Александру Митта — 80!

 

 

      28 марта исполнилось 80 лет со дня рождения Александра Наумовича Митта, известного российского кинорежиссёра, сценариста и актёра.

В кино Александр Митта дебютировал в 1961 году, поставив вместе с Алексеем Салтыковым фильм «Друг мой Колька». Широкую известность режиссеру принес фильм «Звонят, откройте дверь» (1966), получивший «Золотого льва» за лучший детский фильм на Международном кинофестивале в Венеции. В историю отечественного кино Митта вошел как создатель первой советской ленты в жанре «фильм-катастрофа» «Экипаж» (1979). Многие знают его фильм «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», где снялись Алексей Петренко и Владимир Высоцкий. Петренко – один из лучших наших актеров, талантливо сделал Петра. Высоцкий – гениальный русский поэт, показал Ибрагима философски задумчивым, пылким и по-детски откровенным. Совсем недавно Митта представил на суд зрителям телевизионный сериал «Граница. Таежный роман».

В январе 2013 года он закончил съемки своего нового фильма «Шагал — Малевич». По словам режиссера, идею создания картины он вынашивал долго, а снял ее быстро, за два месяца. Сейчас фильм находится на стадии монтажа, а увидеть его на экране можно будет уже в этом году.

 

      Митта никогда не скрывал своего еврейства, а фамилия  принадлежала его семье по материнской линии и происходит от древнееврейского слова «мита», означающего приспособление для переноски покойников (а в современном иврите — «кровать»). Его настоящая фамилия – Рабинович.  Фамилия матери Каплан. Практически вся семья Александра Наумовича была истреблена в сталинских лагерях.

 *****

 Мой дядя был генералом и служил у Тухачевского, другой – партийный работник, а еще в этом списке есть дипломат, летчик, ученый-аграрник… В 37-м дошла очередь до мамы, она была довольно крупным партийным функционером – секретарем парткома Наркомата рыбной промышленности. Один отец уцелел каким-то чудом.

 *****

На самом деле, фамилия Митта только частично мне принадлежит. А родился я под фамилией Рабинович. Отец мой Рабинович и семья вся была Рабиновичи. Нормальная такая московская еврейская семья, практически полностью расстрелянная в 37 -м году… Когда я делал картину “Затерянный в Сибири”, о послевоенных сталинских лагерях, у меня была идея сделать главного героя евреем. Англичанин, который был продюсером этой картины, решил, что если главный герой будет русским, то фильм легче продать в Америке. Конечно, он заблуждался, но я был безграмотен и не смог настоять на своем. Картина везде имела успех, но теперь я понимаю, что если бы главным героем “Затерянного в Сибири” был еврей, то картина получилась бы гораздо значительнее. И судьба ее сложилась бы по-иному. Когда начинаешь отвечать на эти вопросы ( Вы ощущаете себя евреем? – А.З.), задумываешься – до какой степени Пастернак, Бродский, Ильф являются евреями? Когда ты воспитан в определенной культуре, то невольно работаешь ее кодами. Я видел так много людей, которые становились евреями, когда им нужно было выжить в американской общине. Я их не осуждаю, у меня не было такой ситуации. Наверное, я все же ощущаю себя евреем – так же, как Вуди Аллен. Не то, чтобы у меня были такие же амбиции, но без поправок на гениальность… Скорее я, как Эйнштейн, ощущаю свое нахождение в сегменте определенной культуры. Для меня Вуди Аллен – пример еврея, интегрированного в многонациональное общество. Моя нация – Москва и в какой-то степени Россия, но это тоже часть еврейской ментальности.  (Из выступления в Московском еврейском общинном доме 11ноября 2007 года – А.З.)

 

               Источник:  » Евреи глазами именитыхдрузей и недругов» —  www.zelikm.com

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора