– Шалом рав! С наступающим Новым годом! Давненько мы не беседовали о жизни. Скажите, что, по вашему мнению, существенно изменилось в мире за последние два месяца?
– Здравствуйте, реб Арье. А почему за два, почему не за два с половиной? Сразу берете быка за рога. Что, соскучились?
– Сегодня скучать не очень приходится — то война какая на горизонте, то…
– Тут уж я с вами соглашусь, скучать некогда: ситуация, атмосфера вокруг еврейского народа, в особенности вокруг Израиля, внушает опасения.
– Просто «опасения»?! Предлагаю провести прогрессивный, чрезвычайно модернистский «конкурс красоты» — с автоматами, в химхалатах и масках.
– Да, раздают противогазы, сокращают деньги на иешивы…
– Рав, секундочку — только что промелькнуло сообщение, что крупнейшие израильские банки существенно увеличили доходы за последние месяцы.
– Что вы имеете в виду?
– Цифры. Рост доходов от банковских операций у пяти крупнейших банков — десятки процентов. А бедные учащиеся колелей, ешивобохуры своих нищенских копеек имеют все меньше. Семьи многодетные, местные советы… Я вот прикинул, банковские доходы только «чемпионов» за этот неполный год в 6,5 раза превышают все годовые государственные субсидии на все учреждения Торы, вместе взятые, в Израиле в наиболее «хлебные» и «либеральные» годы. Таки «кому война, кому мать родна». Я не про «оккупай» чего-то там или «режь захребетников», ничего хорошего из этого не выходит. Но немножко совести не помешало бы, а?
Как вы, рав, думаете, есть ли какая-нибудь духовная связь между этим «пиром во время чумы», ущемлением бедных, экономически уязвимых групп, особенно среди евреев Торы, и угрозами да напастями последнего времени?
– Несомненно, связь есть, и самая прямая. Более того, в свете наступающего Рош ха-Шана, еврейского Нового года (кстати, елочку покупать не надо, это я на всякий случай предупреждаю), она становится очевидной для человека, знающего о еврейской концепции Нового года — Дня Суда.
– Вы не могли бы рассказать об этой концепции поподробней?
– Именно это я и собираюсь сделать, разумеется, реб Арье, с вашей помощью.
– Вот вам, рав, мои печатающие руки.
– Отлично! Написано у пророка Ошеа: «Прямы дороги Создателя и праведники пойдут по ним, а грешные споткнутся на них».
Что это значит, как это понять? Что такое «пути Создателя»? Это значит, что мы смотрим на действия Создателя, насколько возможно каждому из нас постичь их, и, исходя из нашего знания и видения мира, пытаемся найти наилучшую лично для себя дорогу. Нам даны Б-гом разум и органы чувств; они — прямые посланники Создателя. И даны они нам ради нашей учебы. Чтобы понимать и ощущать мир «большой» и свой внутренний мир.
– Но в чем принципиально вы видите отличие «путей Создателя» от обычных человеческих дорог? Чем отличается Его знание от нашего знания? Ведь любая наука, искусство, любая осмысленная человеческая практика тоже построены на исследовании мира.
– Разница в том, что Его дороги — они всегда истинны. И чтобы это понять, у нас есть упомянутые мною инструменты — разум и органы чувств. Обратите внимание, как называется вот-вот приходящий к нам праздник: Рош ха-Шана. Рош — это на иврите голова. Каждый год нужно иметь голову…
– Если я правильно понял, голова со всеми ее ноздрями, глазами и мозгами нужна бывает человеку один раз в год?
– Реб Арье, пожалуйста, не искажайте смысл, а то вы нарываетесь…
– На что?
– На то, что люди сейчас с удовольствием желают друг другу хорошего здоровья, успеха, заработка, радости от детей и т.д. Вам они в этом пожелании могут и отказать.
– За что, ребе?! Что я такого страшного хочу сотворить?
– Вы пытаетесь перевести разговор в шутку, отвлечь людей от того, что у них есть голова не только для того, чтобы острить и говорить приятные друг другу слова. А время, в котором мы сейчас находимся, нешуточное. Мы просим о главном — чтобы нас, наших близких, весь наш народ и даже все человечество записали в Книгу Жизни. Поэтому необходимо четко и ясно понять, что же это такое — «прямые пути Создателя». Представьте себе: человек спрашивает дорогу, ему отвечают, что «эта дорога — она прямая». Если он по ней пойдет, он не сможет ошибиться.
– Помнится, тов. Маяковский описал бяку, нехорошего человека, который «строил, строил — и устал, и уселся у моста». В смысле — что по любой, самой короткой и прямой дороге надо все-таки идти, одного наличия тротуара мало. Почему же вы говорите, что человек не сможет ошибиться?
– Позвольте, я процитирую вам рава Дреслера, благословенной памяти, одного из величайших учителей мусара (нравственность) послевоенной Европы. Основателя, между прочим, в Англии «города Торы» — в шахтерском городке Гейците.
– Это там, где пьяные шахтеры швыряют бутылки в синагоги и получают за это по мордасам от ешивобохуров?
– Примерно там. Но давайте к тексту. «Что значит «идущие по ним» [по дорогам Создателя]? Это правильная «духовная ходьба», которая называется алия (подъем, развитие). Праведные люди используют эти прямые пути для духовного роста».
– Рав, чтобы разговор не был слишком «всухую», приведите, пожалуйста, какой-нибудь пример «прямых путей человека». А то, цитируя, в пику вам, того же незабвенного Владимир Владимировича (причем не Путина, а Маяковского): «В коммунизм из книжки верят средне — мало ли, что можно в книжках напороть?»
– В истории нашего народа таких примеров множество — когда люди, богатые или бедные, мудрецы или простолюдины, использовали «пути Создателя» для обретения духовного совершенства. Вот, скажем, история о двух людях, которые жили в разных концах мира и на абсолютно разных концах социальной шкалы. Первый — это сэр Мозес (Моше) Монтефиори, который был известен во всем мире уникальной готовностью делать все возможное для помощи евреям. О нем в Израиле знает каждый, один из символов Иерусалима — мельница Монтефиори и стоящая рядом с ней его карета. Он построил первый еврейский район вне стен Старого города, люди сперва боялись там жить — и он платил им деньги за проживание. Сегодня это самый дорогой район Иерушалаима «Ямин Моше».
Сэр Монтефиори, который был талмид-хахамом, знатоком Торы, спас евреев Дамаска от «кровавого навета». Зная, что в России евреи гонимы и унижаемы, он специально приезжал к царю Николаю I (кошмарному антисемиту). Не принять сэра Монтефиори царь не мог, сэр Мозес был главным судьей Лондона, имел влияние в политике и был баснословно богат.
Билл Гейтс в нашем измерении по сравнению с ним — бедный клерк. В 40 лет сэр Мозес перестал сам заниматься бизнесом и все свои силы, время, здоровье, деньги направил на помощь и спасение евреев. И вот однажды, как это случается, его праведная жизнь пересеклась с жизнью другого праведника — Ицеле-псаломщика (прозвище Ицеле получил оттого, что постоянно читал псалмы). Создатель иногда такие закручивает сюжеты… Все это описывает известный историк Феликс Кандель.
Представьте себе, как по предложению царя сэр Мозес Монтефиори с супругой объезжают черту оседлости. Великолепная карета, на которой большими буквами написано: «Иерушалаим», въезжает в город Вильно (Вильнюс). Народу собралось столько, что у встречающих ощущение, словно толпа вносит карету на своих плечах. Сэра Мозеса принимает литовско-польское дворянство во главе с губернатором. Входит горделивый верховный лондонский судья в шитом золотом мундире, шляпа с пером, шпага, обсыпанная бриллиантами. Польский граф, известный антисемит, обиженно ворчит: «Одна сережка в ухе жены этого еврея стоит больше, чем несколько десятков деревень наших магнатов!»
А вечером сэр Мозес в обычной скромной еврейской одежде приходит на молитву в синагогу. Уже поздновато, и там он застает только одного человека — Ицеле, который занимается синагогальными свечами. Это была его работа, из-за которой Ицеле однажды даже поругался с раввином, попытавшимся ему помочь. Это мицву Ицеле хотел делать сам и тратил на нее свой заработок. Свечи были в те времена недешевы, до сих пор в нашей субботней молитве есть специальное благословение «тем, кто дает свечи для освещения синагоги».
И вот этот худой, явно недоедающий еврей говорит сэру Мозесу, восхищенному красотой витражей в синагоге: «Конечно! Б-гоугодное дело, потому они и красивые!» — «Наверное, дорого стоили?» На что Ицеле ответил: «Конечно, дорого. Нам бы с вами половину того, что они стоили!» Сэр Мозес улыбнулся и дал собеседнику серебряную монету, которую Ицеле тут же положил в копилку для свечей. Ровно через год на имя Ицеле пришли из Лондона письмо и денежный перевод. В письме говорилось, что сэр Мозес выяснил, сколько стоили витражи синагоги, сумма равнялась 18 фунтам, «от своей половины я отказываюсь». На эти деньги Ицеле купил себе место на кладбище, холст для погребения (тахрихин), а все остальное пожертвовал в несколько синагог города на свечи.
Что интересно: оба этих человека прожили равное количество лет — по 101 году. Каждый из них посвятил себя, на своем уровне, полностью служению Создателю и своему народу.
А вот как умер Ицеле-псаломщик. В синагоге начали проводить электричество, а Ицеле об этом не знал. Он зажигал очередную свечу — и неожиданно синагога осветилась ярким электрическим светом. В изумлении Ицеле воскликнул: «Шма, Исраэль!» — и его душа отлетела к Создателю. Вот это — «пути Творца», идущие по ним делают добро и поднимают свою душу.
– Красивая история! Если бы она не была правдивой, ее следовало бы придумать. Только лично у меня едва ли хватило бы воображения. А теперь, для контраста, рав, приведите, пожалуйста, обратный пример — кто же такие «преступные», и в чем состоит их способ «претыкания на прямых путях»? По всему видно, что это не балетные танцоры.
– Реб Арье, вы опять заставляете меня цитировать любимого мною рава Дреслера. «Преступные — это те, делают преступный выбор. То есть даже праведник, совершивший ложный выбор, в этот момент становится преступником. «И оступятся на нем» — они оступаются на дороге Создателя и выучивают из нее ложь вместо истины». И только искреннее раскаяние, исправление дурного выбора и поступка возвращает человека на «прямые пути».
– Что-то это смутно мне напоминает (теперь уже, с вашего позволения, по Высоцкому)… Социалисты, либералы, религиозные фанатики… — все они тоже по-своему «смотрят на дороги Создателя» и делают свои выводы. Кто взрывает «во славу Б-жью» автобусы, кто устраивает войну с Торой «ради равноправия», кто сметает кровавыми революциями плохой строй — ради гораздо более каннибальского…
– Именно это и имеется в виду: «икашлу бам» — споткнутся на прямом пути.
– А как же человеку не споткнуться — особенно сегодня, когда шум в мире и опасности достигают, как нынче любят выражаться, «исторического максимума»? Когда братишки-мусульмане зверски режут и травят друг друга ради малопонятных нам, гяурам со стороны, тонкостей в интерпретации своей религии. Когда главной темой «борцов за свободу» на демократическом Западе становится свобода гомосексуализма. Когда каждый горлан — «самый наиединственный борец за правду и человеческое счастье». Когда выпендриваются и орут, кто во что горазд…
– Реб Арье, в наших прежних беседах мы многие из этих тем затрагивали. Они находят ложь вместо истины. В этом их выбор. Люди хотят видеть не истину как таковую — ведь это требует скромности, бескорыстного поиска и готовности признать, если придется, свою ошибку, даже отчасти ложность своего мировоззрения. А люди-то на самом деле не ищут, не трудятся, а пытаются найти подтверждение собственным желаниям, мыслям и привычкам. Попросту потакают себе, чтобы не «идти по духовному пути», а сидеть на месте. Как вы там говорили, реб Арье? По вашему кумиру Маяковскому — «у моста»?
– Ну, «лучший, талантливейший поэт советской эпохи», согласно выражению другого «лучшего, талантливейшего менеджера» той же эпохи та-аварища Сталина, все-таки призывал идти дорогой коммунизма — это больше про «споткнутся и утянут в пропасть миллионы», небось?
– Не ко сну будь сказано! И именно поэтому я хочу всем нам пожелать, в преддверии невероятно важного дня, начала «дней трепета», праздника Рош ха-Шана — идти по дороге Создателя. Потому что она — прямая. И тогда всех нас запишут в Книгу Жизни. И Создатель найдет способ отправить куда подальше авианосцы, разрядить химические ракеты и создать мир в нашем народе и на всей Земле!
Беседовал Арье ЮДАСИН
Не принято в канун еврейского нового года делиться с читателями тем, что его ожидает в будущем. А зря. Видение будущего позволяет четче представить цель, а значит, помочь лучше увидеть свои ошибки на пройденном за год пути. Вспомнили о Сталине. Он тоже мечтал о коммунизме, но полагал, что к нему ведет дорога, избранная исламом: истребление неверных путем призыва к джихаду мусульман. А ведь Сталин организовал пропаганду в СССР, которая за два десятилетия убедила советских людей, что почти ежегодное снижение цен ведет к лучшей жизни. Вероятно, если бы ему поручили пропагандировать эру Машиаха, о неизбежности которой рассказывает Танах, и о роли СОЗНАНИЯ человека в неизбежности ее прихода, он преуспел бы больше, чем духовные лидеры иудаизма. Ведь возможности, которые открыл к нашему времени прогресс науки в развитии сознания, действительно позволяют понять, что развитие сознания, т.е. усиление связи человека с Сознанием Вселенной, обеспечивает невиданные темпы умножения знаний, накопленные за миллиарды лет развития живой материи под руководством РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ СОЗНАНИЯ. Ведь переносчиками Божественной информации являются элементарные частицы, радиусы которых уменьшаются относительно известного для электрона, по меньшей мере, на 15 порядков, позволяя им непрерывно повышать уровень сознания человека. Но обнаруженная полвека тому способность растений ОЩУЩАТЬ НАМЕРЕНИЯ человека погубить их, не воспринялось человеком разумным как проявление Духовного Закона Вселенной, о котором Тора намекает утверждением, требующим РАНЬШЕ убить того, кто пришел тебя убивать. И это позволяет расширять джихад по истреблению неверных, т.е. не готовых вернуться в седьмой век к законам шариата, когда был провозглашен ислам. Значит, человечество «ведут» к предсказанию пророка Зхарьи (13:8, 9): «И будет на всей земле, — слово Бога, — две трети жителей в ней истреблены будут, умрут, а треть останется в ней. И введу треть эту в огонь, и очищу их», но эра Машиаха не отменяется.