Благословение над лошадью

Хасиды г. Нашкица рассказывали такую историю. Рабби Мордехай был так беден, что всю неделю ел только хлеб с солью, а в субботу селедку. Мучился весь год, собирая копейки, чтобы купить к Суккот самые лучшие эсрог и лулав. Однажды после Йом Кипур поехал он с десятью рублями купить эсрог и лулав и встретил на дороге еврея. «Горе мне, – рыдал бедняк, – чтобы прокормить семью, я беру воду из реки и продаю ее в городе. Сегодня только я наполнил бочки, как сдохла моя лошадь. Если я не привезу воды накануне Суккот, моя семья умрет с голоду!» Рабби Мордехай молча отдал ему свои 10 рублей. Возвратясь домой с пустыми руками, он объявил хасидам: «В этот Суккот я сделаю благословение над лошадью, которую я купил для этого бедняка. И эта мицва должна превысить все сделанные мною благословения над лулавом за всю мою жизнь». Хасиды клялись, что Свыше раздалось: «Омен!» И еще они говорили, что пошло это благословление прямо к Кисей Кавод (Трону Б-га)».

Сегодня лулав и эсрог доступны всем. После окончания Суккот мы вернемся в свои дома. А каково еврейским изгнанникам из Гуш Катифа, живущим в палатках с малыми детьми без самых элементарных удобств и даже без зимней одежды? Для них шалаш Суккот стал продолжением их горькой бездомности. И все же Тора, перечисляя все праздники, указывает нам: «Усамахтем» («Возрадуйтесь») именно в Суккот в память о шалашах, в которых мы жили в пустыне после выхода из Египта».

Рабби Акива говорил, что сукка (шалаш) олицетворяет Ананей Кавод (Облака Славы Б-жьей), которыми Всевышний защищал евреев от всякого зла. Когда разверзлось Красное море, мы увидели поверженных египтян, а Облака защитили нас от стрел врагов наших. Облака также убили всех скорпионов и змей, но евреи не видели этого. «Лемаан яд‘у доротейхем» («Чтобы последующие поколения знали»), – говорит Тора. Поэтому: «Ки б‘суккот хошавти эт бней Исраэль б‘йоцей отам миэрец Мицраим» («В шалашах поселил Я сынов Израиля по выходе их из Египта»).

Почему нужно об этом помнить? Потому что Г-сподь заботится о нас. Где бы мы ни жили, мы всегда окружены мириадами врагов, и если мы хотим увидеть немедленное спасение, как написано: «Йешуат Ашем ки херев аин» («Спасение Б-жье приходит мгновенно, как взмах ресниц»), мы должны знать, что Он всегда на страже, даже если мы этого не видим. Израиль, как овечка среди 70 волков, постоянно охраняемая Всевышним. Как сказано в 121 псалме царя Давида: «Не дремлет и не спит Хранитель Израиля».

Изгнанники из Хомеша живут в каравиллах. Сданные ими газовые баллоны, компания не вернула. Две недели жили без газа, потом заплатили за новые баллоны. С них постоянно удерживают деньги за жилье (450 долларов в месяц), за контейнеры, за воду, за землю, которую обещали дать бесплатно, за упаковку и хранение вещей. С первыми дождями по стенам каравиллы поползли трещины. С них высчитывают за ипотечную ссуду, включая страховку жизни и квартиры, которой еще нет. Ссуда лежит на счетах Управления трансфера. После всех вычетов на руках у них останется не более 70000 долларов, на которые дом не построить, а уйти из этого проекта нельзя, так как подписали обязательство. 35 семей, живущих в отеле в Иерусалиме, выгоняют на улицу 26 октября, 30 семей из отеля в Ашкелоне вышвыривают 16 октября и 607 семей, живущих в 12 отелях, планируют выселить в конце октября. Обещания помочь с работой и квартирой так и остались обещаниями.

«В комнатах нельзя дышать. Нам, большей семье, дали три номера, но мы теснились в двух, в третьем находиться было невозможно. У грудных детей начался понос и рвота. Одного ребенка пришлось ночью везти в больницу. В Суккот мы снова должны выехать. Я сказала: «Мы отсюда не уйдем, пусть они приводят спецназ. Я с места не сдвинусь. Пусть снова вызывают армию… Из «Неве-Илан» нас перевели в отель «Шалом Плаза» в Тверии, где стояла ужасная вонь. Грязная вода из посудомоечной машины текла прямо у входа, словно годами там никто не жил, и отель открыли только для нас. Кондиционированная система воздуха испортилась. В синагоге кондиционер загорелся, и три женщины потеряли сознание. Сколько человек может терпеть? Это просто мусорная яма. Некоторые комнаты были сносные, а некоторые такие грязные, что спать пришлось в лобби. Мы звонили журналистам, но никто не хотел портить себе праздничное настроение… Сотрудники «Неве-Илана» сказали, что Управление по трансферу не оплатило счет за пользование прачечной, и мы не сможем ею пользоваться. Кое-что мы стираем вручную. Может, нам вынести тазы со стиркой на газон, но мы не хотим доставлять неприятности отелю… Мы еще не пенсионеры. Муж работал на одном месте последние три года, а до этого на частных работах, пенсию не заработал. Ему приходится начинать с нуля. Я получила небольшую компенсацию на работе, на которую мы жили. Но деньги кончились. И где эти объявления: «У нас есть решение для каждого поселенца»? Как мы решим наши проблемы? А ведь мы считаемся «сильной группой». Я удерживаю всю группу вместе, пытаюсь помочь, но бьюсь головой о стену. Нас добивают мелочи. Мы ведь не нахлебники. Мы построили наш дом своими руками. Неужели мы ничего лучше не заслужили?» – говорит изгнанница из Гадида, Шоши Джорно.

Палаточные городки изгнанников из Ацмоны и Элей Синай затоплены дождями. «Перед нами новое препятствие – дождь, но мы не боимся этого. Это поможет нам увидеть, что нужно укрепить и отремонтировать», – говорит мать 11 детей Ноа Шайер. Им обещали предоставить каравиллы, но пока их нет. Земля, где стоят палатки изгнанников из Элей Синай, живущих возле кибуца «Яд Мордехай», тоже превратилась в огромную, наполненную грязью лужу. Власти на просьбы об ускорении рассмотрения их дела не отвечают.

Где бы мы ни жили, в доме или в палатке, мы берем эсрог, лулав, ветки мирты и ивы и радуемся перед Г-сподом, как делали наши предки. Тора называет евреев «рахмоним бней рахмоним» («милосердные сыны милосердных»). И еще написано в Гемаре «Коль Исраэль аревим зе б‘зе» – «Все евреи ответственны друг за друга». Теперь мы, подобно рабби Мордехаю, видим несчастных евреев, оставшихся без лошади, то есть, лишившихся дома, имущества и возможности заработка. Неужели мы пройдем мимо и не поможем им?

Границы Государства Израиль определены в Торе, и сколько бы мы ни уходили из Синая или Газы, мы туда вернемся. Написано в Торе: «Встань, пройди по этой стране… ибо тебе Я отдам ее» (13:17), «И отдам Я тебе и потомкам твоим после тебя страну, в которой живешь ты, – всю страну Канаан – во владение вечное» (17:8). «Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам Я и твоему потомству. И будет твое потомство, как прах земной, и распространишься ты на запад и на восток, на север и на юг, и будут благословляться тобой все племена земли, и твоим потомством. И вот Я с тобой, и буду хранить тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя на эту землю. Ибо Я тебя не оставлю, пока не сделаю того, что Я говорил о тебе» (Брейшит, 28:12-15). Мы вернемся. Весь вопрос в том, какую цену мы заплатим за это возвращение. Но мы вернемся. Обязательно вернемся. Как поется в израильской песне о праматери Рахели:

«Реи (взгляни), Рахель, реи, сыны твои с тобой,

Реи, Рахель, реи, вернулись мы домой!»

Адрес для помощи поселенцам:

Rabbi Hershel Schachter, 24 Bennett Ave., Apt. 26a, New York, NY, 10033

На чеке пишите: Paamonim – Gush Katif

Тел. (718) 438-1498

В Лос-Анджелесе начался сбор теплых вещей для отправки изгнанникам.

Тел. (310) 508-0950

или (323) 924-5117

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора