Плач иудейский

Плач иудейскийКаббала учит, что, произойдя от трех великих праотцев, наш народ унаследовал их качества: хесед (милосердие) — от Авраама, гвуру (сила, могущество) — от Ицхака, теферет (великолепие) — от Яакова. Яаков — морально безукоризненный, в борьбе — несокрушимый — в Торе назван человеком безупречным.
Однако возвращаясь от каббалы к прозе жизни, находим, что и у безупречного человека есть качества, которым следовать совсем не обязательно. Яаков имел обыкновение жаловаться. После того как его сыновья Шимон и Леви победили город Шхем, перебив там всех мужчин, Яаков упрекнул их: «Вы меня погубили: вы сделали меня ненавидимым для жителей этой страны… соберутся они против меня, и поразят меня…» (Брейшит, 34:30). Однако «никто не решился преследовать сынов Яакова» (35:5). Потому что боялись. Прибыв в Египет во главе своего семейства, Яаков был представлен фараону. «Сказал фараон Яакову: «Сколько лет жизни твоей?» И ответил Яаков фараону: «Дней жизни моей сто тридцать лет. Немноги и злополучны были дни жизни моей и не достигли годов жизни отцов моих…» (47:9).
Наши мудрецы сурово упрекают Яакова за эту жалобу. И действительно — 130 лет не выглядят короткой жизнью, каждому бы столько. А у Яакова еще впереди было 17 лет. Он был богат, имел двенадцать замечательных сыновей. Любимого, которого он считал погибшим, Иосефа, Яаков обрел вновь. И не пьяницей подзаборным или бродягой — вторым лицом в Египте.
По-иному воспринимал свою жизнь Авраам, «умерев в доброй старости, мудрец, удовлетворенный жизнью»(25:8). В его жизни тоже было разное: в юности его бросали в огненную печь, позже дважды умыкали жену. Ему пришлось связывать на жертвеннике сына Ицхака. Но Авраам не жаловался.
Читая в Торе о странствиях нашего народа под водительством Моисея по пустыне, видим, как идущее от Яакова стремление жаловаться преобладало над Авраамовой чертой характера быть «удовлетворенным жизнью». Величайшее в истории, по мнению наших мудрецов, поколение евреев все время сбивалось на «мелодию»: «О, кто дал бы нам умереть от руки Г-сподней в земле Египетской, когда сидели мы у горшка с мясом…» (Шмот, 16:3), или «Зачем вывели вы нас из Египта… душе нашей опротивела эта негодная пища (ман)» (Бемидбар, 21:5– 6). Были жалобы и на лидеров: «Отчего же возноситесь вы над собранием Г-сподним?.. Ты вывел нас из земли, текущей молоком и медом, чтобы уморить нас в пустыне. Так еще и властвовать хочешь над нами?» (Бемидбар, 16:3–14) —  а ведь это были Моисей и Аарон!
Ну, если божественный ман, принимавший вкус любого деликатеса, который мы вообразим, не устраивал нас, и руководство Моисея вызывало нарекания, жалобы евреев на сегодняшнюю жизнь и на сегодняшнее руководство воспринимаются естественно.
Читая еврейскую прессу, я часто слышу жалобы Израиля — второе имя Яакова, которое унаследовал наш народ. На последних выборах не за кого голосовать — всего-то сорок с чем-то партий! Биби то и се,  например: «У Бибирмана нет не только никаких принципов, но и программы!» — жалоба Марира Исраэли. Вам бы в лидеры кого-то из европейских пигмеев или нашего Обаму! Лидер партии «Еврейский дом» Н. Беннет не нашелся, как ответить на заковыристый вопрос — не годится Беннет!
Характерно — в США нет ни одного заметного политика из журналистов. Это потому, что до недавнего времени американцы предпочитали выбирать лидеров, которые что-то знают и умеют. А вот у евреев в Израиле второй и третьей по популярности оказались партии, которые недавно возглавили журналисты. И не важно, что Шели Яхимович, раздувая в свое время кампанию «четырех матерей», способствовала бегству Израиля в 2000 году из Ливана, нанесшему значительный ущерб национальной безопасности. Не важно, что Яир Лапид в интервью журналу Time повторил мантру Рабина «Мирные договоры заключают с врагами», тем самым оправдывая предательство Мюнхенского сговора 1938 года, а также Осло 1993 года. Ставя под сомнение свое владение формальной логикой, Лапид заявил: «Я думаю, палестинцы не заслуживают доверия. И именно поэтому мы должны вести с ними переговоры».
Зато как замечательно израильские журналисты умеют объяснить публике, что все вокруг плохо! Они раскрывают читателю, насколько неправильно все происходящее, находят виновников всех бед и вызывают чудесное переживание жалости к себе — сладостный плач иудейский.
«Все деньги идут на поселенцев и религиозных!» Ликвидировали религиозные поселения в Газе — стало лучше? «Внешний мир враждебен — Европа против нас!» Но там кризис и загнивание, а в Израиле экономический бум. Там деморализация и атеизм, а в Израиле более 60% верят в Синайское откровение, то есть религиозные. Это я не к тому, что сейчас в двух фразах докажу существование Б-га. Просто атеистические народы вымирают, и через пару поколений вы найдете европейского аборигена разве что в доме для престарелых. Конечно, если новые европейцы исламского замеса будут содержать такой пережиток прошлого, как богадельни. Это статистика, не теология — из народов западной цивилизации только израильские евреи размножаются и поэтому имеют будущее.
«Все границы Израиля враждебны». Но ведь это замечательно! В Европе, где нет границ, их цивилизация не может защищаться.
От дикости нужно защищаться. Это неудобно. Но альтернатива — раствориться в дикости. Это происходит во Франции, в Англии. В США выходцы из Латинской Америки выбрали нам в президенты версию Уго Чавеса. Да страна и начинает походить на Венесуэлу! Там все бесплатное — учеба, здравоохранение. Машины заправляют бесплатно. Нефти больше, чем в Саудовской Аравии. Но страна скоро пойдет с молотка, потому что — социализм. В том же направлении движутся и США, где государство уже сейчас содержит почти половину населения. Из-за отсутствия денег американцам приходится урезать армию, изъяв из ее бюджета 500 миллиардов.
А Израиль, начав свое существование как социалистическая страна, благодаря реформам оказывается сейчас наиболее рентабельным в западном мире. И на армию остается.
Историк А. Херман в статье от 31 января «Почему Израиль будет править Новым Ближним Востоком» объясняет: «Благодаря индустриальному технологическому чуду, известному как «фракинг», Израиль становится новой нефтяной Меккой Ближнего Востока» и к 2020 году станет крупнейшим в мире производителем нефти. «Западноевропейцам придется пересмотреть, кого они хотят иметь союзниками в регионе, а кого не хотят». А Америка поймет, что ее «отношения с Израилем, возможно, самая важная связь для будущего этого региона», — предсказывает Херман.
Ну вот, когда израильские нефть и газ будут обеспечивать весь мир и страна сможет, как Кувейт или Катар, платить своим гражданам стипендию, иудейский плач, возможно, прекратится. Но не перестанем ли мы из-за этого быть евреями? Может, этот плач, эта неудовлетворенность и определяют вечный поиск и динамизм евреев?

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора