Каин и другие

Просматривая все двенадцать разделов книги «Берешит», мы находим в них одну общую тему – это конфликт, трения, вражда между братьями. Возьмем первую пару: Каин убил Авеля из ревности к Б-гу. Хотя у этого первого в истории убийства были и другие причины, и, как отмечают некоторые комментаторы, сам Авель вел себя отнюдь не безгрешно, тем не менее факт налицо – брат убил брата.

Затем Тора сообщает о противостоянии сыновей Ноаха: Хам неуважительно, «по-хамски» обошелся с уснувшим от выпитого вина отцом, а Шем и Яфет исправили его проступок.

Авраам и его племянник Лот, которого он зовет «братом», не смогли ужиться вместе как по экономическим причинам, так и в силу различных представлений о морали.

Ишмаэль и его мать Агарь были изгнаны из дома Авраама по требованию Сары и с одобрения Всевышнего, благодаря чему Ицхак был избавлен от дурного влияния единородного брата.

Наконец, в книге «Берешит» уделяется немало места рассказу о конфликтах между Яаковом и Эсавом, Йосефом и его братьями. Здесь есть одна общая частность. Причина многих трений заключена в том, что старший брат чувствует себя (обоснованно или нет) ущемленным перед более удачливым и напористым младшим братом. В таком положении оказываются Каин, Эсав и братья Йосефа.

И вот, в последней главе мы читаем, как умиротворенные сыновья Яакова обнимаются после смерти отца, плачут и утешают друг друга. А перед этим мы видели, как Иегуда проявил готовность пожертвовать собой ради спасения Биньямина и чтобы искупить вину за продажу в рабство Йосефа.

Наконец перед нами следующее поколение: Менаше и Эфраим. Когда их дед Яаков ставит младшего Эфраима перед Менаше, мы вспоминаем историю Йосефа и опасаемся новой вспышки ревности и гибельного соперничества.

Умирающий Яаков прекрасно помнит, чем кончается выдвижение одного сына перед другими, но он знает также, что, избегая конфликтных ситуаций, проблему не решишь. Он твердо решает дать Эфраиму именно то благословение, которое тот заслуживает, без всяких возрастных поправок. Он верит, что нового конфликта не будет, и эта вера оправдалась: Эфраим не щеголял своим преимуществом, а Менаше ему не завидовал.

Братья могут соперничать друг с другом, но если их взаимная любовь крепка, то семья останется сплоченной и крепкой. Народ тоже будет сплоченным и крепким. Таков урок книги «Берешит», таков урок только что отпразднованной нами Хануки и предстоящего Пурима. Таков урок всей еврейской истории вплоть до наших дней. А уроки истории для того и существуют, чтобы на них учиться.

Разделение труда

«Звулун у берега морей водворится… Иссахар – осел костистый… он преклонил спину свою для ноши и стал преданнейшим тружеником» (Берешит, 49:13,14). Благословляя сыновей, умирающий патриарх характеризует каждого из них, одних хвалит, других критикует, определяет каждому из них свое место в еврейской истории. Евреям суждено нести человечеству свет Б-жественной истины, указывать путь к высотам морали. Но весь народ не может учить Тору. Ведь кто-то должен и работать. Поэтому Яаков ввел в семье «распределение труда». Еще до прихода в Эрец Исраэль потомки Звулуна и Иссахара поделили обязанности. Первым достался приморский участок Эрец Исраэль; они стали преуспевающими купцами и обязались целиком содержать духовно-интеллектуальную элиту нации в лице потомков Иссахара, которые поселились в горах и целиком посвятили себя изучению Торы.

Этот принцип лег в основу внутриеврейских отношений еще в эпоху Храма, когда потомки Леви, левиты и коэны, не имея собственного земельного надела, занимались исключительно храмовой службой, находясь на полном содержании у других колен. Затем начался галут, и это правило распространилось на все еврейские общины. Богатые евреи почитали за честь оказывать материальную помощь учащимся иешив и колелей, которые денно и нощно, пренебрегая мирскими удовольствиями, штудировали Тору, ради которой, собственно, и был сотворен мир. Возвестил пророк Иермиягу: «Так сказал Г-сподь: «Если бы не Мой союз (Тора), днем и ночью, не установил бы Я законы неба и земли» (33:25). Без Закона, дарованного Творцом, само существование нашего мира потеряло бы смысл, и он вернулся бы к состоянию первичного хаоса.

На тандеме Звулун-Иссахар держится мир. Он продолжает действовать и поныне. Вопреки расхожим утверждениям, израильские иешивы финансируются не столько из государственной казны, сколько добровольными спонсорами, среди которых, как ни странно (впрочем, что же тут странного?), преобладают нерелигиозные люди. Согласно традиции, такая помощь приравнивается к изучению Торы. Она настолько важна, что Яаков-авину упоминает «купца» Звулуна раньше «мудреца» Иссахара. В том же порядке благословляет братьев и Моше-рабейну в последнем разделе Пятикнижия «Ве-зот ха-браха».

Верность клятве

«И сказал Яаков: «Поклянись мне!» И тот клялся ему…» (Берешит, 47:31).

Перед смертью Яаков просит, чтобы Йосеф похоронил его в фамильном склепе Маарат-махпела в Хевроне, и даже берет с него клятву. Что означает эта клятва? Неужели Яаков не доверял любимому сыну?

Комментаторы приводят разные доводы. Появление Яакова с семьей принесло Египту удачу: голод ослаб, улучшилось экономическое положение страны. Поэтому фараон предпочел бы оставить в стране тело Яакова в виде «счастливого талисмана», возможно, даже приказал бы соорудить для него персональную пирамиду. Но Йосеф дал клятву отцу, а клятвы, пусть даже чужие, надо уважать.

Возможно также, что сам Йосеф не очень благосклонно воспринял предсмертное желание отца из-за того, что тот не похоронил его мать Рахель в Маарат-махпела, оставив ее могилу на дороге в Бейт-Лехем, а сам намеревался лечь рядом с другой женой – Леей.

Но, помимо фараона и Йосефа, против захоронения Яакова в семейном склепе могли возражать и другие. Вожди ханаанских племен, на чьей территории располагалась усыпальница, боялись, что вторжение похоронного кортежа из соседней страны подорвет их суверенитет. Брат Яакова Эсав, считавший себя единственным законным наследником династии праотцев, не хотел уступать посмертное ложе рядом с их отцом Ицхаком.

Наш праотец прожил бурную и очень трудную жизнь, полную испытаний и утрат: конфликт с Эсавом из-за похищенного благословения, побег на чужбину, тяжелый семилетний труд за любимую женщину, обман и снова семь лет бесплатного труда; при возвращении столкновение с Эсавом, ранняя смерть Рахели, изнасилование дочери Дины в Шхеме, внутрисемейные конфликты, трагическая пропажа Йосефа. Яаков долго жил на чужбине и умер вдали от родной земли. «Немноги и злополучны были лета жизни моей» (Берешит, 47:9), – говорил Яаков фараону. В его судьбе, как в капле воды, отразились последующие многовековые страдания еврейского народа, его скитания и лишения.

Но Яаков добился своего: его похоронили в Хевроне. Он как будто говорил своим потомкам: «Смотрите, я долго находился в изгнании, но вернулся на родину, хотя и после смерти. Запомните, где бы вы ни жили, – в Египте или Риме, Испании или Ираке, России или Америке, – это не ваш дом. Даже если вы пришли туда раньше местных народов, даже если вы глубоко укоренились в их культуре, вы все равно останетесь там презренными чужаками, поселенцами. Ваш дом – страна Израиля!»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора