На семи пакистанских телеканалах показали унизительный видеоролик: Барак Хуссейн Обама и Хиллари Родэм Клинтон убеждали телезрителей, что нехороший фильм «Невинность мусульман» сделан не по заказу американского правительства, то есть лично они к его созданию не имели никакого отношения. Представитель Госдепартамента Виктория Нуланд пояснила позже, что трансляция ролика была предпринята по инициативе посольства США в Исламабаде, поскольку «заявления американских лидеров не доходили до жителей Пакистана».
Акция с видеороликом, сопровождавшимся надписью «на правах рекламы» (американское правительство заплатило телеканалам за его трансляцию 70 тысяч долларов) и документально завершившимся оттиском печати американского посольства, выглядит по меньшей мере странно. Пакистанское телевидение и без того наверняка информировало телезрителей о заявлениях Обамы и Клинтон — они широко распространены в Интернете и всем доступны. Если бы телевидение игнорировало эти заявления и не информировало о них население, посольство США могло бы соответствующим образом отреагировать, обратившись к правительству Пакистана.
Ничего такого не было. Значит, ролик на правах рекламы и с печатью посольства имел изначально иную цель — отвести негодование приверженцев ислама от администрации США к тем, кто сделал этот «отвратительный» и «заслуживающий осуждения» фильм. Тем не менее толпа, пришедшая к посольству США в Исламабаде, почему-то сожгла там чучело Обамы. Трансляция видеоролика, выходит, не помогла, только деньги без пользы выброшены, да еще и вред от самоунижения извиняющихся лидеров США. Причем дальнейшие попытки администрации президента ограничить распространение фильма в Интернете лишь подчеркивают это унижение перед беснующимися исламистами, к чьим голосам наш президент почему-то чрезмерно внимателен.
Подчеркну, что содержание злополучного фильма в данном случае не имеет значения, дело не в фильме, а в позиции правительства, которое неадекватно восприняло поднятый исламистами шум, струсило и растерянно заметалось. А вот правительство Франции, напротив, в аналогичных обстоятельствах проявило твердость. Популярный парижский журнал Charlie Hebdo 19 сентября вышел с карикатурами на мусульман и их пророка Мухаммеда. Спрос на журнал был таков, что дважды или трижды допечатывали его тираж. В ответ на протесты премьер-министр Жан-Марк Эро заявил, что свобода слова является одним из фундаментальных принципов для Франции, поэтому к журналу, его авторам и художникам никаких претензий предъявлено быть не может.
Напомню, что и канцлер Германии Ангела Меркель в таких вопросах тверда. Два года назад на церемонии в Потсдаме она вручила премию художнику Курту Вестергаарду, автору нашумевших карикатур, опубликованных в 2005 году в датской газете, за отстаивание свободы прессы в Европе. «Дозволено ли карикатуристу публиковать свои изображения пророка Мухаммеда?» — задала Меркель вопрос и сама же ответила: «Да, дозволено».
Не знаю, имеет ли американская администрация иное мнение по этому поводу. Дозволено ли кому-то снимать здесь фильм о мусульманском пророке? Если карикатуры дозволены, то и фильм, конечно, тоже нельзя запрещать. И извиняться за него перед кем бы то ни было президенту США по его статусу не положено. Личное отношение к пророку и вообще к исламу у президента может быть какое угодно, но он не имеет права представлять его как государственное установление.
А представил и извинился — так это уже болезненный синдром потери лица. Уважать Америку уже не будут, и последствия этого предсказуемы. Протесты в Пакистане после видеоролика еще более ожесточились. Пятничные толпы по выходе из мечетей провозглашают «Смерть Америке!», а за убийство создателя фильма обещаны 100 тысяч долларов, причем не каким-то сумасшедшим, а действующим правительственным чиновником, министром, от должности за это не отстраненным. Госдеп униженно просит Пакистан не провоцировать мусульман такими наградами, но уже поздно. Пакистан теперь не союзник США, каким считался ранее, ныне он стал главной базой исламистских террористических организаций, в том числе «Аль-Каиды». Таковы последствия потери лица строгим Дядей Сэмом, и пойдут они по всем направлениям.
Правящая в Турции партия Эрдогана, по недосмотру считавшаяся умеренно исламистской, становится неумеренной и уже без стеснения демонтирует наследие Камиля Ататюрка. Армейские кадры, долгие годы защищавшие светский характер турецкого государства, подвергаются массовым репрессиям. Принятая в НАТО в 1952 году и соответствующим образом вооруженная, сотрудничавшая с Израилем и вполне прозападная Турция в последние годы на глазах обретает образ исламистского троянского коня внутри Организации Североатлантического договора. Благоволение нынешнему турецкому руководству может очень дорого обойтись Америке и Европе, но те пока адекватно на новый курс Турции не реагируют.
Про «Арабскую весну», столь приветствовавшуюся Белым домом и Госдепом, я уже и не говорю. Там пошел беспредел, в котором США потеряли все рычаги управления и беспомощно опустили руки. Лишь миллиарды долларов безвозвратно еще струятся туда из нашей казны, и идут они на вооружение нашего потенциального врага. Египет «Братьев-мусульман» уже требует пересмотра мирного договора с Израилем 1979 года. Израильское руководство, хотя и разрешило временно ввести на Синай египетские армейские подразделения для зачистки территории от засевших там исламистских боевиков, на пересмотр условий мирного договора не соглашается. Слово за Соединенными Штатами, принявшими на себя в 1979 году миссию спонсора этого договора. Какой будет позиция США, неизвестно. Она определится, наверно, лишь после выборов и будет зависеть от их исхода.
Я думаю, что Обама уже в принципе готов извиниться перед мусульманами мира за то, что США в течение долгого времени поддерживали Израиль. Дело здесь не в его личной неприязни к Нетаниягу, которому он недавно отказал во встрече, сославшись на занятость. Дело в его неприязни к Израилю, чему было много признаков во все годы его правления и чему можно найти объяснение в его биографии.
Год 5773-й начался для Израиля в тревожные дни, но в том, что Государство Израиль внесено в Книгу Жизни, ни у кого сомнения нет. Как, впрочем, и в том, что год предстоит ему нелегкий. Иранские правители грозят ему войной, и Израиль, естественно, встревожен. В свете этих угроз внутренние распри израильских политиков уходят на второй план. Я думаю, что как бы близко ни подошел Иран к созданию атомной бомбы, вряд ли Израиль нанесет удар по его ядерным объектам.
Помимо соображений собственной безопасности в отнюдь не благорасположенном к нему мире, у него просто не хватит сил для того, чтобы уничтожить эти объекты достаточно эффективно, поскольку здесь задача будет несравненно сложней, чем была в Ираке в 1981 году или в Сирии в 2007-м, когда внезапная бомбежка принесла быстрый эффект.
Позиция бывшего главы «Моссада» Меира Дагана и бывшего начальника Генштаба Габи Ашкенази, критиковавших воинственные заявления Биньямина Нетаниягу и особенно Эхуда Барака, представляется более обоснованной. Но я не верю, что Нетаниягу действительно намерен атаковать Иран. Тут идет политическая игра, и Нетаниягу, видя, что Америка в решающий час может от Израиля отвернуться, пытается ее удержать как союзника и гаранта безопасности, а нынешняя американская администрация от четкого ответа в этом диалоге уклоняется.
Вот вкратце этот диалог. Премьер-министр Израиля: «Международное сообщество должно четко определить ту «красную черту», за которой следует прибегнуть к военным действиям в отношении иранской ядерной программы». Госсекретарь США: «Мы не устанавливаем точные сроки… Переговоры с Ираном — это лучший способ предотвратить создание иранцами ядерного оружия». Министр обороны США: «Так называемые «красные линии» — это политическая манипуляция, цель которой загнать других в угол»…
Так эти «другие», я считаю, своим бездействием уже сами себя загнали в угол. Дело в том, что идея израильского превентивного удара по Ирану не в Израиле родилась, а в Америке, в Пентагоне. Если помните, читатель, Америка готова была передать Израилю для этого американские бомбы, способные пробить толщу скальных пород, а также самолеты-заправщики для промежуточной заправки горючим израильских самолетов в дальнем рейсе. То есть идея американских стратегов состояла в том, чтобы возложить свою работу на младшего партнера. Лишь потом, дабы утешить публику, они сменили тактику. А какие планы вынашивают, неизвестно. Вот Нетаниягу и хочет это выяснить у президента США, потому и настаивал на встрече с ним.
В заключение коснусь новостей из России. Полный отход от провозглашавшегося курса на демократизацию, полицейский беспредел, драконовские законы, прокурорский и судебный произвол, силовое подавление оппозиции и оголтелый антиамериканизм с гундяевской закваской — все это тоже явилось последствием потери Америкой ее лица.
Путинская камарилья умна и проницательна, она реально оценила, что при Обаме может делать, что хочет, и ей за это ничего не будет. Обамовская «перезагрузка» как встречена была с саркастической улыбкой, так теперь и вовсе сгинула, потеряв всякий смысл. Путинский режим изгоняет из России Американское агентство по международному развитию (USAID), которое в течение 20 лет финансировало в России образовательные, медицинские, экологические, научные программы, поддерживало развитие гражданского общества, демократию и защиту прав человека. Финансируемое Конгрессом США радио «Свобода» ущемляется закрытием волн в российском эфире.
Что может Америка предпринять в ответ? «Закон Магнитского», предусматривающий санкции к российским чиновникам, виновным в нарушении прав человека. Именно в этом путинская камарилья увидела для себя реальную угрозу, но когда Обама притормозил рассмотрение этого закона, она успокоилась, затем и вовсе обнаглела. Вот принять бы этот закон, причем в расширенном толковании подпадающих под его юрисдикцию лиц, — это был бы реальный вклад США в демократию и мировой порядок с восстановлением лица великой державы. Надежду на это связываю с положительным исходом выборов 6 ноября.
3 thoughts on “Синдром потери лица. Последствия предсказуемы”
Comments are closed.
Что слово? Пыль. Но много слов — это уже мусор….
Стиль, экспрессия как из передовицы «Правда» от 1937 года с процесса 1938 года по бухаринско-троцкистскому блоку.
Умная и убедительная статья. Увы, с глупостью и идеализмом наших демократов совладать непросто. Опасаюсь, что толпы неплательщиков налогов снова приведут болтуна с исламским душком Обаму на президентский пост.
Что касается писульки Anatoly Kuprin, то на посты чекистов не стоит обращать внимание.