В прошлом году я писал о «Толедано-каббале» — одном из мистических направлений еврейской мудрости. Недавно меня пригласили на сеанс медитации, основанной на этой системе. После медитации все участники группы собрались вместе на небольшую трапезу. Когда мы ехали домой, ведущий встречи объяснил мне важную вещь. Во время медитации сознание человека «взлетает очень высоко», и после сеанса необходимо правильно «приземлить» сознание, вернув его в наш мир. И поэтому трапеза после медитации — важная и обязательная часть программы, соединяющая «иной» мир с нашим. Особенно это важно, когда участник медитации должен после этого сесть за руль и управлять машиной в непростых дорожных условиях, когда человеку нужно очень устойчивое и «приземленное» внимание, противоположное тому, что он испытывал во время медитации. То есть нам нужно уметь не только «летать», но и «приземляться».
Эта тема имеет разные аспекты приложения. Можно заметить, что во время еврейских праздников и суббот мы сначала идем в синагогу и участвуем в молитве, а потом возвращаемся домой и участвуем в трапезе. То есть присутствует похожий «паттерн» — сначала «взлет», а потом «посадка», говоря языком «авиаметафоры».
Но мы не всегда умеем правильно «взлетать» и правильно «приземляться». Очень часто наша молитва (особенно с учетом привычного текста) не выглядит столь «взмывающей в небо», и поэтому мы не чувствуем себя в состоянии «полета». И хотя это распространенная реальность, мы должны стараться ее преодолеть, научившись (в том числе с помощью медитативных подходов) ощущать молитву как состояние духовного полета. Для этого можно использовать различные инструменты, включая даже некоторые простые дыхательные упражнения и способы управления вниманием.
Мы можем увидеть в нашей идее свежее объяснение одного из сложных мест в Торе. Написано про фрагмент Синайского откровения (Шмот, 24:11): «…и видели они Б-га и пили и ели…» Есть разные мнения, были ли евреи правы или неправы, соединив небесное и земное. Мы сейчас можем увидеть еще одно значение этого текста.
Тора хочет нам показать, что после того как люди испытали величайший подъем от восприятия Б-жественного, необходимо было «аккуратно приземлиться» в земную реальность, в частности, с помощью материальных еды и питья. И наш обычай трапез после молитвы должен работать в том числе в этом аспекте.
В Песах мы имеем усложненную форму этого паттерна. Трапеза во время пасхального седера происходит не после молитвы, а после длинной «разговорной» части, которая называется магид, где мы обсуждаем Исход из Египта. И если мы хотим правильно включиться в обе части «паттерна», мы должны смочь «взлететь» во время «разговорной» части седера, и правильно «приземлиться» во время «пищевой». Поэтому ведущий седера должен подготовить аудиторию к тому, чтобы вдохновенное представление темы дало участникам чувство «взлета» к духовным высотам.
Мы обратим внимание на еще одну ключевую деталь. Начиная есть, мы не просто как бы «забываем» о прошедшей духовной части опыта и «с разбега врезаемся» в пищевое удовольствие. Это будет напоминать «падение», а нам нужна «МЯГКАЯ посадка». Мы должны накопленную духовную «энергетику» плавно «вписать» в ощущение приема пищи. Сама трапеза должна стать ощущением наполненности духовным светом, который мы испытали во время первой части опыта. И тогда еда станет не поводом потерять опыт подъема, а «закрепителем» медитации, который будет «впитываться» в наше тело не только в виде калорий и белков, приходящих из пищи, но и возвышенных состояний, которые «войдут в нашу плоть» во время трапезы. Мы не идем путем аскетизма, а стремимся приобрести обе половины опыта — и мистически-абстрактно-медитативный, и «мистически-конкретный» — во время правильного отношения к пище, особенн в шаббаты и праздники.
Интересно, что в Шавуот мы этот паттерн растягиваем на всю ночь. Мы чередуем «порции Торы» с порциями молочной пищи, традиционной для Шавуота. Это напоминает выражение «впитывать мудрость с молоком матери». Мудрость и молоко оказываются двумя частями одного паттерна.
В Песах особой пищей для нас становится маца. Перед съеданием первой порции мацы мы говорим особое благословение на пищу. Обычная браха на еду не включает фрагмент «ашер кидшану бемицвотав вецивану» («который освятил нас заповедями и повелел»). А браха перед первой порцией мацы включает этот фрагмент, и первая «встреча» с мацой становится «освященной мицвой». Именно поэтому принято не есть мацу две недели до Песаха, чтобы встреча с мацой стала особенно желанной. И наша работа с пасхальной историей, и наша пасхальная трапеза должны стать более возвышенными и взаимно наполнять друг друга духовно-материальными компонентами нашего опыта.
В связи с продолжающимся ремонтом нашего центра JCBB после Sandy, мы проводим первый седер для общины в помещении синагоги «Beach Heaven» по адресу: 723 Ave. Z (угол East 3th St.) в понедельник, 25 марта. Стоимость участия — $30, начало в 7 р.м.