Однажды незадолго до свадьбы между родителями жениха и невесты произошел конфликт. Для его разрешения они пришли за советом к раву Аврааму Паму, главе иешивы «Тора ва-Даат» в Бруклине. Родители невесты хотели, чтобы жениха под хупу вели отцы, а невесту — матери. Однако мать жениха не соглашалась: «Столько лет я молилась о том, чтобы повести своего сына под хупу. Разве можно меня этого лишать?»
Не знаю, что тогда ответил ей рав Пам, однако много лет спустя, в своей книге «Атара ле-Мелех», он выразил удивление по поводу ее аргумента: «Родители молятся о том, чтобы повести под хупу своих детей. Но разве смысл этой молитвы в том, чтобы физически повести сына? Мечтая о будущей свадьбе, родители молятся о том, чтобы их дети нашли себе достойного супруга и построили свое семейное счастье. И если отцы поведут под хупу жениха, а его мать — невесту, то стоит ли ей жаловаться, что ее молитва не была исполнена?»
…Хочу упомянуть, что подготовка к свадьбе — напряженное и взрывоопасное время. Жених и невеста вынуждены от поэзии перейти к прозе, от объяснений в любви — к решению практических вопросов будущей жизни, в том числе и таких деликатных, как кто за что будет платить или чьим друзьям и родственникам оказать уважение и попросить произнести благословение под хупой…
При этом важно помнить, что о чем бы ни шла речь, самое главное — это мир в семье, согласие между женихом и невестой и их семьями. Спор о том, кто поведет жениха под хупу, может омрачить свадьбу, поссорить не только родителей, но и молодоженов, нанести ущерб миру в только создаваемой и хрупкой еще семье. Обсуждая детали свадьбы, нужно стремиться создать атмосферу любви и взаимного уважения, выражать готовность выполнить желание другой стороны, демонстрировать умение уступить, пойти на компромисс…
«Два человека могут оказаться в одной и той же ситуации, но видеть совершенно разные вещи, — пишет ученик рава Пама рав Исраэль Райзман в предисловии к книге своего великого учителя «Rav Pam on Festivals». — Два человека приходят на свадьбу, но один видит лишь поверхностные и второстепенные детали, другой же понимает саму суть происходящего — радость единения душ любящих друг друга людей.
Духовный уровень человека выражается в том, как он смотрит на окружающий его мир, обращает ли внимание лишь на внешнее и сиюминутное или проникает во внутреннюю суть вещей.
Но как человек может научиться этому «внутреннему» взгляду на мир? Для этого он должен обрести учителя, найти своего ребе!» — утверждает рав Райзман, вспоминая своего ребе, рава Пама, который всей своей жизнью учил вдумчивому отношению к жизни.
Когда еврейская книга падает на пол, то по обычаю ее поднимают и целуют, показывая этим свое уважение. Однако рав Пам говорил ученикам, что наивысшим выражением уважения к книге является учеба, и потому упавшую книгу следует поднять, поцеловать и поучиться у нее мудрости…
Два человека могут прочитать одну и ту же книгу, но вынести разные уроки. Одному понравились интересные рассказы, другой же увидел саму душу книги — нравственные уроки и духовные ценности, которым учат эти рассказы…
Два человека молятся, произнося одни и те же слова. Однако один молится лишь о теле — о здоровье, благосостоянии, удовлетворении материальных нужд, другой молит о душе, вдохновении в изучении Торы и соблюдении ее заповедей, просит, чтобы у него были силы помогать людям…
Человек произносит слова молитвы, обращаясь к Всевышнему как к защитнику. Однако от кого просит он Всевышнего защитить его? Один думает лишь о внешних врагах — террористах или, может быть, кредиторах — другой же просит помощи в преодолении своих недостатков, защиты своей души от нежелательных внешних влияний…
«Лехаим! К жизни!» — произносим мы в дни Нового еврейского года. Но что мы называем жизнью? Один человек имеет в виду лишь свое физическое существование, другой же стремится к жизни, полной смысла и вдохновения…
Почему Егошуа удостоился стать лидером народа после Моисея?
Среди евреев были и другие претенденты на лидерство, не уступающие ему в уме. Однако лишь Егошуа все годы скитания в Синайской пустыне с жадностью внимал каждому слову Моисея, не отходя от его шатра. У Егошуа был ребе, который научил его видеть сокровенную суть вещей и вдохновил продолжить, подобно Моисею, учить этому людей.
1 комментарий к “Кто поведет сына под хупу? Недельная глава Торы «Пинхас»”
Обсуждение закрыто.
«Обсуждая детали свадьбы, нужно стремиться создать атмосферу любви и взаимного уважения, выражать готовность выполнить желание другой стороны, демонстрировать умение уступить, пойти на компромисс…»
Именно так и поступал другой великий человек, рав Яаков Каменецкий. Как-то у него спросили, каков его обычай: вести ребёнка под хупу вместе с женой или с другим отцом. «Мой обычай — поступать так, как просит другая сторона,»- ответил рав Яаков.