Иегуда ЕРУШАЛМИ
В годы моего детства идиш в нашей семье, кроме естественного средства общения взрослых, был их тайным языком, зашифрованным от детей. Потому смысл нередкого бабушкиного «унзере лазике мелихе» («наше вшивое царствование») — так она, оказывается, именовала советскую власть, дошел до меня в годах уже достаточно серьезных. И, хоть я и родился при той власти, и прожил при ней почти полвека, из которых лет тридцать активно работал, добросовестно выполняя ее задания или, если хотите, прихоти, никогда не ощущал ее своей. На особые преследования со стороны власти пожаловаться не могу, но она всегда, почти открытым текстом (а то — и без «почти») давала понять исконную и принципиально неизбывную мою чуждость ей, и государству ее осуществляющему.
А, уж, когда она рухнула вместе с этим государством, и я в одну ночь, не вставая с постели, перелетел, как в восточной сказке, в совершенно другое государство, под руку иной власти, о которых никогда бы и не помышлял, не оставалось ничего другого, как задуматься о своем месте в этом мире. В том числе, в прямом смысле, географическом. И я выбрал Эрец Исраэль. Единственное место на Земле, где власть осуществляется Государством, задуманным как Еврейское.
Нашему еврейскому роду (этносу) от Авину Авраама-Аиври около четырех тысяч лет. Нашему еврейскому народу, выпеченному в сорокалетних блужданиях по горнилу Синайской пустыни и завоевавшему Эрец Исраэль, около трех тысяч трехсот. Примерно 3040 лет назад наши предки созрели до понимания необходимости государственной власти и получили первого царя — Шауля. Но, по прошествию Золотого века, когда при царях Давиде и Шломо Еврейское Царство достигло апогея, распри многочисленных отпрысков правящей династии впервые привели страну к разрушительной формуле «Два государства для двух народов», и Израилевы колена обособились на два царства: Иудею и Израиль с раздельными столицами Иерусалимом и Шомроном, с раздельными Храмами…
Между братскими еврейскими государствами начались непрерывные войны, часть их – по религиозным поводам. Древняя еврейская история, записанная иудейскими летописцами и донесенная до нас хрониками ТАНАХа, рассказывает, как Израильское царство погрязло в грехе, как в Бейт-Эле отправляли культ Золотого тельца… Альтернативных, израильских, источников мы не имеем, ибо нечестивое, по свидетельству иудеев, Израильское царство бесславно и почти бесследно погибло под ударами ассирийцев. Шомрон был безжалостно разрушен, а десять Колен Израилевых, составлявших население царства, уведены в плен, в Ассирию. Это произошло 2834 г. назад.
Через 135 лет такая же участь постигла и Иудейское царство, павшее под ударами Вавилона. Иерусалим и Первый Храм, соломонов, были разрушены. Но прошли полвека, и из Вавилона, в свою очередь, завоеванного и разрушенного персами, на развалины Иерусалима, который в Иудее, потянулись потоки алии первых сионистов. Они, получив право на возвращение от персидских царей (в результате известных интриг еврейки, царицы Адасы-Эстер и ее родственника Мордехая), под водительством Шешбацара, Эзры и Нэхэмии возвращались к Сиону для восстановления Храма и Иерусалима. И эта цель была ими достигнута.
Евреи вновь расселились на Земле Обетованной под властью своего, хотя и вассального (от Персии, Греции, Сирии, Рима) Государства. В основном, оно было теократией первосвященников, которая, в конце концов, обессилела под гнетом сирийских эллинов, подавлявших основу еврейской самоидентификации – культ Единственного. Но восстание Маккаби (165-141 гг до н.э.) свергло сирийский гнет, и правителем освобожденной Иудеи провозгласили Шимона Хашмонаи, с титулами и первосвященника, и царя. Новая, хашмонайская династия правила до 37 г. до н.э. А затем, еще век с небольшим в Иудее правила вассальная Риму династия, основанная Иродом Великим.
В 66-70 гг. разразилось антиримское восстание, названное Иудейской войной, жестоко подавленное императорами Веспасианом и Титом. Иерусалим был разрушен, сожжен и даже распахан. Второй Храм уничтожен. Большинство жителей Иудеи уведены в плен и впоследствии рассеяны на пространстве от Иберии до Аравии и от Северной Африки до Галлии.
Еврейская государственность, просуществов около 1000 лет, прервалась почти на 19 веков, до 1948 г.
19 веков! И поэтому нет ничего удивительного, что в нашем народе, прожившем в чужих стенах три четверти жизни своей, нет пиетета к государственной власти, ибо, по большинству это была чужая власть. Да и на сегодняшний день более половины евреев продолжают жить под чужими крышами. И феномен существования уже целых 65 лет суверенного Еврейского Государства неадекватно слабо отражается психологией современного еврейства. Хотя, действительно, можно ли за шесть с половиной десятилетий полностью преодолеть почти двухтысячелетние наслоения исторической памяти, в которой государство, это — нечто от чужаков, гоев, нечто, априори, враждебное евреям, то, что приносит одни лишь «царот, цурес»? Государство, выступающее исключительно, как орган насилия, к выживанию в условиях которого учили (и, надо сказать, достаточно успешно!) мудрецы.
Идиосинкразия к чужому государству, свойство, которое сродни неприятию некошерной еды, помогло избежать мохаммеданской ассимиляции в период Великой Дружбы Народов на просторах Халифатов (хотя грех периодического впадания в мохаммеданское язычество, ох, как висит на многих тогдашних мудрецах!). Она же спасла нас и от полного уничтожения в кровавой катавасии, затеянной Инквизицией…
Особо вопрос о выживании евреев, как народа, обострился в 19-м веке, когда европейское еврейство подверглось активной ассимиляции, носившей как насильственный характер в России и Австро-Венгрии, так и добровольный, через систему Аскалы, в той же Австро-Венгрии и Германии, Франции.
И отсюда возникший в новые времена характерный для евреев психологический разлом, особо распространенный среди людей образованных, в первую очередь, гуманитариев: государство – чужеродная мерзость, но мы, евреи – лояльные его граждане, зачастую, наилояльнейшие, и должны активно участвовать в гражданской жизни, а если она потребует государственных перемен, то – в самом авангарде!
Ломать, так ломать! Строить, так строить! – Главное, со всеми, в первых рядах! И ломают и строят…
А конец, всегда — как в той в антисоветской похабной частушке: «…Хочешь сей, а хочешь – куй! Все равно, получишь… !»
Ну вот, не признают неблагодарные «титульные» народы еврейских заслуг. Свои у них традиции, юдофобские, по преимуществу, и традициям этим много-много веков!
А уж, в совсем близкие времена евреи, галутные, прежде всего, активно подхватили модное поветрие неоанархизма, с его химерами «гражданского общества», «прав человека» и прочими антигосударственными доктринами. Но, несмотря на это, на вполне демократическую лояльность еврейских граждан, «титульное» большинство упорно, по двадцативековой традиции видит в них чужаков, «пятую колонну»…
От привычного неприятия государств галутными евреями происходит и распространенное недоверие галута к Израилю: он, мол, еще не доказал нам свою способность быть настоящим Государством, еврейским.
Смотрите, что там творится! Ни границ, ни Конституции! Законодательство лоскутное: от султанских фирманов до законов Кнессета. И далеко не все соответствует стандартам прогрессивного человечества! Перманентное военное положение, да как вообще можно так жить? — Так жить нельзя! То ли дело, у нас в Штатах – двести с лишним лет торжества закона, плюрализм и гуманизм! Или в России – хоть, уже и не пролетарский, а, скорее, имперский, но все равно — интернационализм!
А в Израиле, надо же, в открытую действуют националисты! Даже в Кнессете заседают! Да какие? – Еврейские! Не признающие ни идей Ф.М. Достоевского, ни М.Л. Кинга, ни справедливой национально-освободительной борьбы палестинского народа! Вот, стыдоба!
И кто его знает, этот Израиль – сегодня он есть, а завтра? Ну и что, с того, что отбивал пока, худо-бедно, атаки арабов, но, сколько веревочке не виться, говорит наша народная мудрость (наша – в смысле гражданской принадлежности!)…
Нет уж, пусть израильтяне говорят, что на Родине и жизнь хороша, и жить хорошо. А в нашей галутной буче – все равно — лучше!
…Но есть варианты и похуже. Это когда израильтяне, даже в Земле Обетованной урожденные, подходят к своему Государству с чужеземными мерками, отрицая его национальное своеобразие и суверенность. Не могу сказать, чтобы они составляли большинство. Нет, — меньшинство безусловное, но вооруженное, крикливое и поддерживаемое гойским миром и галутом. Галутом, по сути своей, преимущественно, антисионистским, ибо нет в наше время силы, которая запирала бы галутных евреев в стенах гойских городов.
Призыв «Отпусти народ мой!» окончательно, почти четверть века назад, распахнул ворота всех галутов для исхода евреев. И ничто, кроме собственного антисионизма не удерживает их в гойских стенах. Отдельные, правда, взбираются на эти стены и в подзорные трубы созерцают далекий Израиль, радуясь иллюзорной сопричастности и ощущению имитации тепла полного с нами единения. Но нам от такой платонической любви обычно ни тепло, ни холодно. Ибо потоки жизни этих болельщиков несутся по руслам, прорытым «титульными» большинствами, и наполнены они отнюдь не целительными напитками, нужными евреям, а, почти сплошь, некошрятиной.
На мой взгляд, сегодняшний еврейский мир расколот по линиям «Израиль-галут» и «сионизм-антисионизм». И как произойдет преодоление раскола: массовой ли алией, ассимиляцией ли галута или (хас вэ-халила!) ликвидацией нашего единственного в новейшей истории Государства, мне кажется, станет ясно в ближайшую пару-тройку десятилетий. Не позднее.
Иерусалим 09.06.13