Семь дней Всевышний уговаривал Моше принять на себя миссию освобождения евреев из египетского рабства. Пятикратно выдвигает Моше свои возражения и Б-г отвергает их. Первые два возражения носят личный характер:
«Кто я такой, чтобы пойти к фараону и чтобы вывести сынов Израиля из Египта»?!
«Приду я к евреям и скажу им… а они ответят мне: как Его имя? Что скажу им?»
Моше сомневается в своей способности выполнить задание. Всевышний гарантирует посланцу помощь, с которой всё должно быть «тип-топ».
Третья отговорка: «они не поверят мне и не послушаются моего голоса, ибо скажут: не являлся к тебе Господь». Это попытка спрятаться за спиной народа, при этом народ явно недооценивая. Тут Всевышний обвиняет Моше в злоязычии и наглядно доказывает, что он не прав. Более того, сурово карает его проказой. Правда, потом вылечивает. Это — пример на долгие годы для людей, служащих общине.
Испуганный Моше снова применяет аргумент о своей неспособности. Использует в качестве оправдания тот факт, что он заикается и вообще плохой оратор. Б-г советует ему не волноваться. Говорит, что даст ему в подмогу старшего брата, Аарона в качестве переводчика. А главное — гарантирует, что брат – признанный пророк, руководитель еврейского народа не только не обидится, но даже обрадуется возвышению младшего брата.
У Моше кончаются логические аргументы и он эмоционально умоляет Владыку послать ангела, мотивируя это тем, что если для спасения всего лишь семьи Лота был направлен один из главных ангелов, то почему для спасения целого еврейского народа посылают его?
Моше не знает, что в глазах Всевышнего он дороже всех ангелов. И что спасение еврейского народа — настолько трудная задача, что ни один ангел с ней не справится.
Но тут Моше выдвигает ещё одну претензию. И Всевышний с ним почему-то не спорит. Моше говорит, что должен пойти спросить тестя Итро, отпустит ли тот его спасать евреев?!
Всевышний не возражает, а я не понимаю. 600 000 тысяч евреев, не считая жён и детей, мучаются в рабстве. Моше уже согласился со Всевышним, что он — единственная кандидатура, пригодная на роль избавителя. И вдруг какой-то мидьянитянин должен решать судьбу еврейского народа. Почему? Моше объясняет это тем, что Итро кормил его.
– Но кормил-то не бесплатно. Моше работал на него пастухом. Ещё как работал! Благодаря нему пришло благословление в дом Итро. Он не позволил обижать его дочерей. Итро же, испугавшись фараона, на 10 лет посадил Моше в яму. И если бы не Ципора, будущая жена Моше, он бы умер с голода. В конце концов, Моше женился на его дочери, которая иначе так и осталась бы старой девой.
– Это ещё надо посчитать, кто кому должен!
Почему Всевышний не объяснил Моше, что он неправ?
Потому что основой еврейской веры является благодарность. Первая заповедь начинается словами: «Я твой Б-г, который вывел тебя из Египта».
– Почему первая?
– Потому что если ты не благодарен за это, то дальнейший диалог бессмысленен. Все равно ничего не дойдёт. У Моше в будущем будет много поводов обидеться на евреев. Золотого тельца делали, разведчиков посылали, всего и не перечислишь. Да и к Всевышнему могли быть претензии. Сорок лет по пустыне водил он, а в Израиль зашел Йошуа Бин Нун. С женой развели, детей на должность не поставили, как ни просил. И если бы качество благодарности не присутствовало в нём в высшей мере, неизвестно, чем бы всё кончилось. Теперь, мне кажется, ясно стало, чем Моше превосходил любого из ангелов в качестве руководителя еврейского народа? Тем, что был благодарен и умел прощать. И передал эти качества своему народу.
Большое спасибо, что выслушали меня!!!