– Уважаемый рав Эссас, что бы Вы посоветовали в следующей ситуации?
Если девушка баалат тшува (стала жить по еврейским законам) уже несколько лет ищет шидух (знакомство с целью создания семьи) и не может найти, а ей уже не 18 лет, мягко говоря. Как известно, эта проблема стоит перед очень многими религиозными евреями, даже есть название этому — кризис шидухов.
В такой ситуации (просто почти катастрофической!) можно ли пойти не совсем традиционными путями и искать не только среди религиозных людей, но, например, найти нерелигиозного еврея, который понравится, и попробовать приблизить его или нееврея к иудаизму? Понятно, что этот процесс займет определенное время.
Мила, Россия
– Вы правы: проблема с шидухами, когда люди пытаются создать семью по сватовству, но относительно долгое время ничего из этого не получается, в еврейском религиозном обществе действительно существует. И Ваша идея «пойти не совсем традиционными путями», если отнестись к поиску пары разумно и творчески, может оказаться перспективной.
Притом подчеркну, что хотя в установленной нашей традицией в данной сфере шкале предпочтений «метод» шидуха — на первом месте (и я придерживаюсь той же позиции), каждому здравомыслящему человеку понятно, что этот «метод» не может быть единственным. Особенно для тех, кто не рос в глубоко традиционной еврейской среде. И тут могут возникать и другие варианты.
Сразу же скажу, что мысль о возможном союзе с неевреем нужно отбросить. Тора запрещает нам заниматься миссионерством.
Что же касается выдвинутого варианта поиска пары среди нерелигиозных евреев, он, на мой взгляд, вполне заслуживает рассмотрения.
В принципе, у меня нет против этого возражений. Если он и она понравились друг другу и между ними возникла взаимная симпатия, это может быть поводом, чтобы взвесить реальные шансы на создание семьи.
В конце концов, замуж выходят не за профессию и не за денежный капитал, который имеет (или не имеет) претендент. И не за уровень религиозности, который, кстати сказать, может быть порой и обманчивым. Бывает, что черная шляпа или кипа на голове — лишь формальный знак принадлежности к определенной группе, а соблюдение наших законов — привитая с раннего детства привычка. В душе же при этом может быть зияющая пустота.
Замуж выходят за человека, когда решающее значение приобретают личные качества кандидата, совместимость характеров, соотношение положительных и приемлемых (и неприемлемых) негативных черт, уровень взаимопонимания, степень общности интересов и устремлений и т.д.
Ваша задача, если Вы познакомитесь с нерелигиозным евреем, усложняется. Ведь Вам необходимо понять, способен ли этот конкретный человек со всей искренностью открыть свое сердце и душу Всевышнему и Его Торе. Не ради Вас, чтобы угодить, получить Ваше согласие, но ради себя самого, ради того, чтобы приблизиться к Истине и по-настоящему стать сыном своего народа.
Тут, конечно же, важна предыстория. Многие евреи, особенно те, кто воспитан в странах бывшего СССР (впрочем, таких людей немало и среди тех, кто вырос в Израиле), напичканные придуманными людьми теориями, не имеют никакого реального представления о том, Кто создал мир. Не ведают и о законах существования нашего народа. И продолжают жить в среде, насквозь пропитанной иллюзиями, основу которых, по сути, составляют те или иные мировоззренческие соображения материалистического характера.
Вернуть еврея на путь, который указывает нам Творец мира — огромная заслуга перед Небом. Однако же следует стараться реально оценивать ситуацию, пытаясь понять, готов этот конкретный человек открыться потоку высокой Небесной духовности и ради этого поступиться привычным житейским комфортом или не готов.
Для выяснения, насколько тверда его антирелигиозная позиция, достаточно, полагаю, двух-трех встреч. Если, конечно, Вы сумеете правильно выстроить их содержание: ненавязчиво и тактично, без назидательных интонаций расскажете о себе и о своей жизни, внимательно выслушаете, что скажет он, как отреагирует на Вашу откровенность и т.д. В результате у Вас появится некий «материал», на основе которого можно будет составить хотя бы приблизительное впечатление о возможных перспективах создания с ним по-настоящему еврейской семьи.
Evrey.com
Рав Элиягу ЭССАС