Две модели

В ашкеназском еврействе за последние несколько столетий сложились две модели духовной организации — «литовская» и хасидская.
В прошлые времена, когда человек рос в религиозной семье, он принадлежал к той модели, в которой находились его родители. Во времена ассимиляции значительная часть еврейства на несколько поколений выпала из религиозной жизни. И в наше время, когда у евреев восстанавливается интерес к традиции, возникает вопрос: в какую модель еврейства возвращаться, если наши родители не были связаны с религией? Это дает нам свободу выбора, но требует осознанности при этом выборе.
В основе различия этих двух моделей лежит, в том числе, разница между моделью демократии и моделью царя.
До появления хасидизма у евреев многие века не было объединяющих лидеров. Были большие мудрецы и авторитеты, но общины развивались самостоятельно. Хасидизм ввел фигуру Цадика, или Ребе, в качестве единого руководителя для большой группы евреев.
Такая фигура обладает очень мощным организующим эффектом. Она объединяет в единое целое духовный потенциал большой группы, и возникает мощный духовно-энергетический эффект принадлежности к такой группе. Во многом именно по этой причине в древние времена евреи потребовали себе царя. И лучшие из царей — Давид и Шломо — создавали в Израиле мощное государство.
С другой стороны, современный мир пытается освоить «демократическую» модель, которая ставит во главу угла свободу для индивидуума. Творческому и яркому человеку комфортнее чувствовать себя в более свободном пространстве. Для такого человека фигура лидера ощущается как некоторое навязывание и ограничение.
И мы сейчас имеем уникальную ситуацию, когда в рамках еврейства человек может сам решить, какую из двух моделей ему выбрать для себя.
Хасидская модель создала также интересную разновидность. В классическом варианте хасидской общиной руководит живой цадик.
В начале XIX века возник новый вариант. После смерти в 1810 году рабби Нахмана из Брацлава его хасиды решили не выдвигать нового Ребе, а оставить рабби Нахмана в роли лидера. Фигура рабби Нахмана продолжала влиять и структурировать общину, но уже в отсутствие самого Ребе. Возник как бы «виртуальный центр». В рамках этого движения укоренился обычай приезжать на могилу Ребе в Умань. Такой визит создавал несколько факторов. Когда в Рош а-Шана десятки тысяч евреев собираются у могилы рабби Нахмана, они ощущают мощный прилив энергии, подобный тому, как это происходило в древние времена во время массового прихода евреев в Храм на праздники паломничества (Песах, Шавуот, Суккот). Молитвы на могиле Цадика обладают особой силой, концентрацией и действенностью.
В наше время в подобную ситуацию вошло мощное движение Любавичского хасидизма. С уходом в 1994 году Ребе Менахема-Мендела Шнеерсона, ХАБАД не выбрал себе нового лидера и также оказался в стадии, когда фигура Ребе играет организующую роль, но уже без его явного присутствия.
В творческом плане Любавичский хасидизм имеет еще более интересную ситуацию, чем Брацлавский. Рабби Нахман был единственным лидером, а в ХАБАДе было семь великих Ребе, каждый из которых внес уникальный творческий вклад в развитие еврейской мысли. Третьего Тамуза был йорцайт последнего Любавичского Ребе, и многие евреи собирались на его могиле, присоединяясь к величию Ребе.
Вернемся к выбору современного еврея, возвращающегося к традиции. Тот, кто выбирает присоединение к хасидской модели, ощущает себя под «сенью» великого человека и получает эффект сопричастности и принадлежности к группе. С другой стороны, многим людям органичней находиться «прямо под Б-гом», где они чувствуют максимальную свободу для самореализации, которая является важной ценностью еврейского пути.
Есть также два мнения о том, какой будет эра Мошиаха. По одному мнению, Мошиах — это мощный лидер, организующий мировое пространство. По другому мнению — речь идет об эпохе, в которую люди научатся реализовывать свою творческую миссию в мире.
Пост 17 Тамуза связан с исправлением истории золотого тельца. Фигура тельца была попыткой найти замену лидерству Моше. И для того чтобы правильно пройти уроки 17 Тамуза, нам важно понять плюсы и минусы разных моделей развития. И возможно, что мы сможем найти золотую середину, взяв для себя лучшее из обеих систем.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора