Уметь пользоваться подарком

К нам приближается праздник Шавуот — день Дарования Торы. Важное в подарке — это умение им пользоваться. Мы постараемся помочь лучше понять, что же собой представляет Тора, и как нам научиться более полноценному восприятию ее мудрости.
Образно говоря, Тора — это «пища для души». Душа — это высшая часть нашей личности. Ей, как и телу, нужна «еда». Но одной из главных проблем является то, что душа не имеет прямого доступа к нашему сознанию, чтобы запросить «ресурс» (пищу).
Есть разные системы запросов на ресурс. У человека существуют «ультимативные» системы запросов. Например, если организму нужен воздух, то человек отбросит любые другие действия, чтобы сделать вдох. Существуют более «скромные» системы, которые готовы «подождать в очереди». Так, например, если человек голоден, он может потерпеть (кроме совсем маленьких младенцев). По отношению к еде и дыханию у человека есть «язык сигналов», дающий нам знать, что пора «утолить голод».
Но существуют и более тонкие системы, не имеющие прямого доступа к «сигналу». Например, нужда в витаминах — человек не умеет впрямую обнаруживать голод в этой сфере. Существуют специфические механизмы косвенного обнаружения запроса — боли и болезни, которые проявляются при нехватке витаминов. И если сам человек не может вычислить первопричину, хороший врач может «обработать сигнал», интерпретируя болезнь как косвенный запрос на ресурс.
Можно сказать, что Тора содержит «витамины для души», и одна из наших задач — научиться работать с этой системой.
В работе и с витаминами, и с Торой существует интересный аспект. Это компенсаторные способности человека. Иногда, когда организм «отчаивается» получить доступ к ресурсу, он обучается жить без него, компенсируя дефицит чем-то другим. И даже привыкает к этой ситуации. Обычно компенсаторика предлагает гораздо более худший ресурс, который можно уподобить замене ноги костылем, но привычка к «эрзацу» может отучить человека от стремления к полноценному ресурсу.
Интересно, что в бывшем Союзе создавалась культура, которая содержала в себе некоторый духовный «костыль» — очень неплохой по сравнению с полным отсутствием духовности, но менее полноценный, чем настоящая глубинная духовность (включающая также и мистические измерения).
Также у еды есть фактор «извлекаемости». Например, если человек проглотит орех в скорлупе, то желудок не получит доступ к ядру, перекрытому барьером. Так же и Тора иногда не может быть воспринята из-за барьеров как со стороны текста, так и с нашей, воспринимающей, стороны.
Используем метафору «пережевывания» как «обработки» продукта (также и для  Торы). Может быть продукт, «пережеванный извне» — в виде разъяснений комментаторов. Мы сами можем «пережевывать», если у нас есть опыт работы. Также существует интересная метафора «отрыгивания» (извиняюсь за выражение), когда наше сознание возвращает обратно продукт, который не может «переварить», и мы должны или обратиться к «мастерам пережевывания», или сами приложить усилия мыслительных «челюстей», чтобы «перепрожевать» смыслы текста.
Авторы текстов не всегда сами осознают все вложенные в свои творения смыслы. Говорят, что на автора снисходит вдохновение. Более поздние мудрецы распознают смыслы в текстах, родившихся в более ранние эпохи. Важно: а) распознать; б) сформулировать; в) «опустить» идею на доступный уровень.
Высшая форма вдохновения — пророчество. Высший из пророков — Моше, передавший нам Тору.
Текст Торы содержит множество схем, которые разворачиваются комментаторами в разные аспекты жизни: в семейные отношения, в бизнес, в психологию и т.д. Иногда возникает новая сфера (например, работа с современными технологиями), и Тора дает нам интересные инсайты и для новых «территорий».
Особенно содержательным может быть сопоставление Торы и других глубинных текстов, сделанное знатоком. Смыслы в двух текстах могут проявлять новые идеи друг в друге, взаимно обогащая и Тору, и вторую систему.
Динамические сюжеты Торы могут активироваться в разных контекстах. Один из уникальных вариантов — проекция на внутренний мир. Мы находим в себе «части» личности, соответствующие персонажам, и оживляем сюжет Торы внутри себя. Это развивает нас самих, а также может привести к новым инсайтам в самой Торе.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора