«Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку», их было много в Арканзасе, и она через юридическую фирму, ставшую известной после криминальной истории под названием Whitewater, немало тогда их нагребла, но что эти мошки для первой леди Арканзаса, натуры амбициозной и страстной, задумавшей новый взлет? «Это я! Это я придумала!» — слышался позже ее голос в Белом доме…
«Если я тебя придумала, — пела она мужу (слова Р. Рождественского, музыка А. Флярковского), — стань таким, как я хочу» — и он стал таким, как она захотела, только вот заигрался с Моникой, под импичмент чуть не попал. Она на людях держалась бесстрастно, а что между ними тогда происходило тет-а-тет, можно себе только представить. Видно, досталось ему от женушки: «Ну, заяц, погоди, для того ли я тебя продвигала?!» Но не уходить ведь из-за этого из Белого дома, где ей так понравилось! Тогда, наверно, и родилась у нее мысль со временем туда вернуться, но уже не хозяйкой, а хозяином. «Дай срок, переберусь-ка я сама в Овальный кабинет, станешь ты у меня первым «леди», тогда сквитаемся!»
Он был бы рад стать первым «леди», и восемь бушевских лет они этого дожидались, она прошла от Нью-Йорка в Сенат, приготовилась к старту, да чего-то не учла, соперник откуда-то выпрыгнул, как черт из табакерки, и уплыл от нее Белый дом в другие руки. Околпаченные долго молчали, не зная, куда податься, но тут подоспело предложение, от которого они не смогли отказаться: ей было предложено место госсекретаря, ему — роль пристяжной лошадки, которую он с усердием играл, отличившись верноподданнической речью, поднесенной новому хозяину на партийном съезде, и неплохо оплачиваемыми мелкими услугами.
Ее становление госсекретарем, служение и отставка хорошо иллюстрируются сказкой Всеволода Михайловича Гаршина, где говорится о лягушке, которую утки понесли над землею на прутике. «Хорошо на юге!» — кричали утки, хлопая крыльями. «А много ли там мошек и комаров?» — «О! Целые тучи!» — «Ква!.. Возьмите меня с собой!» — «Как мы тебя возьмем? У тебя нет крыльев». — «Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно».
И она почти четыре года не квакала. То есть поперек президенту — ни слова. А в сказке: «Смотрите, смотрите! — кричали дети в одной деревне, — утки лягушку несут!.. И кто это придумал такую хитрую штуку?» Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: «Это я! Я!» И с этим криком полетела вверх тормашками и «бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни… скоро вынырнула из воды и тотчас же опять сгоряча закричала во все горло: «Это я! Это я придумала!» Но вокруг нее никого не было. Испуганные неожиданным плеском, местные лягушки все попрятались в воду. Когда они начали показываться из нее, то с удивлением смотрели на новую. И она рассказала им чудную историю о том, как она думала всю жизнь и наконец изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках; как у нее были свои собственные утки, которые носили ее, куда ей было угодно»…
За неполных четыре года Хиллари Клинтон налетала более полутора миллионов километров, посетила 112 стран — немного ближних, больше далеких и экзотических, провела в самолете почти 400 дней, то есть чуть не треть всего времени пребывания в должности госсекретаря! То, что любому человеку в этой должности приходится летать по миру, — это понятно и не обсуждается, но в данном случае явный перебор! То ли так нестерпимо манили ее дальние страны, то ли онегинское ею «овладело беспокойство, охота к перемене мест», то ли она от госдеповской рутины улетала, то ли от надоевшего ей мужа, чтоб с Хумой Абедин, всегда ее сопровождавшей, без помех потешить душу, то ли чтобы в колумбийских да африканских плясках забыться, никого не стесняясь, или же, наоборот, завести более близкое знакомство с влиятельными людьми со всего мира, что, авось, может ей когда-нибудь пригодиться, то ли от своего президента отдохнуть.
Тому, что мы недавно слышали от нее, будто ее отношения с президентом «теплые и близкие», вряд можно верить. Как и тому, что на заключительном совместном интервью сказал о ней Обама. «Хиллари покидает свой пост, будучи одним из лучших госсекретарей», — сказал президент. «Одним из лучших», а других-то у него и не было. Неужели он имел в виду, что она одна из лучших госсекретарей за всю историю США? А если так, то почему же она, такая хорошая, покидает свой пост? По состоянию здоровья? Нет, Билл Клинтон недавно заверил общественность, что Хиллари его переживет и после него, до своих 120, еще трижды замуж выйдет.
Злословит Билл. Видно, имеет к тому основания. Эх, какой тут чувствуется в этой семейной паре неутихающий разлад! «Тоже ведь она по-своему несчастная, эта самая лесная голытьба», как пел Высоцкий. Ну, Клинтоны-то далеко не голытьба, но по-своему несчастные: и он, и она…
Заняв безусловно первое место среди всех госсекретарей по километражу перелетов, числу посещенных стран, по времени, проведенном в самолетах, и по затратам государственных средств на путешествия по миру, г-жа Клинтон ничего заметно полезного стране своего служения, как мне представляется, не принесла. Но послушаем президента: что он считает внешнеполитическими достижениями своего госсекретаря? Вот они, по его мнению: окончание войны в Ираке, приближающийся конец войны в Афганистане, свержение Каддафи и ликвидация ключевого руководства «Аль-Каиды». Но если это и достижения (что очень сомнительно), то не госсекретаря и не Госдепартамента, а других ведомств и лично самого президента, как неоднократно объявлялось.
Странно, что, выступая с последней речью в вашингтонском Совете по международным отношениям, она повторила то же самое: «В 2009 году, когда я начинала свою работу в Госдепартаменте, мы вели две войны, экономика находилась в состоянии падения, а дипломатия сталкивалась с проблемами». Из приведенных ею трех тезисов только один — про дипломатию — касался Госдепартамента и сферы ее деятельности. «Сейчас мир по-прежнему находится в опасности, — продолжала она, — однако под руководством президента Барака Обамы мы завершили боевые операции в Афганистане и Ираке, уничтожили Усаму бин Ладена… И хотя восстановление экономики еще не завершено, мы находимся на правильном пути».
«Мы», «мы» и «мы» в тех делах, к которым она не имела никакого отношения. В другой ее речи она говорила, что ее «главной задачей было восстановление репутации США после многочисленных кризисов, вызванных президентством Джорджа Буша». Не говорю уже о том, что четыре года подряд валить все беды на давно ушедшего Буша безнравственно и непродуктивно, тем более что репутация США не восстановлена была за эти годы, а еще ниже пала — и среди друзей, и среди врагов. Но меня в этих речах более всего поражает другое. Я не психоаналитик, но чувствую, что к 2008 году Хиллари Клинтон так уже успела войти в роль президента США, что, и проиграв Бараку Обаме, оставалась в душе своей президентом. Не исключено, что и Обама имел возможность это почувствовать, несмотря на словесные изъявления ею полной лояльности. Так не потому ли отставка?
Что действительно относится к деятельности г-жи Клинтон на посту госсекретаря, то это непродуманная и глупая затея, названная перезагрузкой отношений с Россией — сопровождаемое ее обворожительными улыбками безответственное и беспринципное виляние хвостом, изначально не имевшее никаких шансов на успех и закончившееся общепризнанным крахом. Отношения с Россией стали хуже, чем были. И ситуация в России тоже стала хуже. И антиамериканизм, как в годы холодной войны.
В чем еще деятельность г-жи Клинтон явственно проявилась, так это в произнесении речей о необходимости предоставления женщинам и девушкам равных с мужчинами прав. Ежегодно в Международный женский день 8 Марта она вручает награды женщинам-активисткам из разных стран, а посещая эти страны, непременно высказывается там за гендерное равноправие. Нам ли не помнить, по чьей инициативе учрежден Международный женский день? По инициативе Клары Цеткин. Так что Хиллари Клинтон можно считать Кларой Цеткин XXI века.
К чему привело равноправие женщин в СССР, мы тоже помним. Кайло в руки и на самые тяжелые работы. Равноправие равноправием, но лучше «недоборщить», чем переборщить. Я это к тому, что явно переборщил перед уходом в отставку министр обороны Леон Панетта, санкционировав включение женщин-военнослужащих в состав боевых частей армии. Сам-то он человек невоенный, и недаром я вспомнил басню Крылова, когда откликнулся на его назначение министром обороны: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник».
Но вернемся к г-же Клинтон. Наряду с борьбой за равноправие, она в одной из последних речей в должности госсекретаря провозгласила новое направление работы: «В 2013 году Государственный департамент США начнет отслеживать во всех странах минимальный возраст вступления в брак и процент браков с девочками и мальчиками, не достигшими этого возраста». Потребуется, конечно, расширение штатов Госдепа, увеличение его бюджета, но главное в другом: пустят ли пытливых госдеповцев в те страны, где иные, чем у нас, традиции и нравы?
Относительно действенности ее призывов и реальности достижения провозглашаемых целей (например, в Афганистане) можно выразить обоснованное сомнение, но в политическом смысле это, несомненно, очень верная, продуманная и стратегически правильная позиция, которая, я думаю, ей пойдет на пользу.
Понятно, я имею в виду планы Хиллари Клинтон на будущее. На вопросы журналистов, выставит ли она свою кандидатуру на пост президента США в 2016 году, она предпочитает пока не отвечать. Рановато еще начинать кампанию, и она достаточно искушенный политик, чтобы выбрать подходящее время.
А как там про лягушку у Гаршина? Ну, бултыхнулась лягушка в пруд, потом рассказала, как придумала путешествовать, и добавила: «Я заехала к вам посмотреть, как вы живете. Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила».
До весны какого года? — До весны 2016-го, до новых президентских выборов, где ее шансы на возвращение в Белый дом первой в истории США женщиной-президентом будут, вероятно, значительны. Вряд ли кто-нибудь из ее однопартийцев решится стать ее соперником. У соперничающей партии тоже вряд ли вскоре появится лидер, который ее устрашит. Так что зрелище нам предстоит интересное, хоть и не скоро.
1 thought on “Лягушка-путешественница. Почти по Гаршину”
Comments are closed.
и на протяжении долгих лет, сопровождает эту лягушку не кто иная как хума абедин, посланица братков мусульман