– Шалом, рав! Весь мир замер в тревожном ожидании — что же евреи Торы думают о современности и возможной будущности? Вот только что арестовали Главного ашкеназского раввина Государства Израиль — рава Йону Мецгера обвиняют в присвоении денег на пожертвования. Чи шо есть, чи очередная провокация — узнаем, быть может? Охранник израильский тогда же с перепугу застрелил еврея, крикнувшего для «дурки» «Аллах ахбар!»… И не где-нибудь, а у Стены Плача! Что творится на земле?!
– Реб Арье, вы как раз начали с того, что такое «современный еврей». Люди, соблюдающие законы Торы, тоже не хотят отставать от времени. И они порой стремятся к модернизму… Они ведь тоже люди, не так ли?! И ничто человеческое им не чуждо. Если даже написали, что «Главный раввин пользовался пожертвованиями для личных целей» (что еще нужно доказать), то это вполне соответствует роли современного политического деятеля. Надо напомнить нашим читателям, что Главный раввин Израиля — это политическая фигура, государственный чиновник, не обязательно духовный лидер.
– Почему? Что, религиозные евреи не признают его авторитет?
– Большинство не признают. Мир иешив, большинство хасидов… Потому, что это — «казенный раввин», как подобное называлось в России (почитайте об этом у Шолом-Алейхема). Выбирают его не авторитетные раввины, а члены Кнессета, в большинстве своем не только не знатоки Торы, но и просто не соблюдающие законы Торы люди!
– Рав, вы уверены? Ведь в начале существования Государства Израиль Кнессет не имел никакого отношения к назначению Главных раввинов.
– А как же — и Кнессета еще не было! Само название «Главный раввин Израиля» — старше Государства Израиль. Был «старый ишув», веками жившие в «Палестине» религиозные люди, из их среды выделялись те знатоки Торы, меж которых англичане выбирали, кого бы назначить Главным раввином. Это делалось в соответствии с мнением знающих людей, англичане были очень заинтересованы в том, чтобы назначенный человек имел реальный авторитет.
– Зачем им это надо было? Не проще ли иметь дело со слабаком, марионеткой, которую легко заставить плясать под свою музыку?
– Чтобы было с кем договариваться. Собеседник должен иметь авторитет и рычаги влияния — иначе с ним не о чем (в политическом смысле) говорить. А сегодня Главный раввин — это больше свадебный генерал для государства. Особенно для светских людей. Я не хочу говорить плохо, не дай Б-г, персонально о раве Йоне Мецгере, я говорю о системе. Наверняка рав Мецгер — грамотный человек, сомневаюсь, что обвинения имеют реальную почву, но такое обвинение для израильских секуляристов — просто находка! Если есть, в чем обвинить соблюдающих евреев, это еще лучше и слаще, чем похвалить себя!
– Рав, вы помните, нечто подобное происходило в Нью-Йорке года три-четыре назад?
– Да, было. Поднимался большой шум, который вдруг потом утих, с непонятным исходом.
– В смысле — купили прокуроров или все обвинение оказалось липой?
– Сие науке неведомо. Я уже не помню деталей, да и знаю я об этом в основном из средств массовой информации — согласитесь, источник не самый надежный.
– Еще бы! А где публикуются наши с вами беседы?
– Ну как — мы все-таки хотя бы стараемся давать нашим читателям правдивую, по возможности объективную информацию, которую при желании несложно проверить. Но давайте вернемся к вопросам более реалистичным. Что такое «современность»?
– Рав, в прошлой нашей беседе вы объясняли, что видение «современности» зависит от образования человека.
– Реб Арье, если мы говорим о современности в том смысле, что живущие по Торе люди имеют те же недостатки, с которыми мы сталкиваемся в «большом мире» повсеместно — воровство, политические манипуляции, аморальность, даже убийства (что, к счастью, происходит крайне редко), — то мы можем «с радостью» признать, что их поведение вполне соответствует критериям «современности». Добавьте синагоги геев и лесбиянок, реформистов и консерваторов, еврейских «феминисток»… Еще раз — если это называется «современность», то есть «религиозные» люди, которые от нее не отстают.
– Возможно, я преувеличиваю, но порой мне кажется, что в смысле прохиндейства совсем не отстают. Удивительно, в одной и той же общине встречаешь стоящих рядышком на молитве несомненного праведника и мелкого делягу, этакую «чернокурую бестию»…
– Но давайте поговорим о настоящей современности. Реб Арье, в ваших словах зерно истины есть. Только «зерно» — вы же прекрасно знаете, когда людям нужна помощь, они чаще всего обращаются в религиозные организации — «Ацолу», ЗАКА, «Месаским», «Шомрим», «Бикур холим», «Хаверим», «Яд Элиэзер», «Яд Сара», всевозможные «гмахи» и множество других. Список организаций, которые занимаются «хеседом», помощью людям, невероятно длинен. В этом отражается один из аспектов настоящей современности. Да и в вашем доме есть гмах, не так ли? А не ко мне ли или к другим раввинам вы обращались в трудных ситуациях?
– Было дело, да не раз. Но это как раз про сторону «праведника»; а прохиндеям — которых все-таки, пожалуй, здесь вы правы, значительно меньше, — лучше палец в рот не засовывать. Откусят с кошельком. То есть опять две «современности»? Хотя помню, я спросил как-то раввина в Израиле: откуда берутся молодые оболтусы, которые кидаются в Шаббат камнями в «не там, где надо» проезжающие машины, нарушая множество законов? Ответ: это те, которые без Торы были бы куда хуже, — наверное, на большой дороге бы разбойничали.
– Ну да, и каждый такой камень крупным планом, со всей его биографией и химическим составом, раз по сто описывается в средствах массовой информации.
Но давайте, реб Арье, наконец обратимся к сути вопроса. Нужно понимать, что, с точки зрения религиозного еврея, современность напрямую связана с Торой. Возьмем, для примера, главу «Балак», которую мы на прошлой неделе читали в синагоге. Главный персонаж этой главы, Билам-пророк, в еврейской Традиции именуются «Билам-а-раша» — «Билам-злодей». Он является уникальным примером попытки служить двум «господам», двум жизненным концепциям одновременно. Один — это «господин Балак», царь богатейшего Моава — здесь служба временная. Балак уговаривал Билама использовать свою мудрость и пророческий дар для того, чтобы проклясть еврейский народ. А вторая «концепция» — это Создатель, Вечный Господин, который и одарил Билама пророчеством.
– Да это же прямо известный анекдот: «Если бы я был Ротшильдом, я бы еще немножечко шил — и жил богаче Ротшильда!»
– Да, похоже. Эта глава акцентирует наше внимание на возможности «двойной игры» в земном мире — ведь на нее оказался падок такой великий человек, как пророк Билам! Мы видим, что он вполне сочувствовал ненавистникам Израиля…
– Насколько помню, согласно комментариям, он был антисемитом покруче самого Балака. Говорится же, что именно Билам посоветовал фараону убивать еврейских младенцев — в частности, замуровывать их в стены «на добрую примету».
– Он солидарен был поэтому, естественно, с ненавистниками еврейского народа и хотел исполнить их просьбы. Кроме всего, материальная выгода — как-никак, полный дом серебра и золота на дороге не валяется. Но ввиду того, что Билам был пророком, а это подразумевало знание и исполнение воли Создателя, он видел, что еврейский народ избран и благословлен. И при попытке навести на наш народ проклятие, Билам не только не проклял, а поневоле благословил.
Тут мы можем заметить, что Билам сравнивается в нашей Традиции с самим Моше-рабейну! Они обладали почти одинаковым уровнем пророчества, Всевышний дал им возможность видеть духовную реальность четко и ясно. В отличие от других пророков, которым видение приходило в «отражениях», а нередко и в иносказаниях — так об этом пишет великий каббалист Рамхаль. Вопрос, который возникает — как это может сочетаться?
– Действительно, как? Явное противоречие даже для простой логики, не то что пророческой. Как всесильный Творец, желающий благословить свой народ, вдруг «передумает» и его проклянет, уничтожит или хотя бы ослабит? Что, Билам полагал, что может «управлять Б-гом»?!
– Вообще-то он так, конечно, не считал, но… Есть у человека ецер а-ра, «дурное начало». А мудрецы говорят, что не грешит человек, пока не войдет в него «руах штут», «ветер глупости». И даже у великого пророка, имеющего личную заинтересованность, какой-нибудь индивидуальный «домик с серебром и золотом», самая элементарная логика может подкачать. К тому же он в этом момент был не так уж глуп. Билам надеялся направить на еврейский народ уже существовавший «Б-жественный гнев».
– То есть он фактически хотел организовать Холокост уже тогда?
– Совершенно верно. И это ради одной цели — возвышения своего эго, удовлетворения гордыни. Почет и деньги должны были служить этой цели. И «за ради» такого «великого дела» не жалко уничтожить целый народ. Особенно во главе с его «конкурентом в пророчестве» — Моше.
– Ну уж, в этакой компании аятоллам спрятаться и закрыться — им тут просто делать нечего!
– Абсолютно точно, Арье — вы заранее прочитали мои мысли. Именно это я и хотел сказать. Мы видим сегодня людей, которые претендуют на роли не только политических, но даже духовных лидеров, ведущих себя как Билам. Их называют «учениками Билама». У них есть свои признаки: требовательная гордыня, зависть, алчность. Это люди — при всех, порой, своих талантах и даже нередко знаниях о духовной реальности, — сеющие ненависть и разделяющие людей ради собственного удовлетворения и возвышения.
– Рав, вы, в первую очередь, имеете в виду конкретных лидеров других народов, скажем, иранцев, саудовцев, христианских миссионеров и прочих антисемитов?
– Не всех, конечно, лидеров и не всегда. В последние годы стало довольно модным среди ведущих деятелей таких конфессий, как православие, католичество и т.д., выражать свою поддержку еврейскому народу, хотя бы устно. Мне сегодня рассказали, что Патриарх всея Руси позитивно отозвался об Израиле и предложил защищать и поддерживать еврейский народ… Не прошло и двух тысячелетий.
– Ребе, вы не могли бы на секундочку выглянуть в окно?
– Арье, выглядываю — что вас там интересует?
– Вы там не видите, Мошиах на белом осле еще не приехал?
– Вижу пока только осла. Тора явно предостерегает нас от современных «биламов», которых вокруг полным-полно, и они говорят одно, думают совсем другое, а делают зачастую и вовсе третье. Поэтому еврейский народ не может доверяться всем этим «благородным и хвалебным» высказываниям, нередко просто ради красного словца сказанным. И, боюсь, немало раз просто лицемерным. Исходя из нашей истории…
– А если духовная реальность действительно изменилась? Не оттолкнем ли мы из скептицизма, вызванного долгой историей преследований и обманов, действительно протянутую нам дружескую руку?
– Исходя из того, что в Европе было не так давно уничтожено в Холокост как минимум 67% живших там евреев и что сегодня волна антисемитизма в Европе стремительно вновь нарастает — и не только вызванная мусульманскими эмигрантами, — нужно внимательно посмотреть, эта дружеская рука в перчатке или без? Мы не можем себе позволить допустить еще один Холокост, надеясь на такую дружбу!
– Но неужели же эти, пусть не столь частые и не столь, возможно, искренние голоса не лучше проклятий? Вам приятнее мужик в рясе, несущий хоругви во главе толпы пьяных погромщиков? Или архиерей, во время Кишиневского погрома спокойно проходящий мимо «делающих богоугодное дело» громил — насилующих прямо на улице еврейских девочек? Прежние патриархи, бывало, прямо призывали к погромам…
– Нет, не приятнее. Слова о дружбе, конечно, лучше. Может быть, за ними порой действительно что-то есть. Я лишь о том, что не надо евреям плясать от счастья каждый раз, когда их не обругают матом, и лезть лобызаться, если хоть как-то их похвалят.
Но закончим все-таки нашу тему о современности. Реальная современность — это связь с прошлым. Если кто-то думает, что быть «современным» — это ходить с айфоном или смартфоном — здесь глубочайшее заблуждение, которое нам дорого обходится. Люди видят внешнюю сторону жизни, акцентируются на ней — и тогда они ничем не отличаются от дикарей с дубиной, только электронной. Настоящая современность — это синтез прошлого, настоящего и будущего. Духовный контент, главное в котором — возвращение народа Израиля к своему Б-гу, к самому себе. То, что мы называем «тшува» («ответ, возвращение»). Снятие пелены временного затмения с глаз сынов нашего народа и потому вскорости — пелены обмана с глаз людей всего мира.
Это и есть истинная современность, это и есть ее главный вопрос. И поэтому наше время мудрецы издавна, еще со времен Талмуда и самых старых мидрашей, называют временем «дор а-бирур», эпохой «поколения выбора», «временем сортировки». Сегодня человек может невероятно быстро духовно подняться, вырасти, сбросить с себя груз и пелену самообмана и лживых концепций и фантазий — или стремительно упасть на самое дно, подобно величайшему пророку Биламу, устроившему первые публичные дома и жившему со своей ослицей.
– К чему человека, пардон, старательно призывает нынешняя «свободная культура». Причем, как мне кажется, с особенной интенсивностью работают «на ее благо» противостоящие ей в военном и «идейном смысле» дикие и жестокие фанатики, своими действиями безмерно профанирующие декларируемые ими же на словах идеалы. Такие, например, величайшие духовные ценности, как «бескорыстное служение Создателю» и «самопожертвование ради общего блага». В общем, кому осел, кому ослица.
– Да, это — одно из тяжелых испытаний современности, а точнее, испытание выбора, «бирура», между разными формами «занавесок», пелены иллюзий и самообманов — и ясным, искренним и деятельным сознанием, взглядом и поступком. Минутная стрелка сегодня и в духовном смысле движется очень быстро.
– Спасибо, рав! Теперь «официально» в Америке начинается лето, все графики быта меняются. Я и сам через пару недель думаю отбыть во всяческие кэмпы, лишь иногда наведываясь в город. Но, может быть, у вас найдется еще время для одной или двух встреч?
– Постараюсь, реб Арье, но не могу обещать. На всякий случай хочу пожелать нашим читателям и всей вашей редакции приятного, счастливого и, главное, плодотворного лета!
Беседовал Арье ЮДАСИН