Два народа

Главные мировые религии стремятся к распространению. Христиане рассылают по миру миссионеров. Мусульмане всегда насаждали ислам мечом. Подход иудаизма — прямо противоположный. Это показывают две необыкновенно драматичные истории.
Наш народ возник, когда праотец наш Яаков, собрав двух своих жен, двух наложниц, одиннадцать сыновей и дочь и отделившись от дома своего тестя Лавана, вернулся в свою землю, в Кнаан. Вскоре по прибытии их разразился кризис, морально, возможно, самый неоднозначный за всю историю евреев. К евреям захотел присоединиться другой народ.
В окрестностях города Шхема Яаков «купил участок поля, на котором раскинул шатер свой у сынов Хамора, отца Шхема… И вышла Дина, дочь Леи, которую она родила Яакову, посмотреть на дочерей страны той. И увидел ее Шхем, сын Хамора Хиввийца, князя земли той, и взял ее, и лег с нею, и насиловал ее. И прилепилась душа его к Дине, дочери Яакова, и он полюбил девицу, и говорил к сердцу девицы. И сказал Шхем Хамору, отцу своему, говоря: возьми мне эту девушку в жены» (Брейшит, 33:20, 34:1–4).
Изнасилование — дело нехорошее. С другой стороны, девушке гулять самой по себе в те времена было не принято. У наших мудрецов, комментировавших эту историю, я даже встречал слово «соблазнила».
Царь Шхема Хамор предложил евреям: «Шхем, сын мой, пристрастился душою к дочери вашей; дайте же ее в жену ему. И породнитесь с нами: дочерей ваших отдавайте за нас, а наших дочерей брать будете себе. И поселитесь с нами, и будет земля эта пред вами, селитесь и промышляйте на ней, и осядьте на ней… Что ни попросите, я дам вам… только отдайте мне девицу в жену. И отвечали сыновья Яакова Шхему и Хамору, отцу его, с лукавством: «Только при этом условии согласимся с вами… чтобы обрезан был у вас всякий мужчина»… И не замедлил юноша сделать это, потому что желал дочь Яакова. А он более всех уважаем был из дома отца своего… и обрезан был весь мужеский пол. И было, на третий день, когда они были болезненны, взяли два сына Яакова, Шимон и Леви, братья Дины, каждый свой меч и напали на город уверенно, и убили всех мужчин» (34:9–26).
Наши мудрецы расходятся в моральной оценке действий Шимона и Леви. По законам Торы, наказанием Шхему за изнасилование мог быть запрет впредь разводиться с Диной. Да и интимные отношения до свадьбы не столь уж уникальны для человеческого рода. Принц Шхема был совсем неплохой партией для Дины. Жители его города, по мнению историка Пола Джонсона, были потомками учеников Авраама, которых тот привел в Кнаан из Харана.
Уничтожение Шхема имело серьезную причину. Рав Соловейчик объяснял: «Шхем был городом, возможно, тысяч жителей… Меньшинство (евреи) растворились бы в большинстве без остатка… Стоял вопрос: выживут ли евреи как община, основанная Авраамом для великой задачи, или исчезнут». О войне со Шхемом рав объяснял: «Когда вы сражаетесь, вы всегда используете элемент неожиданности… вы обязаны победить. Поражение в войне аморально».
Вторая история: изгнание вождем евреев Эзрой нееврейских жен и детей евреев. В 586 году до н.э. Навуходоносор разрушил Первый Храм и всю образованную и знатную часть еврейского народа увел в Вавилон. Примерно через сто лет Эзра во главе большой группы изгнанных вернулся в Землю Израиля. Он описывает в своей книге: «Народ Израиля, и священники, и левиты не отделились от народов (других) стран… Так как брали они дочерей их в жены для себя и для сынов своих, и смешали семя священное с народами других земель; и рука главных и старших была первой в этом беззаконии. И когда услыхал я об этом, то разорвал я одежду свою и верхнее платье, и рвал волосы с головы и из бороды своей, и сидел я ошеломленный» (9:1–3).
Эзра разрешил проблему. Он собрал всех евреев и обратился к ним: «Вы совершили беззаконие — взяли вы жен иных народов, увеличив вину Израиля. А теперь признайте (вину свою) перед Господом Б-гом отцов ваших и исполните волю Его: отделитесь от народов страны и от жен чужеземных». И отвечало все собрание, и сказали они громким голосом: «Да, должны мы поступить по слову твоему!» (10:11–13). Изгнание нееврейских жен и детей, как и разрушение Шхема, сохранило еврейский народ.
Конечно, во все времена к евреям присоединялись отдельные люди, готовые принять учение Торы. После разрушения Второго Храма создателем раввинского иудаизма, сменившего храмовый, стал рабби Акива — не еврей по крови. Основным автором главной части Устной Торы — Мишны — называют принявшего иудаизм рабби Меира, по легенде потомка римского императора, злодея Нерона. Но присоединяющиеся растворялись среди евреев, а не наоборот.
В первом благословении ежедневно трижды повторяемой молитвы еврей обращается к Творцу: «…помнящий добрые дела отцов и по любви Своей посылающий избавителя сыновьям их сыновей…» Наша связь с Творцом идет через наших великих предков Авраама, Ицхака и Яакова. Заботой об этом канале связи и объясняются чрезвычайные меры, предпринятые в Шхеме, а позже — Эзрой.
Десятки народов приняли религии, созданные посредством деформации иудаизма, но ни один не принял аутентичный иудаизм. Было бы достаточно одному, более-менее многочисленному, принять, и этот канал связи бы закрылся — потомка Яакова было бы не сыскать среди иудеев. Но этого не случилось — одно из обыденных чудес, на которые не принято обращать внимание.
Попыткой оспорить это чудо, и тем самым — существование специального канала связи евреев с Творцом, стало недавнее утверждение В. Путина, что некоторые степные народы приняли иудаизм. Он имел в виду, видимо, хазар. Эта нелепость о происхождении евреев из хазар высказывалась не раз, например, в книге Ш. Занда.
Ее опровергают:
1) недавняя публикация исследования о генетической близости между собой всех групп евреев, кроме эфиопских;
2) разъяснение Льва Гумилева — этнографа более крупного, чем В. Путин, — что после того как в Х веке воды Каспия поднялись на 3–4 метра и затопили Хазарию, «волжские хазары обратились в ислам, а донские стали православными». (Мы знаем из книги Галеви «Кузари», что правитель хазар принял иудаизм, но не прочие хазары. Ныне хазарское меньшинство — отнюдь не иудеи — присутствует в Афганистане);
3) статистика идущего от горы Синай равномерного присутствия в разных группах евреев левитов, прослеживающих свое происхождение от четвертого сына Яакова, Леви.
Сегодня идея расширить евреев за счет других народов оказалась связанной с семьей президента Обамы. Кузен Мишель Обамы, чикагский раввин Каперс Фанья, возглавляет организацию «Бе шел лашон» («На всех языках») с программой «увеличить и усилить еврейский народ… через этническое, культурное и расовое разнообразие… через смешанные браки». «Люди спрашивают меня, не достаточно ли тяжело быть черной, что ты еще хочешь стать еврейкой», — рассказывает Тамар Менассе, принадлежащая к синагоге рабби Фанья «Бейт Шалом». «Но я не могу прекратить быть еврейкой, как я не могу прекратить быть черной», — объясняет она свои чувства. В Нью-Йорке функционируют уже четыре «черные» синагоги.
Иное явление — люди, не всегда члены семей евреев, начинают жить как евреи, соблюдать еврейскую традицию, посещать синагогу без формального процесса гиюра (или с реформистским гиюром, что равносильно никакому). В сложных процессах духовного кризиса сегодняшней Америки идеи иудаизма становятся привлекательными для многих.
Дело идет к тому, что ныне, когда методы защиты еврейства, примененные в Шхеме или Эзрой, невозможны, образуются два народа евреев: потомки Яакова и добровольно выбирающие своей религией иудаизм. Подобное предсказано пророками для мессианских времен. Так, у пророка Захарии: «В те дни схватятся десять человек из всех разноязычных народов и держаться будут за полу иудея, говоря: пойдем с вами, ибо мы слышали, что с вами Б-г» (8:23).

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 7, средняя оценка: 2,71 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора