Не познавши горького, не оценишь сладкого

Автомобиль мчался по шоссе. Юля сидела рядом с мужем и думала, что такая езда рано или поздно кончится плохо. Но она знала, что муж просто не умеет ездить спокойно. И во всем он был такой же — азартный, импульсивный, увлекающийся, идущий напролом к намеченной цели.
Встреча с ним круто изменила всю Юлину жизнь. Она тогда завершала учебу в Институте народного хозяйства и была уже распределена на работу в плановый отдел крупного завода. О лучшем назначении ей и мечтать не приходилось. Юля не была избалована жизнью. Росла она в многодетной трудовой семье и рано приобщилась к труду, так как была старшим ребенком, и ей приходилось помогать родителям растить остальных детей. Ее друзья и подруги тоже были ограничены в средствах и не могли себе позволить приобретать дорогие вещи. И особой бедой это не считали. Зато они с удовольствием посещали студенческие вечера, зимой ходили на каток, а летом — на городское озеро или выбирались в лес, где облюбовали у реки уютную полянку. Из своих скромных стипендий умудрялись выкроить деньги на кино, посещение театров и концертов.
И всегда рядом с Юлей был ее ближайший друг и соученик Юлик. Из-за нее он тоже поступил в Нархоз, хотя всегда увлекался физикой и математикой и был одним из лучших учеников школы. Друзья шутя называли их «ДаблЮ». Юля знала, что Юлик влюблен в нее, хоть он ни разу не решился заговорить о своих чувствах или выразить их какими-либо действиями. И она относилась к нему как к надежному и преданному другу, готовому всегда прийти на помощь. Иногда, правда, Юля испытывала некоторую досаду из-за его чрезмерной застенчивости. Но всякий раз она говорила себе, что никуда он не денется и прибежит по первому ее зову.
Все так бы и произошло, если бы не его величество случай. Восьмого мая Юлина подруга Жанна привела на праздничный вечер в институте двух своих друзей, курсантов-выпускников Ленинградской военно-медицинской академии. Все в якорях и нашивках, они произвели настоящий переполох среди женской части общества. Собственные парни выглядели на их фоне серо и уныло. Веселые, подтянутые, уверенные в себе курсанты чувствовали себя как дома.
Один из них, Николай, сразу принялся ухаживать за Юлей. Рослый, белозубый, с волнистыми темными волосами, сверкающими карими глазами, остроумный и галантный, он произвел на Юлю хорошее впечатление. Перехватывая завистливые взгляды сокурсниц, она испытывала чувство гордости, что этот красивый парень выбрал именно ее. Периодически поглядывая на уныло стоявшего поодаль Юлика, Юля думала, что, может, хоть теперь он проявит какую-либо активность. Но он ничего не предпринимал, и Юля демонстративно приглашала Николая на все «дамские» танцы.
После вечера курсанты отправились провожать Жанну и Юлю домой. Они не спеша гуляли по праздничным улицам города, а потом разбились на пары, и Юля еще долго болтала с Николаем у подъезда своего дома. Николай сказал, что плохо знает город, и попросил Юлю ознакомить его с городскими достопримечательностями. Она охотно согласилась. Следующие два дня они посещали музеи, сходили в оперный театр. В последний вечер курсанты пригласили Юлю и Жанну в ресторан. Юля никогда раньше не была в ресторанах, и яркие люстры, хрустящие салфетки, сверкающие бокалы и снующие официанты произвели на нее огромное впечатление.
На следующее утро курсанты уехали, и в памяти Юли проведенное с Николаем время осталось как сплошной яркий радостный праздник, а годы дружбы с Юликом — как скучные серые будни. И Юлик это сразу почувствовал. Отношения между ними оставались как бы по-прежнему дружескими, но в них появился некоторый холодок.
Вскоре началась экзаменационная сессия, и учеба в институте завершилась. Юлик вместе с другими парнями уехал на военные сборы, а Юля приобрела путевку на турбазу на Рижском взморье. Погода выдалась прекрасная, и Юля много купалась, загорала, ездила на экскурсии в Ригу и все меньше вспоминала о мимолетной встрече с Николаем. Она была уверена, что он ее тоже давно забыл.
Вернувшись домой, Юля занялась оформлением своего трудоустройства на заводе. И тут без всякого предупреждения появился Николай. Он пришел в новенькой парадной форме, ослепительно красивый и неотразимый, как будто сошел с экрана кинофильма о морских офицерах. Опять начались долгие прогулки, посещения концертов, спектаклей и ресторанов. И не только. На этот раз Николай шел на штурм по всем правилам науки обольщения. А в этом деле он явно имел немалый опыт. Только пуританское воспитание позволило Юле удержаться у последней черты.
И вот после очередной бесплодной атаки Николай вдруг сообщил Юле, что отпуск у него, увы, окончился, и он должен отправляться к месту службы — на Север. И просит ее ехать вместе с ним.
– В качестве кого? — поинтересовалась Юля как можно более равнодушно, стараясь при этом не выдать своего волнения.
– Естественно, в качестве моей жены. Это режимный район, туда посторонних не пускают.
И, не дожидаясь ее ответа, стал с жаром говорить о том, что в ЗАГСе у него все договорено, регистрация назначена на десять часов следующего дня, а Жанна и его друг Павлик приглашены в качестве свидетелей. У Юли от неожиданности закружилась голова. Подавленная напором Николая, она растерялась и потеряла способность принимать самостоятельные решения, словно это было какое-то наваждение. Николай ее куда-то вел, и она послушно следовала за ним и делала все, что он велел. Сначала они купили необходимые ей вещи, потом — торт, шампанское, коньяк и отправились знакомиться с ее родителями. На следующий день они зарегистрировали брак в присутствии Жанны и Павлика. Позже, в поезде, Юля вдруг вспомнила про Юлика и с горечью подумала, что даже не попрощалась с ним. И вообще поступила с ним по-свински.
На военно-морской базе Николай получил небольшую комнату в офицерском общежитии и приступил к работе в госпитале в качестве хирурга. Он уходил на работу рано и приходил поздно. У него были плановые ночные дежурства, к тому же его могли вызвать на работу в любое время суток. А Юля оставалась в доме одна. Но она быстро вошла в коллектив офицерских жен и стала принимать активное участие в общественных делах. Но основным занятием для нее было обеспечение быта их маленькой семьи. Она готовила мужу его любимые блюда, приводила в порядок его одежду. В их скромном жилье царили чистота и уют. И Николай первое время был образцовым мужем. Он окружил жену любовью и вниманием. В свободное от работы время он водил ее в гости к сослуживцам, в Дом офицеров, где они смотрели кинофильмы и концерты. Но такая идиллия продолжалась недолго.
Юля вдруг почувствовала, что в поведении мужа что-то изменилось. Когда он теперь приходил с работы, от него пахло алкоголем и женскими духами. Юля попыталась поговорить с мужем, и Николай доходчиво ей объяснил, что жизнь у человека одна, и он должен прожить ее в свое удовольствие. А к радостям жизни, как поняла Юля, он относит застолье в хорошей компании, азартные игры, женщин, рискованные поступки. Жизнь только с одной женщиной казалась для него пресной и скучной. А жена ему нужна, чтобы обеспечивать комфортный быт.
Поняв это, Юля принялась энергично искать себе работу. Наконец удалось устроиться на работу по специальности на судоремонтное предприятие. Не очень интересная работа и не слишком денежная, но она позволяла Юле чувствовать себя востребованной и независимой от мужа. А тут произошло долгожданное событие. Они получили наконец квартиру, и Юля вдохновенно занялась ее обустройством.
Размещая мебель, Юля сказала себе, что пришла пора подумать и о ребенке. Но муж даже слушать об этом не хотел. Тем не менее в один прекрасный день Юля почувствовала, что забеременела. Долгое время она раздумывала, как получше сказать об этом мужу. Но когда она все же завела этот разговор, он заявил, что в ближайшее время его переводят на Дальний Восток и там придется начинать все с нуля. Вот когда они там обустроятся, то, конечно, можно будет подумать и о ребенке. А сейчас нужно срочно обратиться к специалисту. Он говорил с таким напором и красноречием, что Юля, как всегда, ему подчинилась.
Через несколько дней Николай отвез жену в больницу соседнего городка и обещал забрать ее, когда все будет закончено. Операция прошла очень тяжело. Юля, потеряв много крови, чувствовала огромную слабость и испытывала сильные физические и моральные страдания. Немного отлежавшись, она добрела до телефона, висевшего в коридоре, и позвонила домой мужу. Николай взял трубку, и Юля услышала звуки музыки и громкий смех. На просьбу приехать за ней он ответил, что сейчас занят и посоветовал взять такси. Юля молча положила трубку. Она почувствовала себя не только оскорбленной и униженной, а просто раздавленной бездушным ответом мужа.
Операция тяжело сказалась на Юлином здоровье. Она долго болела. Врачи сказали, что не исключено, что она не сможет иметь детей. Эти события стали переломными в дальнейших семейных отношениях Юли и Николая. Они продолжали жить вместе, периодически меняя место службы, но все больше отдалялись друг от друга. В очередной раз они переехали в Новороссийск. После года службы там Николай взял отпуск и предложил Юле провести его в Сочи.
Предложение показалось Юле заманчивым — ни разу в жизни она не была в Сочи. Николай решил ехать туда на своей машине. Он недавно приобрел у офицера, служившего раньше в Западной группе войск в Германии, подержанный «Фольксваген-пассат». Автомобиль был в неплохом состоянии и позволял развивать высокую скорость. Быстрая езда соответствовала его рисковой азартной натуре и доставляла ему физическое наслаждение. Когда Николай находился за рулем, он не пропускал вперед ни одной машины и устраивал на дорогах настоящие гонки. Его неоднократно за это штрафовали, и Юля опасалась куда-либо с ним ездить. Но тут она не устояла и согласилась.
Они выехали рано утром, когда на дороге еще не было интенсивного движения. Николай включил музыку и лихо гнал машину, обещая Юле, что обедать они будут уже в Сочи. Время от времени они обгоняли идущие впереди машины, и Николай, довольно посмеиваясь, отпускал в адрес отставших водителей нелестные замечания. Неожиданно их машину догнал открытый спортивный автомобиль. Сидевшие в нем молодые люди что-то весело кричали. Один из них помахал Николаю рукой на прощанье. Этого Николай вынести не мог. Он увеличил скорость и догнал соперника. Водитель этой машины охотно принял вызов. Как бы играя в кошки-мышки, он давал Николаю догнать свою машину, но стоило с ним поравняться, как он тут же увеличивал скорость и уходил вперед. И так много раз. Наконец Николай, яростно зарычав, разогнал машину до предельной скорости и вырвался вперед.
– Прекрати! — в ужасе закричала Юля.
Но тут раздался какой-то щелчок, потом сильный треск, и машину закрутило на дороге. Вдруг Юля ощутила страшный удар и потеряла сознание.
Очнулась она в больнице. Ужасно болела голова и все тело. В последующие несколько дней она то приходила в себя, то опять лишалась сознания. Наконец состояние ее стабилизировалось настолько, что она смогла поговорить с дежурной медицинской сестрой. Та сообщила Юле, что ее привезли в больницу после серьезной аварии, когда их автомобиль столкнулся со спортивной машиной. Николай и двое молодых людей погибли. Остальные получили серьезные травмы. У Юли оказалось сильное сотрясение мозга, перелом ключицы, множественные переломы ноги и порезы лица. Впоследствии Юля узнала, что причиной аварии стала неисправность двигателя.
Юля долго болела. Когда она вернулась домой из больницы и взглянула на себя в зеркало, ей стало страшно. Многочисленные мелкие шрамы на бледном исхудавшем лице, поседевшие сухие волосы, тусклые глаза делали ее похожей на старуху. И это в неполных 33 года! А если к этому прибавить сильную хромоту и постоянные головные боли… Юлю охватило отчаяние. Какое-то время она продолжала жить в Новороссийске, потихоньку сбывая накопленное имущество. А когда ей вежливо предложили освободить служебную квартиру, вернулась в родной город и поселилась в родительской квартире, где жила ее младшая сестра с мужем. Они вскоре уехали в Западную Сибирь на заработки, и Юля осталась в квартире одна.
От сестры Юля узнала, что в городе находится ее подруга Жанна. Они с Павликом, так же как и Юля, переезжали из гарнизона в гарнизон. Но затем Павлика направили в Североморск, где климат был противопоказан их болезненным дочерям, и Жанна уже второй год как вернулась к родителям. Но она надеется, что Павлика в ближайшее время переведут в Севастополь, и они опять смогут жить вместе. Жанна тепло встретила Юлю. Подруги долго рассказывали друг другу о своей жизни. Юля с горечью заметила, что Жанна во время разговора избегает смотреть на ее лицо.
Постепенно разговор перешел на институтских друзей. Жанна рассказала, что после Юлиного отъезда Юлик неожиданно женился и с семьей жены уехал в США. Однако семейная жизнь у них не сложилась, и они мирно разошлись. Зато карьера у него развивалась весьма успешно, и сейчас он занимает высокую должность в крупном банке Чикаго. Он поддерживает связь с их бывшими однокурсниками и при этом постоянно интересуется судьбой Юли. Юля на это сообщение не отреагировала, с горечью подумав, что хорошо, что он сейчас ее не видит. Такая она никому не нужна.
Родители Жанны помогли Юле устроиться на работу, и она стала жить отшельником, лишь изредка встречаясь с Жанной. Так прошло около года. Однажды в воскресенье, когда Юля затеяла генеральную уборку в доме, пришла Жанна. И не одна. Юля сразу узнала Юлика, хоть он был теперь совершенно не похож на ее прежнего друга, ходившего за ней молчаливой тенью в школьные и студенческие годы. Сейчас это был уверенный в себе, красивый, подтянутый, хорошо одетый мужчина, в котором без труда угадывался иностранец. Юля взглянула на себя как бы со стороны — уродливую, хромую, в затрапезной одежде, со шваброй в руке — и почувствовала себя совершенно несчастной.
Но Юлик заговорил — и словно не было ее измены и десяти лет разлуки. Выразив ей сочувствие в связи со смертью мужа, он сказал, что сейчас ей необходимо начать новую жизнь и лучше всего — на новом месте. Юлик берется оформить ей рабочую визу в США, где сможет предоставить ей работу в своем банке. Там она поживет, подлечится, а потом решит, как жить дальше.
Жанна горячо поддержала это предложение. Они с Юликом долго и настойчиво уговаривали Юлю, и она подумала, что ничего не теряет. И даже наоборот, сможет посмотреть мир и немного заработать. Получив ее согласие, Юлик вскоре уехал и незамедлительно прислал все необходимые документы. Жанна, провожая Юлю в США, заметила, что Юля ожила, у нее даже появился блеск в глазах. Но в глубине души Жанна не верила, что у Юли что-нибудь получится с Юликом, и с горечью думала, что подругу ждут разочарование и новые моральные травмы. А через несколько месяцев она уехала к мужу в Севастополь, и связь с Юлей была потеряна.
В родной город Жанна приехала только через восемь лет, чтобы поддержать заболевших родителей. Возвращаясь как-то из магазина, увешанная тяжелыми сумками, она решила передохнуть на скамейке у входа в подъезд и вдруг увидела, что к ней легкой упругой походкой направляется элегантно одетая красивая женщина, ведущая за руку девочку лет четырех. И не поверила своим глазам. Это была Юля. Женщины обнялись.
– Юля, как ты изменилась! И у тебя ребенок. Как тебе это удалось?
– В Америке хорошая медицина. Юлик потратил на меня целое состояние, — усмехнулась Юля.
– Значит вы все-таки поженились? Только не обижайся, Юля. Скажи, как после Николая ты уживаешься с Юликом? Николай был настоящим мужиком — сильным, ярким, пробивным. А Юлик всегда был вялым и нерешительным.
– Вот здесь, Жанна, ты не права. Юлик — не вялый, а деликатный человек. Мы все его плохо знали. Я теперь могу сравнивать Колю и Юлика. Они оба — незаурядные люди. Главное их различие заключается в том, что Коля любил только себя, а Юлик любил и любит меня. Его любовь вернула мне веру в себя, дала мне силы выдержать длительное и нелегкое лечение, позволила стать матерью. И лишь пройдя через мучительные испытания, я смогла по достоинству оценить Юлика и полюбить всей душой. К сожалению, это произошло с большим опозданием. Но, не познавши горького, не оценишь сладкого. И сейчас я счастлива, как ни одна женщина в мире.
Валерий НИСНЕВИЧ

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора