Тора содержит разные смысловые уровни в своих сюжетах. Привычный нам буквальный уровень является лишь вершиной айсберга. Всевышний заложил в текст Торы множество важных глубинных идей и концепций. При этом для того, чтобы «развернуть» эти уровни, необходимо иметь опыт работы с ними и ключевые знания.
В определенном смысле можно связать смысловые «слои» Торы с четырехбуквенным именем Всевышнего, связанным в свою очередь с «четырьмя мирами», которые называются асия, ецира, брия и ацилут.
В обобщенном виде мир асия — это мир «действия», и ему можно сопоставить буквальный смысл понимания Торы.
Мир ецира может быть связан с миром одухотворенной психологии — внутренним миром человека, в котором происходит взаимодействие и противостояние разных сил.
Мир брия может быть связан с духовно-мистическими силами.
Мир ацилут — это мир Б-жественного, в котором нет зла.
Когда мы изучаем сюжеты Торы, то иногда сталкиваемся с факторами, которые не имеют буквального воплощения в современной жизни. Это, в частности, сюжеты, связанные с Храмом, жертвоприношениями, духовной нечистотой (тума), с загадочной болезнью цараат, с маном и т. д.
Иногда до наших дней доходят только фрагменты буквальных смыслов. Так, например, коэны, которые были служителями в Храме, сейчас реально существуют как часть еврейского народа, но у них нет возможности буквального выполнения своих коэнских функций в связи с отсутствием Иерусалимского Храма.
Третья книга Торы «Ваикра», которую мы сейчас изучаем, называется Торат коаним — Тора коэнов. В ней описываются многие процессы, связанные с храмовой службой. Почти все эти процессы лишены в наше время буквального смысла, и поэтому книга «Ваикра» — одна из наиболее «отвлеченных» для нашего буквального понимания.
Но мы можем и должны «копать глубже» и дойти до глубинных «водоносных» пластов. Тору сравнивают с водой, которая является живительным фактором в нашей жизни и в отсутствие «поверхностных вод» (буквальных смыслов) наша задача — получить доступ к «глубинным водам».
Говорят мудрецы, что внутри каждого человека на духовно-психологическом уровне существует часть личности, которую мы можем назвать «внутренним» коэном. Это та часть, которая отвечает за отдельные аспекты связи с Всевышним.
Некоторые психологи (в частности Юнг) связывают эту часть с работой «над-сознания». Через эту часть мы можем научиться ощущать Б-жественное присутствие в нашем внутреннем мире. Более детально роль «внутреннего коэна» можно понять из того, чем занимались коэны согласно описаниям Торы.
Коэны в Храме резали (делали шхиту) и сжигали жертвенных животных. Процедура резания на глубинно-психологическом уровне обозначает в том числе «отодвигание» или «отключение» нашего животного начала, которое у большинства людей заполняет весь внутренний мир.
Сказано в Торе Всевышним: «Сделайте Мне мишкан (переносной Храм) и Я буду жить внутри вас». «Убирая» животную сущность, мы как бы высвобождаем место для Б-га внутри нас.
Как понимать «сжигание животного» на жертвеннике в «Б-жественном огне» с точки зрения глубинно-психологических категорий? Этот образ выражает процесс трансформации негативной энергии, накопленной в нашем теле, в позитивную энергию, связанную с Б-жественным проявлением.
Огонь — это тоже часть нашей личности, еще более высокая, чем коэн. И мы можем научиться пользоваться также и этой частью нашего духовного ресурса.
Фигура коэна также очень важна с мистической точки зрения. В Храме находились две группы служителей — коэны и левиты. Пишет великий каббалист Аризаль, что фигура коэна связана с категорией милосердия и добра, а фигура левита — с категорией строгости и суда. Активируя внутри нас образ коэна, мы можем направить на себя аспекты добра и милосердия, идущие от Вс-вышнего в наш мир.
Особенно активно функция коэна может быть реализована в еврейские праздники, когда во времена Храма евреи совершали паломничество в Иерусалим. В те дни коэны имели особенно много работы, так как было положено приносить дополнительные праздничные жертвы в Храм.
Интересно обратить внимание, что, согласно астрологии, месяцы Нисан и Ияр связаны с двумя животными: овном (баран) и тельцом (бык). Это говорит о важности трансформации нашей животной природы и активации Б-жественного огня в эти месяцы года.