Недельная глава Торы «Ваишлах»

Своя доля

Шведский стол, в отличие от русской революции, – не еврейское изобретение. Подходя к шведскому столу, человек съедает, как правило, вдвое больше своей обычной нормы. Тора говорит: «И будешь есть, и насытишься, и благословишь Б-га своего». Иначе говоря, насыщайся по своим потребностям, да не забудь поблагодарить Того, Кто снабжает пищей тебя и весь мир.

А что говорит нам шведский стол: «Не смотри на то, что ты ешь. Смотри на то, что осталось. Разве можно пройти мимо этого гастрономического изобилия? Не будь дураком, сейчас же наполни тарелку еще раз. (Попробуй-ка вот этот салат из авокадо – ты такого отродясь не ел)».

Главная тема сегодняшнего раздела – встреча Яакова и Эсава после 36-летней разлуки. Эсав говорит брату: «У меня есть много». Яаков отвечает: «Есть у меня все». Какая разница между человеком, который говорит, что у него есть много, и тем, у кого, по его словам, есть все?

Тот, у кого «много», сообщает, что он хотел бы иметь гораздо больше. Он смотрит не в свою тарелку, а на прогибающийся под тяжестью блюд шведский стол. Тот же, у кого «есть все», счастлив тем, что имеет, даже если со стороны кажется, что он влачит нищенское существование. В Мишне (трактат Авот, 4:1) сказано: «Кто богат? – Тот, кто доволен своей долей». Люди, подобные Яакову, смотрят на ту долю, которой снабдил их Творец, и довольствуются ею. Ибо только Он точно знает, сколько мы должны иметь в «тарелке», чтобы обеспечивать свои материальные нужды и сохранить духовное здоровье.

Иешива на песке

Об исторической встрече Яакова и Эсава, двух братьев антиподов, символизирующих духовное и материальное начала в этом мире, написано множество комментариев. Эта встреча определила ход многовекового конфликта между евреями и народами мира, который завершится лишь с приходом Машиаха. В ней заложены истоки тяжелых испытаний, выпавших на долю сынов Израиля.

Узнав, что ему навстречу идет Эсав, «и с ним четыреста человек», т. е. мощный вооруженный отряд, Яаков «весьма устрашился». Приняв необходимые меры предосторожности, он обратился к Б-гу с горячей молитвой: «О, избавь меня от руки брата моего, от руки Эсава…» (32:12). В сборнике мидрашей «Берешит раба» (75:13) эта сцена описана подробнее: «И тогда взглянул Яаков и увидел, как Эсав приближается издали. Он воздел глаза к небу, и заплакал, и стал молить Б-га о милосердии… пока Всевышний не обещал спасти его от всех несчастий в заслугу за его праведность».

Разве можно забыть кадры кинохроники с еврейскими лицами из тех шести миллионов, что сгорели в пламени Катастрофы? Женщины и дети, теснящиеся на железнодорожной платформе, обреченная на смерть людская масса. Ход войны складывался так, что к этим мешковатым серо-коричневым платьям и пальто убогого восточноевропейского покроя вполне могли присоединиться меховые штремлы иерусалимских харедим и голубые панамки кибуцников.

В 1942 году танковые колонны Роммеля стояли у ворот тогдашней подмандатной Палестины. Казалось, ничто не помешает им захватить Святую Землю и истребить весь еврейский ишув. Британская армия и гражданская администрация готовились к эвакуации. В учреждениях жгли документы.

Именно в эти дни приехавший из оккупированной Литвы раввин Йосеф-Шломо Каханман купил участок земли под Тель-Авивом и заложил там первый камень будущей иешивы. Люди думали, что он сошел с ума: «Какая иешива!? Беги отсюда, пока цел!» Но рав Каханман упрямо твердил, что Б-г привел его в Эрец Исраэль не для того, чтобы он погиб от рук нацистов.

Продвижению гитлеровских войск мешало лишь одно препятствие – нехватка пресной воды, но и оно было вскоре устранено. Немцы обнаружили водопровод, проложенный англичанами в египетской пустыне. Интенданты Роммеля не знали одного: прокладка труб завершилась лишь накануне и, чтобы проверить, нет ли течи, британцы заполнили их морской водой – дефицитную пресную воду им было жалко тратить. Немцы напились соленой водицы и… их победное вступление в Палестину было сорвано.

Что это – чудо или случайное совпадение? Пусть каждый сам решит для себя. Сегодня нам трудно увидеть направляющую руку Творца в мировых событиях. Когда перед тобой стена, не видно, что находится за ней. Но стоит убрать стену – и взору открывается широкая панорама.

Тора сообщает нам, что Б-г «скроет Свое лицо от нас», что мы не сможем Его увидеть. В этой фразе употребляется сдвоенный глагол: «хастер астир», т. е. «скрою совершенно лицо Мое». Всевышний как будто хочет сказать, что Он скроет от нас не только Себя, но и даже сам факт, что Он скрывается. Самое большое сокрытие – это когда мы даже не подозреваем о существовании сокрытого.

Яаков-авину, основатель двенадцати колен Израилевых и всего еврейского народа, смотрел сквозь толщу эпох на три с половиной тысячи лет вперед. Он видел, как «Эсав приближается издали», как его потомки проводят «окончательное решение» еврейского вопроса. И он видел, что это «решение» не было доведено до конца.

Он видел и другое лицо Эсава – когда тот по-братски «обнял его, и пал на грудь к нему, и целовал его». Яаков-авину знал, что Эсав попытается в буквальном смысле задушить нас в своих объятиях, притворившись нашим братом. Этим братским объятием Эсав хочет сказать нам, евреям, что в мире нет Творца и Хозяина, что в мире нет порядка и все случайно: наше трехтысячелетнее выживание случайно, появление и существование мира случайно; что за глухой стеной, заслоняющей нам обзор, ничего нет – нет Того, Кто эту стену поставил, потому что и стены-то самой нет, что весь мир, как часовой механизм, – вот он, у нас на ладони, и нет никакой тайны, нет его отражения в высших духовных сферах. Нет духа, нет высшей реальности – есть только передовая технология, перед которой «нет преград ни в море, ни на суше».

Яаков видел, как «приближается издали» тихая Катастрофа еврейских душ, и его сердце наполнилось отчаянием. Он вознес глаза к небу, и заплакал, и стал молить Всевышнего: «Б-же, смилуйся над детьми Своими! Не дай им исчезнуть! Всякий раз, когда Эсав будет пытаться сжечь наши тела в крематориях или истребить наши души испепеляющим огнем материализма, – пусть его ждет неудача!»

… А на месте песчаных дюн, купленных равом Каханманом в тревожном 1942 году, возникла Поневежская иешива, один из крупнейших мировых центров еврейской учености.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора