У названий шедевров мировой литературы есть традиция становиться афоризмами. «Война и мир» (Толстой), «Преступление и наказание» и «Униженные и оскорбленные» (Достоевский), «Волки и овцы» и «Таланты и поклонники» (Островский), «Красное и черное» (Стендаль), «Принц и нищий» (Твен) — все это повторяется по любому поводу, давно не отвечая замыслу авторов. Вот и слова «Иметь и не иметь», которыми Хемингуэй в 1937 году обозначил трудную судьбу рыбака Гарри Моргана, сегодня в Америке звучат сомнением в дарованном нам Конституцией праве на огнестрельное оружие как на средство при необходимости отправить на тот свет ближнего, если это законченный негодяй.
«Убивает не оружие, а человек», — утверждают одни, и с ними трудно не согласиться. «Без оружия в руках человек не убьет», — твердят другие, и требуют запретить или предельно ограничить продажу огнестрельного оружия повышенной убиеспособности, допуская, что оружием в руках убийцы может стать молоток или женская туфля с каблуком-шпилькой.
Спор этот ведется давно и в очередной раз вспыхнул после 14 декабря прошлого года, когда в коннектикутском городке Ньютаун 22-летний дебил застрелил из маминой винтовки двадцать первоклашек и шесть педагогов местной школы, до этого убив из маминого пистолета маму, а после этого себя. Разверзлись хляби антиоружейных небес, политики и обыватели левого толка от мала до велика стали требовать обезоружить Америку, но остальной народ кинулся в оружейные магазины за оружием, покупать которое вот-вот запретят. Название еще одного романа Эрнеста Хемингуэя зазвучало с новой силой: «Прощай, оружие!»
В начале января портал Gawker опубликовал список жителей штата Нью-Йорк, у которых есть лицензии на владение оружием — 446 страниц с 20 тысячами имен и фамилий, но без адресов. Автор списка Джон Кук сообщил, что официально получил его два с половиной года назад в полиции. В декабре 2012 года выходящая в нью-йоркском графстве Вестчестер газета Journal News опубликовала на своем сайте в Интернете интерактивную карту с адресами и именами владельцев лицензий на оружие в графствах Вестчестер и Рокленд. В ответ возмущенные блогеры выложили такую же карту с именами, адресами и телефонами журналистов Journal News. Разумно звучит мысль, что умный преступник не пойдет «в гору» — на вооруженную жертву, а обойдет ее. Дурак пойдет — и поделом ему пуля в лоб или куда пониже. Но если раньше считалось нормальным думать, что оружие может быть в каждом доме и с дурными намерениями туда лучше не соваться, то теперь наоборот — все больше районов страны объявляются «gun free», маня бандюг и маньяков, как варенье — мух.
Из моих нью-йоркских знакомых штатских с пистолетами на боку ходили Борис Талис, которому так легче быть «с Америкой на «ты», и Виктор Шульмен, который в бытность цирковым импресарио сопровождал диких зверей. Оба получили в полиции разрешение не просто держать оружие дома, а иметь его при себе, но это было давно. В рассуждениях на тему «иметь и не иметь» оружие для защиты своего дома, можно сослаться на свежий случай. Нью-йоркского миллионера Джорджа Бардвила прозвали «королем простыней» (Linen King) за то, что ему принадлежит крупнейшая в стране компания Bardwil Home по производству скатертей, простыней, полотенец, салфеток, ковриков и прочих матерчатых изделий для дома. 60-летний Бардвил живет в огромной квартире дорогого дома на Ист 51-й стрит в Манхэттене, где 6 января его арестовали за незаконное хранение там заряженного пистолета Sig Sauer 40 калибра. Судья освободил «короля простыней» под залог в четверть миллиона долларов.
В воскресенье 6 января Бардвил по телефону 911 вызвал полицию, сообщив, что в его квартиру пытался забраться вор и он отпугнул его пистолетом, что было снято дежурной видеокамерой. Вора не поймали, зато хозяину квартиры надели наручники, так как оружие не было зарегистрировано. Комментируя обвинение, адвокат Майкл Бахнер (Michael Bachner) сказал, что «это была вторая попытка грабежа одним и тем же человеком» и «это совершил человек, которого Джордж знал, и на арест которого уже выдан ордер». Возможно, адвокат имел в виду одного из двух преступников, которые больше года назад проникли в квартиру Бардвила, где под угрозой оружия связали и ограбили его, утащив разное добро на общую сумму 300 тыс. долларов.
Бардвил уверен, что преступники работали «по наколке», то есть один из гостей его частых и многолюдных вечеринок передал им план квартиры. За полгода до этого квартиру «короля простыней» пытались обворовать, и он установил там систему охраны с 15 видеокамерами. Днем 3 октября 2011 года у него в гостях были два приятеля, и в 2.45 раздался звонок во входную дверь. Уверенный, что это кто-то хорошо знакомый, Бардвил открыл, и в квартиру ворвались два грабителя, один из которых держал в руке пистолет. Его с приятелями уложили на пол и связали им руки. В это время в квартиру вернулась домработница, которая выгуливала собаку, и с ней поступили так же. По словам Бардвила, грабители явно знали, что блок управления системой охраны находится в стенном шкафу, и отключили его перед тем, как заняться спрятанным под кроватью сейфом, что им тоже было известно. Однако они успели попасть в объективы видеокамер при входе и до того как отключили систему.
Помимо этого, «короля простыней» уже больше года обвиняют в нанесении телесных повреждений его бывшей жене Эмико, которая на 34 года младше Бардвила. «Я очень боюсь его, и моя семья об этом ничего не знает», — сказала в мае 2011 года Эмико Бардвил репортеру New York Post, который назвал ее «сексуальной сиреной». Накануне днем муж поругался с ней из-за ее же здоровья, избил и выволок из комнаты в кухню, а там стукнул головой об пол и стойку. Эмико вызвала полицию, Джорджа арестовали, обвинили в нанесении телесных повреждений и освободили под залог в 100 тыс. долларов. Он не признал себя виновным, хотя бедняжке Эмико пришлось накладывать швы на рану, и дело пока не закончено.
Буйный нрав «короля простыней» еще пуще проявился в мае 2008 года, когда он заподозрил домработницу в краже брючного ремня, который стоил 187 тыс. долларов из-за золотой пряжки с бриллиантами и изумрудами. Доминиканка Рина Нуньес работала у Бардвила второй день, роста в ней было без малого 5 футов, а веса меньше 100 фунтов. Украла она ремень или нет, но Бардвил избил ее до потери сознания, оставил на полу и, по словам адвоката Рины, спокойно пошел принимать душ. В больнице у Нуньес диагностировали трещину черепа и травму мозга. В полиции Джордж Бардвил заявил, что обнаружил домработницу на полу в таком состоянии, когда вышел из ванной, но позже признал себя виновным в нанесении ей телесных повреждений, всенародно подтвердил это в суде и получил три года испытательного срока. 25 января 2010 года Рина Нуньес подала в отделение Верховного суда штата Нью-Йорк в Квинсе исковое заявление, требуя с «короля простыней» 20 млн долларов компенсации за ущерб здоровью.
Из всего этого следует, что, с одной стороны, такому человеку, как Джордж Бардвил, неплохо иметь дома оружие для защиты от грабителей. С другой стороны, с его характером, «короля простыней» нельзя подпускать к огнестрельному и иному оружию за милю. Разрешения на пистолет ему никто бы не дал, и Бардвил, не скрывая, держал дома пистолет, которым отпугнул преступников, за что и был арестован. Вот она, ловушка Второй поправки к нашей Конституции: мы имеем право на оружие для охраны своих домов, но это право нужно заслужить законопослушным поведением.