лулава, хадасим и аравот в одну руку, а этрог — в другую руку и возносим их под слова молитвы, мы тем самым показываем всему миру, что мы, евреи, тоже не подвержены влиянию каких-то посторонних сил, что нас стережет и бережет сам Всевышний, как сказано в разделе «Ваэтханан»: «Но вы прилепились к Б-гу Господу вашему, живы все вы сегодня» (4:4).
Мудрецы Талмуда учат, что тшува (раскаяние и стремление исправиться) не помогает народам мира, не спасает их от небесной кары; только евреям она помогает.
Далее они поясняют: «Если сам Царь пренебрегает своей честью, то другие не могут пренебречь Его честью». Это значит, что, если кто-то посягает на честь и достоинство Царя, его раскаяние бессмысленно — оно не принимается. Именно в таком положении находятся народы мира.
Другое дело сыны Израиля, о которых в разделе «Реэ» сказано: «Сыны вы Господу, Б-гу вашему» (14:1). Если отец пренебрегает своей честью, то его дети тоже могут ею пренебречь без видимых для себя последствий. Поэтому, когда евреи раскаиваются в своих грехах, их Отец небесный милосердно прощает их, пренебрегая своей «отцовской» честью, и в результате грехи евреев прощены. Недаром одна из главных молитв грозных дней — «Авину, малкейну», «Отец наш, Царь наш».
Вот почему Суккот называется «зман симхатейну» — временем нашей радости. Мы выходим из зала суда, восторженно потрясая лулавом, как царь поднимает скипетр, сидя на троне, и как рыцарь, победивший на рыцарском турнире, триумфально размахивает мечом. Мы победили на суде, и другого исхода просто не могло быть. Ведь мы дети Б-га. Он наш Отец, а отец всегда прощает сына, каким бы блудным тот ни был.
Он заповедовал нам брать четыре вида растений в дни Суккота и возносить их с молитвой. Эти растения находятся под Его особой опекой. Они похожи на царский скипетр, который не может взять в руки ни один подданный.
Но в Суккот, после того как мы очистились от грехов в Йом Кипур, мы переходим из разряда Царских подданных в разряд Его детей! Поэтому Тора разрешает и даже заповедует нам брать Его «скипетр» — лулав, адасим, аравот и этрог.

Штамп на приговоре
Почему последний, седьмой день Суккота называется «Хошана раба», и почему он имеет особенный статус — праздничный и одновременно мистический?
Мидраш сообщает, что Всевышний сказал однажды нашему праотцу Аврааму: «Как Я особенный, так и ты, Авраам, человек особенный, и в силу этой особости Я назначу особый день в году для твоих потомков, в который они будут получать прощение за все свои грехи. Этот день будет называться «Хошана раба».
Гематрия Имени Б-га, состоящего из трех букв — йуд, хей и вав — двадцать один. Авраам жил в двадцать первом поколении от Сотворения мира: десять поколений от Адама до Ноаха и десять поколений от Ноаха до Авраама. Хошана раба выпадает на двадцать первое число месяца тишрей.
Если дети Авраама (т.е. все мы, евреи) не заслужили прощение в Рош ха-Шана, то остается в запасе Йом Кипур. Если и в Йом Кипур им не удается искупить совершенные за год грехи и проступки, им предоставляется последний шанс через одиннадцать дней — в Хошана раба.
Три вышеупомянутые буквы Имени Б-га соответствуют этим трем дням прощения: Йом Кипур наступает через десять дней после Рош ха-Шана (йуд); Суккот — еще через пять дней (хей), и Хошана-раба — через шесть дней после первого дня Суккота (вав).
Вот в чем секрет «окончательной печати», которая ставится на приговорах Небес в Хошана-раба (а не в Йом Кипур, как принято считать).
И, наконец, если возвести в квадрат число 21, т.е. помножить его на само себя, то получится четыреста сорок один, что представляет собой гематрию слова «эмет» (правда), которое, как утверждают мудрецы Талмуда, выведено на печати Б-га. Не случайно конечная печать под приговором, вынесенным каждому из нас и целым народам в грозные дни месяца тишрей, ставится именно 21 тишрея — в Хошана раба.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора