О самонадевающихся на рыболовный крючок. К дебатам в Израиле вокруг мирного процесса

Возможно, миссия Джона Керри как раз и состоит в расшатывании искусственно сложенной Биньямином Нетаниягу правительственной коалиции
Возможно, миссия Джона Керри как раз и состоит в расшатывании искусственно сложенной Биньямином Нетаниягу правительственной коалиции

Если честно, то никакого мирного процесса там нет. И быть его не может до тех пор, пока арабские соседи Израиля не смирятся с его существованием, не изживут в себе вражду к нему, не откажутся от несбыточных планов его сокрушения, не осознают выгод мирного с ним сосуществования.
А пока не смирились, не изжили, не отказались и не осознали, мирный процесс или то, что так именуется, идет потихоньку, с чередованием застоя и периодов оживления. Периоды оживления, как правило, связаны с обновлением американской администрации, взявшей на себя посреднические функции.
Посредничество в мирном процессе естественно для США, имеющих тесные связи с обеими сторонами конфликта, поэтому в течение десятилетий каждая новая администрация неизменно ставила себе целью установление долгожданного мира под нобелевские лавры с запечатлением президента-миротворца в анналах истории. Нынешний президент США Нобелевскую премию мира получил авансом, его посредничество успеха пока не принесло, но во второй его каденции, когда на смену Хиллари Клинтон пришел другой госсекретарь, возникло ощущение нового подхода к теме. Этот новый подход стали называть миссией Джона Керри.
В чем суть новой миссии, никто конкретно не определил, она состоит пока исключительно в участившихся наездах Джона Керри в конфликтный регион с тем же бесперспективным понуканием. Как писала газета «Гаарец», Джон Керри, «отправляясь с миссией на Ближний Восток, не совсем адекватно оценивал ситуацию, не представлял, насколько заморожен мирный процесс и сколь жесткие позиции занимают обе стороны… Несмотря на кажущийся успех недавнего визита в Израиль президента США Барака Обамы и оптимизм Джона Керри, диалог между Израилем и США по палестинскому вопросу, кажется, регрессирует и скатывается до состояния 2009 года». Почему здесь упомянут 2009-й год? Очевидно, потому, что для левых кругов Израиля приход в Белый дом Обамы внушал наивные надежды, увы, не оправдавшиеся.
Между тем к диалогу Израиля и США подключаются непрошеные советчики со стороны, например, заместитель главы британского внешнеполитического ведомства Алистер Берт, ответственный за ближневосточное направление в британском МИДе. Провал миссии Джона Керри, заявил он, будет иметь серьезные последствия для Израиля. И пригрозил Израилю международной изоляцией: «Опасность международной изоляции Израиля велика как никогда. Британия очень обеспокоена». Обеспокоенность Британии оставлю без внимания, а угроза международной изоляции определенно направлена на возбуждение в Израиле элементов, оппозиционных правительству Нетаниягу.
Отклик слева прозвучал незамедлительно — на конференции, посвященной так называемой «Арабской мирной инициативе». Конференция прошла в Иерусалиме, в Еврейском университете, и главный вопрос, там обсуждавшийся, касался поселенческого движения — является ли оно препятствием к миру с арабами. Депутат Кнессета от партии «Еш Атид» Офер Шелах выступил с паническим заявлением о бойкоте израильских товаров, неблагоприятном голосовании в ООН — и все, дескать, оттого, что «всем надоело, что мы остаемся оккупантами», что «политика расширения поселений и сами поселения в Иудее и Самарии являются единственным препятствием на пути к миру с палестинцами», а Израиль, по его словам, «все больше приближается к ситуации ЮАР времен апартеида».
Позволю себе пару слов о ситуации в ЮАР, давнишней, почти забытой… У Козьмы Пруткова, все, наверно, помнят, был занимательный вопрос: «Где начало того конца, которым кончается начало?» Слегка конкретизирую: где начало того конца, которым теперь кончается Европа? Начало того конца отчетливо вижу в предательстве Европой Южноафриканской Республики, своего, можно сказать, цивилизационного авангарда в Африке.
А теперь снова об Офере Шелахе. Он стал в оппозицию не только правительству Израиля, но и своему шефу, лидеру партии «Еш Атид» Яиру Лапиду, вошедшему в правительственную коалицию и ставшему министром финансов. В недавнем интервью газете «Нью-Йорк Таймс» Лапид заявил: хотя его партия выступает за немедленное возоб­новление мирных переговоров с целью создания палестинского государства, Израиль не должен менять свою политику в Иудее и Самарии, особенно в сфере строительства новых поселений. Левые однопартийцы сочли своего лидера слишком правым, и после того интервью он им пояснил: «Тот, кто думает, что мы сможем добиться мира без двух государств, заблуждается, но вы не начинаете переговоры с оливковой ветвью в руке, как это делают левые, или с ружьем наперевес, как правые. Нам нужно и то, и другое».
«И то, и другое» — это трещина в правительственной коалиции. Боюсь, что миссия Джона Керри как раз и состоит в углублении этой идеологической трещины и расшатывании искусственно сложенной Биньямином Нетаниягу правительственной коалиции, включившей в себя после неудачных выборов практически несоединимое, например, «левоцентристскую» Ципи Ливни, ставшую министром юстиции и ответственной за переговоры с палестинской стороной, и ее коллегу по вновь созданному «движению» Амира Переца в должности министра по охране окружающей среды.
Если я прав относительно так называемой миссии Джона Керри, то этой миссии, к сожалению, готов поспособствовать президент Израиля Шимон Перес. Недавно на торжественном ужине с президентом Колумбии Кальдероном, прибывшим в Израиль для расширения двустороннего сотрудничества в сферах экономики и обороны, президент Израиля вдруг поведал гостю о совершенно его не интересующем — об идее двух государств для двух народов, которая, по его мнению, должна быть реализована.
«Эти слова, — сообщает израильское информационное агентство, — прозвучали на волне острой полемики, начавшейся после того, как заместитель министра обороны Дани Данон высказался против этой идеи, заявив, что если премьер-министр вынесет вопрос о создании палестинского государства на голосование в правительстве, большинство министров от «Ликуда», наряду с ведущими еврейскими партиями, проголосуют против».
И что тогда? Правительственный кризис? Хорошо, если премьер-министру удастся не довести вопрос до постановки его на голосование, грозящего расколом коалиции. Ему нелегко, и наезды Джона Керри только усугубляют тревожную ситуацию.
«Миссия Джона Керри на грани провала», — считает газета «Маарив», а вот сообщение интернет-портала ISRAland: «В Израиле не ожидают от Керри больших достижений в продвижении мирного процесса, но Нетаниягу не заинтересован в том, чтобы госсекретарь признал свое бессилие. Отказ США от посреднической миссии в ближневосточном конфликте означает, что эту функцию возьмет на себя Евросоюз, а это израильские власти отнюдь не устроит». Не устроит и возвращение в регион пресловутого «Квартета».
Что же делать? Полагаю, всем надо наконец осознать, что идея двух государств для двух народов неосуществима без выработки критерия, какими должны быть эти два государства, чтобы сосуществовать, как было сказано, бок о бок и в мире. Вернее, не о двух государствах речь, а об одном, которое хотят создать, — о палестинском государстве. Разговоры о границах и поселениях преждевременны, пока не выяснены основополагающие намерения палестинской стороны о признании ею Государства Израиль, пока эта палестинская сторона не сформирована в виде надлежащего релевантного представительства для ведения переговоров о мироустройстве. Ни ФАТХ на одной части территории, ни ХАМАС на другой его части под это определение не подходят.
Еще замечу одну оговорку в интервью Яира Лапида газете «Нью-Йорк Таймс». Заявив о поддержке строительства новых поселений в Иудее и Самарии, он в то же время признал необходимость эвакуации израильских поселений, «расположенных слишком далеко и, можно сказать, изолированных». Почему такие шатания? Что значит «слишком далеко» и причем вообще тут расстояния? Все израильские поселения сегодня одинаковы по своему статусу, но допустим, что в ходе переговоров о создании палестинского государства какие-то поселения окажутся на территориях, отводимых палестинскому государству — так нужно ли будет их эвакуировать? Ни в коем случае! Как арабы живут в еврейском государстве, так и евреи должны иметь право жить в арабском государстве. Иначе мира не будет — это аксиома, которую Джон Керри изначально должен признать.
Пока же наш госсекретарь, взявшийся за миротворческую миссию в арабо-израильском конфликте, верного пути, мне кажется, не нашел, и чем-то он в своих поисках напоминает нам сейчас одного из героев давней (1967) сатирической повести братьев Стругацких «Сказка о тройке», а именно профессора Выбегалло, научного консультанта, «который в это время как раз заканчивал большую работу по выведению путем перевоспитания самонадевающегося на рыболовный крючок дождевого червя».
Поиск в Израиле таких «самонадевающихся на рыболовный крючок», похоже, и составляет миссию Джона Керри, и сколько-то «самонадевающихся» он там, возможно, найдет, но в широком плане такая миссия в Израиле не пройдет. Подтверждением тому явилась другая конференция в Иерусалиме, прошедшая следом за упомянутой и поддержавшая поселенческое движение. «Идея палестинского государства внутри Израиля изжила себя, — заявил на ней министр экономики Нафтали Беннет («Еврейский дом»), — и мы должны двигаться вперед, зная, что такое государство невозможно»…
Тем временем израильтян от родных дебатов несколько отвлекла новость, пришедшая из Ирана: там на президентских выборах с большим отрывом от соперников победил Хасан Рухани, не самый вроде бы опасный, не из крайних, кажется, фундаменталистов и даже вроде бы реформист. Сам он в первой после избрания речи назвал случившееся победой умеренности над радикализмом. Ну, это мы, как говорится, еще будем посмотреть.
Обозреватели в один голос напоминают, что президент — не главная в Иране фигура. Главная фигура — аятолла Али Хаменеи. Это верно, но кроме них есть еще и народ Ирана, от него тоже кое-что зависит. В данном случае из допущенных аятоллами кандидатов, он, возможно, выбрал не того, на кого Хаменеи рассчитывал, а с мнением народных масс любому режиму все-таки приходится считаться. Так что новость из Ирана может иметь последствия.
Из откликов израильской прессы на это известие приведу парадоксальный: «Иерусалим скорбит об уходе Ахмадинеджада, который восемь лет так прекрасно служил интересам израильской пропаганды. Не имея реального влияния на принятие решений о ядерной стратегии Ирана, Ахмадинеджад своим диковатым обликом и безумными речами очень облегчал задачи израильской дипломатии». Это из «Гаарец», газеты левых кругов. Не люблю я те круги и их газету, но в остроумии ее обозревателю не откажешь.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 4,20 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора

1 комментарий к “О самонадевающихся на рыболовный крючок. К дебатам в Израиле вокруг мирного процесса

  1. Если понимать что все мусульмане считают себя одним мировым сообществом, то прояснится вроде-бы мутная картина. Все мусульмане стремятся к мировому халифату, и страны мира делятся на мусульманские и «временно» не мусульманские. Поэтому о признании какой либо страны не мусульманской, не может быть и речи. Пока на земле есть ислам и мусульмане, мира не будет.

Обсуждение закрыто.