«И не делайте себе идолов и кумира, и столба не ставьте у себя, и камня с изображениями не ставьте в стране вашей, чтобы поклоняться на нем; ибо Я — Б-г, Всесильный ваш» (26:1).
Роскошь — понятие относительное. Представьте себе юного принца, любимого и избалованного сына всемогущего монарха, правившего огромной империей, ну скажем, лет двести назад. У наследника короны есть все, что душа пожелает и разум вообразит. А теперь перенесите этого принца в наши дни. Сравнив «роскошную» жизнь в папином дворце с нашими буднями, он впадет в депрессию. Еще бы, ведь у него нет многих вещей, которыми пользуется наш современник даже самого умеренного достатка: кондиционера, лифта, микроволновой печки, компьютера, смартфона и многого-многого другого. В самом деле, разве можно сравнить XIX век с XXI столетием!
Единственное, что объединяет разные эпохи — это неизменные человеческие добродетели и пороки. Один из главных пороков — алчность. В основе алчности — не страстное желание получить какую-то конкретную вещь, а стремление иметь больше, чем другие.
Рабби Бахье ибн Пкуда писал в своем философском труде «Ховот Алевавот» («Учение об обязанностях сердца»), что первая причина непризнания Б-га — это преувеличенное внимание к тому, чего у нас нет, и пренебрежение к тому, что мы имеем. Мы не понимаем, что сама наша жизнь, какой бы трудной она ни была, подарена нам Творцом. Мы не ценим этот дар и часто пренебрегаем им.
В разделе «Бехар» перечислены, на первый взгляд весьма произвольно, ряд законов Торы: шмита, продажа движимости, законы продажи земли и дома, законы взимания процентов с займов, выкуп еврейского раба и выкуп еврея, попавшего в рабство к нееврею. РАШИ объясняет, что такой порядок следования законов предостерегает нас от неизбежного регресса.
В самом деле, что мешает человеку соблюдать год шмиты (седьмой год семилетнего сельскохозяйственного цикла, предусмотренного Торой для Земли Израиля, когда земля остается под паром, и все сельскохозяйственные работы прекращаются)?
Жадность, конечно. Если мы не будем правильно соблюдать шмиту, то не сможем выгодно продать урожай, выращенный в этом году. Хуже того, мы так обеднеем, что будем вынуждены продать всю свою движимую собственность.
Если мы не сделаем надлежащих выводов, то продадим свою землю, а затем и дом.
Если же и эти потери не приведут нас в чувство, то следующим шагом станет ростовщичество: стремясь поправить свое материальное положение, мы будем давать в рост деньги нашим соплеменникам, что категорически запрещено Торой.
Затем, если мы и тогда не надумаем раскаяться, то будем вынуждены стать слугой другого еврея. И, наконец, скатываясь все ниже и ниже, мы окажемся в рабстве у язычника, будем вынуждены работать в шаббат и еврейские праздники и, следуя его примеру, предадимся разврату и идолопоклонству.
«И не делайте себе идолов и кумира…»
Главный идол современного мира — это потребительская лихорадка и страсть к материальному успеху. Многие врачи пришли к выводу, что основной и чуть ли не единственной причиной хронических болезней в нашем обществе является стресс. А причина стресса — это образ жизни, заставляющий нас гнаться за Коэном, Левиным или кем-то другим из наших соседей и знакомых. Ну как не впасть в стресс?
Если бы не зависть и жадность, люди были бы намного счастливее и вполне довольны тем, что имеют. Их устраивал бы скромный и простой образ жизни.
Корабль надежды
Яркие, кинематографически выпуклые картины страшных казней, которыми Вс-вышний грозит евреям в разделе «Бехукотай», производят особенно тягостное впечатление именно в нашу тревожную эпоху. Что ждет нас в затянувшемся кровавом противостоянии с потомками Ишмаэля? Виден ли свет в конце тоннеля?
В трактате «Бава Батра» Вавилонского Талмуда (73б) мудрецы рассказывают друг другу простенькие истории, приключившиеся с ними во время путешествий на море и в пустыне. Приведем одну из них.
Сказал Рава бар Бар-Хана: «Ехали мы на корабле и увидели рыбу, спина которой была засыпана песком. И рос камыш на ее голове. Мы подумали, что это суша и сошли [с корабля], стали варить и печь на рыбьей спине. Но когда спина разогрелась, рыба перевернулась. И если бы не был близко наш корабль, то мы бы все утонули».
Вот такой почти детский рассказик попал в Талмуд более 1500 лет назад. Его скрытое историческое предвестие был разгадано «всего» двести-триста лет назад в книге «Сефер нахалат Яаков».
Автор этой книги безвестный рабби Яаков пишет: «Мне кажется, что Раве бар Бар-Хане было видение, что перед приходом Мошиаха сыны Израиля возвысятся над неким другим народом, и тот будет находиться под их властью. Ведь рыба в изречениях мудрецов Талмуда часто символизирует неевреев, другие народы».
Написано, что на спине рыбы был песок — «хальта» по-арамейски, «холь» на иврите. Но «холь» — это то же, что и «холе», больной. Это значит, продолжает рабби Яаков, что народ тот казался слабым, и евреи думали, что им нечего его бояться.
Далее говорится, что «рос камыш на ее голове». Камыш — «агма» на арамейском языке. «Агма» похожа на греческую букву «гамма». Прописная «гамма», как и русская буква «г», напоминает формой человека со склоненной головой. «Это значит, — продолжает рабби Яаков, — что народ тот все больше склонял голову и его угнетение росло».
Путники на корабле думали, что перед ними суша. «Это значит, что евреи, вернувшиеся в Эрец Исраэль, думали, что надежда того народа иссохла, как суша, исчезла».
«И сошли, стали варить и печь»: евреи думали, что смогут возвыситься над этим народом, поясняет рабби Яаков, подчинить его себе.
«И когда спина нагрелась, рыба перевернулась». Это значит, что евреи разогрели их национальные чувства, и те сбросили с себя евреев.
«И если бы не был близко наш корабль, то мы бы утонули». Вот она, ключевая мысль! «Если бы не близость эпохи спасения, — пишет рабби Яаков, — то мы бы утонули, погибли». Сбросили бы нас в море «угнетенные палестинцы».
Рава бар Бар-Хана и его спутники успели добраться к кораблю. Значит и мы, как всегда, обречены на спасение. Вопрос лишь в том, во что оно нам обойдется.