«И сказал Б-г Моше: «До каких пор будет гневить Меня этот народ…» (14:11).
Vox populi — vox dei, глас народа — глас Б-жий. В этом древнеримском изречении заложен фундаментальный принцип западной демократии, народовластия: народ всегда прав, народ не может ошибаться, устами народа глаголет истина.
Что и говорить, демократия зарекомендовала себя лучше других существующих общественных систем. Но демократия — это не только достижение современной цивилизации, это не только гражданские свободы и равенство всех граждан перед законом, не только свободные выборы с тайным голосованием и власть, избранная народом.
Как показывает опыт, народовластие — отнюдь не идеальная система. Народом можно манипулировать, ему можно внушить любую, даже самую чудовищную идею или доктрину; народ легко запугать, обмануть, превратить в фанатичную толпу, в коллективного раба и орудие страшных преступлений. Об этом знают диктаторы, особенно те, кто пришел к власти демократическим путем; об этом свидетельствует опыт большевистской России, нацистской Германии, современного исламского мира.
Тора опровергает многие постулаты демократии, в том числе «священное право» большинства диктовать свою волю и определять ход истории. Еврейское государственное устройство — монархия; высший еврейский судебно-законодательный орган — Сангедрин — не выборный, а назначаемый. Еврейские пророки и вожди тоже не были народными избранниками; их «спускал по разнарядке» сам Всевышний, не советуясь с народом, и эти избранники отчитывались только перед Ним, не идя на поводу у изменчивых настроений толпы. Пророки и вожди открыто бичевали народные грехи, без оглядки на политкорректность, не стремясь понравиться избирателям, чтобы остаться в мягком парламентском кресле еще на одну каденцию. Ими двигали не популистские соображения, а стремление выполнить свой высший долг перед Б-гом и… народом.
Если бы они вошли…
Чему учит нас сегодняшний раздел «Шлах»? Тому, что большинство, даже подавляющее большинство бывает не право; что народная воля может привести к катастрофе.
Эпизод с разведчиками — один из самых трагических и судьбоносных в Торе. Из-за того, что видные представители колен, отправленные с ознакомительной миссией в Эрец Исраэль, принесли убийственно пессимистический отчет, «распускали злую молву», и народ поверил им, мы не вошли в Землю Обетованную сразу после дарования Торы, как планировал Б-г, задержались в пустыне на долгих сорок лет, до полной смены поколений. За то, что евреи испугались, не положились на Всевышнего, не приняли его прекрасный дар, Эрец Исраэль, а также из-за греха поклонения золотому тельцу мы до сих пребываем в духовном и физическом изгнании, не можем утвердиться на своей вновь приобретенной родине, восстановить свой высокий статус «народа-священника».
Вся еврейская да, пожалуй, и мировая история сложилась бы иначе, если бы сыны Израиля не отправили соглядатаев в Эрец Исраэль, если бы вместо этого они решительно, без оглядки, перешли ее границу, так же решительно, как они приняли Тору у горы Синай. Если бы евреи поверили Б-гу на слово, не подвергнув сомнению его обещание, они бы легко завоевали страну, возможно даже, без всякого сопротивления со стороны местных жителей, «людей-исполинов», как описывали их разведчики, и целое поколение, вышедшее из Египта, не вымерло б в пустыне. И не было бы кровопролитных завоевательных войн, которые вел преемник Моше-рабейну Иеошуа бин-Нун и в которых погибли тысячи евреев, десятки тысяч ханаанеев и представителей других местных народов.
Так устроен мир: один грех ведет к другому: после золотого тельца была клевета на манну, затем последовал грех разведчиков, далее бунт Кораха, о котором мы будем читать в следующем разделе. Но опасны не сами грехи, а слабая вера в Б-га, недоверие к Нему, что подрывает основы и угрожает самому существованию еврейского народа. Только решительное заступничество Моше-рабейну и его убедительные доводы помешали осуществлению Б-жественного приговора: «Доколе будет гневить Меня этот народ и до каких пор не поверят они в Меня — при всех знамениях, которые Я совершил среди него? Поражу его мором, и уничтожу его, и произведу от тебя народ достойнее и многочисленнее его!»
Заметьте, такая угроза вовсе не противоречила Завету Творца с нашими праотцами Авраамом, Ицхаком и Яаковом, которым Он еще задолго до египетского рабства обещал, что произведет от них великий народ. Просто к этой генеалогической цепочке добавился бы еще один отец-основатель — Моше — и история еврейского народа вновь началась бы с нуля.