«Что вы чувствовали друг к другу в самом начале, когда были женихом и невестой?» — этот вопрос можно задать супругам, которые жалуются на то, что не находят больше радости в браке, и что, как в песне поется, «прошла любовь, осталась грусть». Вспомнив о прошедшей любви, супругам, возможно, удастся мысленно вернуться к тем дням, когда их переполняло чувство трепетной нежности друг к другу. Опираясь на впечатления, оставившие след в их душе, они смогут воспроизвести теплые чувства в настоящем, восстановив свое разрушенное семейное счастье…
«Что вы чувствовали в самом начале своего пути к Торе?» Этот вопрос можно задать человеку, который с энтузиазмом начинал соблюдать традиции, но потом сник, жалуясь, что заповеди стали для него рутиной и бременем. Может быть, ему удастся вспомнить о тех чувствах, которые он испытывал, когда делал свои первые шаги к еврейству, и вновь обрести вдохновение в жизни…
Ощущение начала обладает удивительной силой вдохновения. Потому в Рош ха-Шана мы вспоминаем о начале творения: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю». Мы вспоминаем также о творении Адама и о том, как Всевышний вдохнул жизнь в первого человека. Потому и человек, сотворенный по образу и подобию Творца, может наполнить вдохновением свою душу. Не случайно звуки шофара напоминают нам о том, как Всевышний вдохнул жизнь в человека. Эти звуки символизируют также плач, с которого начинается жизнь. Плач беззащитного новорожденного — это его мольба о жизни. Потому звуки шофара выражают и нашу сокровенную детскую мольбу о жизни, которая не нуждается ни в каких словах. Ибо слова передают мысли, а плач выражает чувства.
«Вначале сотворил Всевышний небо и землю» — это первое из десяти сказаний, которыми Всевышний сотворил мир, утверждает Талмуд. Однако если девять последующих сказаний начинаются со слов «И сказал Всевышний», то почему в первом сказании нет этих слов?
«Сказать, выразить мысли можно составленными из букв словами, однако, подобно времени и пространству, буквы также были сотворены», — объясняет реб Дов Бер, Магид из Межирича. До творения мира не было еще слов, однако даже тогда была мольба о мире, с которой начался акт творения, названный мудрецами первым сказанием: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю». И если слова передают мысли сознания, то звуки шофара, подобно плачу ребенка, выражают глубину подсознания.
«Все явления нашего мира преломляются в трех плоскостях бытия: Время (шана), Пространство (олам), Душа (нефеш)», — писал ребе из Гур в своей книге «Сфат Эмет». Как же выражается начало творения в этих мирах? Начало Времени — это Рош ха-Шана. Начало Пространства — это, согласно еврейской традиции, место, на котором стоял Иерусалимский Храм. Несмотря на стремление врагов разрушить Храм, каким-то чудом сохранилась Стена Плача. Свершилось великое чудо истории, о котором пророчествовал царь Соломон: «Вот стоит Он (Всевышний) за стеной» (Песнь Песней, 2:9). Тридцать восемь раз разрушался Иерусалим, однако Стена Плача никогда не была разрушена! Она напоминает евреям во все времена, что Всевышний не оставил их — Он возвратит еврейский народ на свою землю и отстроит Храм.
В Душе человека тоже есть начало. Храм — это символ человеческой души. Потому все, что мы знаем о Храме, можно соизмерить с нашим внутренним миром. В Душе, то есть в Храме души любого человека, обязательно есть некая не подверженная никаким разрушениям Стена Плача! Как бы ни казалось, что душа наша разрушена грехом, все равно в ней остается начало — непорочная детская чистота, не подверженная никаким разрушениям искорка святости — «пинтале ид».
Храм был разрушен. Но Стена Плача — это то «впечатление прошлого», которое и сегодня напоминает о величии Иерусалимского Храма. Чувство трепета перед былым величием и станет тем фундаментом, на котором Храм будет отстроен. Как сказано: «Обнови дни наши, как прежде!» (Плач Иеремии, 5:21).
Как бы ни была поражена душа еврея грехом, все равно каким-то чудом в глубине его души сохраняется чистота — та самая Стена Плача, возвращаясь к которой, он может отстроить свой Храм и стать праведным человеком.
«У каждого еврея есть доля в будущем мире: «А народ твой — все праведники» (Исайя, 60:21)», — сказано в Талмуде. Пророки и мудрецы учили нас, что в душе каждого еврея сокрыто внутреннее стремление к добру и свету, которое ему надлежит открыть в своей жизни. И, возможно, слушая звуки шофара, мы услышим и «внутренний голос» нашей души, который призывает нас творить добро. В Рош ха-Шана находящийся в каждом из нас праведник плачет (подобно звукам шофара), обращаясь к Творцу с просьбой записать его в Книгу Жизни на новый год!