Живя в Эрец-Исраэль, каждый еврей должен приносить в Храм «бикурим», первые плоды собранного урожая. Передавая их коэну, надо громко произнести слова благодарности Б-гу за то, что Он хранит еврейский народ из века в век, и за то, что Он даровал нам прекрасную страну Эрец Исраэль, текущую молоком и медом. В последний день праздника Песах в четвертый и седьмой годы семилетнего цикла евреи должны отчитаться перед Б-гом в том, что они выделили все полагающиеся десятины из своих урожаев.
Закончив изложение заповедей Торы, Моше вновь призывает сынов Израиля следовать путями Всевышнего, быть достойными звания избранного народа. Перейдя Иордан, они должны дать новую клятву верности Б-гу: поставить гигантские камни, покрыть их известью и написать на них слова Торы на иврите и 70 языках народов мира. Представители шести колен будут стоять на горе Гризим, других шести — на горе Эваль, а левиты встанут в долине между этими горами и произнесут двенадцать заклятий, на каждое из которых народ ответит: «Амен!»
Далее Моше перечисляет благословения, физические и духовные, которыми евреи будут вознаграждены за верность Торе. Но если они не будут ей следовать, их ждут страшные кары: неурожаи и голод, поражения в войнах, чужеземный гнет, преследования, изгнание из Страны Израиля и долгое рассеяние…
* * *
«Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…» Интересно, насколько древен Московский Кремль? В 1157 году, через десять лет после первого упоминания Москвы в летописях, Кремль был обнесен валом (при жизни РАМБАМА и после смерти РАШИ); в 1367 году возведены стены и башни из белого камня, а в 1485–1495 годах — из кирпича. Соборы, дворцы и прочие постройки возникли еще позже — в XV–XIX веках.
Памятник Минину и Пожарскому был открыт на Красной площади в 1818 году, через 21 год после смерти Виленского Гаона и чуть позже Медного всадника в Санкт-Петербурге. К тому времени наш древний Иерусалимский Храм уже почти 18 веков лежал в руинах…
Разница между нашими и их памятниками древности не только в годах и столетиях. В сегодняшнем разделе Торы сказано: «И будет, в тот день, когда перейдете вы через Иордан в страну, которую Б-г дает тебе, поставь себе камни большие и покрой их известью… и напиши на тех камнях все слова Торы этой очень ясно» (27:2, 8).
Когда народы мира хотят увековечить своих героев и свои завоевания, они воздвигают огромные монументы, чаще всего в виде человеческих фигур, пеших и всадников. В Израиле вы их не увидите. Это противоречит еврейской традиции и одному из положений Десяти заповедей: «Не делай себе изваяния…» Евреи тоже ставят большие каменные памятники, но не для устрашения и славы, а потому что им заповедано написать на них «все слова Торы этой».
Славяне, скифы, монголо-татары и прочие современники «древней» Москвы отошли в вечность, а народ Израиля и его Тора поныне живы и здравствуют.
Руки вверх!
В эпоху Храма евреям было заповедано приносить в Иерусалим корзину с первыми плодами. «…И возьмет коэн корзину из рук твоих и поставит ее перед жертвенником Б-га» (26:4).
Ничто не сравнится с человеческими руками. Они принципиально отличаются от других органов и частей тела, статичных и «запрограммированных» на выполнение ограниченных задач. Руки активнее и динамичнее; их можно опускать ниже ног и поднимать выше головы, причем не только в физическом, но и в образно-этическом смысле.
Человек может опустить руки — отчаяться, махнуть на себя рукой, погрузиться в бездну порока, совершать тягчайшие преступления: убивать, грабить. И все это — руками. Всем известны идиоматические выражения: «руки в крови», «грязные руки».
Однако руки можно не только опускать, но и поднимать, чтобы выполнять самые великие и святые дела «своею собственной рукой». Во время сражения с Амалеком при Исходе из Египта, когда Моше поднимал руки, евреи побеждали, когда его руки тяжелели и опускались, инициатива переходила к Амалеку.
Когда коэн благословляет народ (посмотрите, как это делается в синагоге во время субботней утренней молитвы), он поднимает руки. Руки дают «цдаку», пожертвования. Мы протягиваем «руку дружбы и помощи».
«Дела рук человеческих» символизируют наши достижения и плоды нашего труда в материальном мире. Вот почему первые плоды выращенного и собранного урожая полагалось освящать в Храме, через руки храмовых священнослужителей. Ведь начало определяет успех всего дела. Когда начинаешь в святости, то и кончаешь также свято.
Когда руки подняты над головой, когда они тянутся к небу, то за ними неизбежно последуют голова, сердце и все тело. И душа, и мысли…
Голос Яакова
«И возопили мы к Б-гу… и услышал Б-г голос наш, и увидел бедствие наше…» (26:7).
«Обратите внимание, — прокомментировал Хафец-Хаим, — Б-г услышал наш голос, а не молитву». Это значит, что в дни бедствий надо молить Б-га о спасении громко и призывно. Лишь тогда есть надежда на Его немедленный ответ.
Традиция утверждает, что ни одна молитва не остается неуслышанной. Только ответ приходит в разное время: иногда через несколько дней, иногда через годы. Но если человек кричит, вопиет в молитве, Б-г отвечает немедленно.
Таков скрытый смысл известного восклицания Ицхака, когда он, слепой, ощупывал руки своего сына Яакова, покрытые козьими шкурками: «Голос — голос Яакова, а руки — руки Эсава» (Берешит, 27:22): рукам Эсава, извечного ненавистника еврейского народа, противостоят не молитвы (вернее, не только молитвы), а голос Яакова — голос, обращенный к Б-гу.
Раз уж вы зашли, не будете ли так добры…
Молитва должна быть не только страстной и «громкой». Один из секретов ее успеха состоит в том, что за человека надо молиться как за члена общины, например, когда мы просим Б-га вылечить больного, надо добавить: «со всеми другими больными Израиля», а скорбящего мы утешаем «среди всех скорбящих Израиля».
В связи с этим Хафец-Хаим рассказывал историю, приключившуюся с большим знатоком Торы и авторитетным раввином Шломо Клюгером. Однажды рава Клюгера пригласили вести церемонию обрезания новорожденного мальчика. Он пришел вовремя, но церемонию почему-то долго не начинали. Удивление сменилось ужасом, когда рав Клюгер узнал причину задержки. Оказалось, что отец ребенка тяжело болен и находится при смерти. Он должен был умереть с минуты на минуту, и родственники обреченно ждали его смерти, чтобы назвать ребенка именем отца.
Как только рав Клюгер понял, в чем дело, он велел немедленно приступить к «бриту». Закончив церемонию, он вошел в комнату умирающего отца и громко поздравил его: «Мазал тов!»
Позже рав Клюгер объяснил: «Я не мог побеспокоить ангела Рафаэля, который лечит больных; это вне моей компетенции. Но ведь известно, что во время «брита» по правую руку от «моэля» (человека, делающего обрезание) стоит пророк Элиягу — он исцеляет рану, нанесенную ребенку при обрезании. Поэтому я всего лишь попросил его заглянуть в соседнюю комнату и заодно вылечить отца, почему бы и нет?»
Отец новорожденного не умер в тот день. В его состоянии произошел резкий перелом, и через три дня он поднялся с постели.