«И сделай стол из акации…» (25:23).
Всем ясно, что Ковчег был главным предметом в Мишкане: в нем хранили скрижали Завета, притягивавшие в материальный мир Шхину, Б-жественное присутствие; его золотую крышку украшали крылатые крувы (херувимы), которые напоминали людям о существовании ангелов, порученцев Творца, поддерживающих связь между высшими мирами и нашим миром. «Но какую роль выполнял стол с ритуальным хлебом?» — спрашивает Рабейну Бахья (XIII–XIV вв., Испания).
Далее он объясняет, что шульхан и его двенадцать хлебов служили источником благословения, которое Б-г посылает непрерывным потоком в материальный мир. Это благословение проявлялось каждый шаббат, когда коэны, слуги Творца, ели храмовые батоны, и, как сказано в талмудическом трактате «Йома», «коэн насыщался крошечным ломтем хлеба размером с горошину».
Отсюда, продолжал Рабейну Бахья, и ивритское название стола — «шульхан»: от «шолеах», посылать. Б-г посылает столу Свое благословение, которое распространяется затем на весь мир, насыщая всех его обитателей.
Стол, как и Ковчег, был сделан из дерева акации, на иврите «ацей шитим». Слово «шитим» можно представить как аббревиатуру четырех благ: шин — «шалом» (мир), тет — «това» (добро), йод — «йешуа» (спасение) и мем — «мехила» (прощение). Эти характеристики присущи обоим предметам, причем сегодня в гораздо большей степени, чем в эпоху Храма, поскольку у нас нет жертвенника. Его заменяет нам обычный стол, а жертвой служит хлеб, который мы режем и едим, предварительно омыв руки, как делали коэны перед службой, и произнеся соответствующие благословения.
В более широком смысле стол — это символ единства семьи, тепла семейного очага и еще милосердия, потому что мы угощаем гостей за столом, а в шаббат приглашаем к нему бедняков, как требует давний еврейский обычай.
Неслучайно мудрецы Талмуда (трактат «Брахот») говорили: «Тот, кто долго сидит за столом, удостоится долгой жизни». Речь идет не только о медицинской необходимости тщательно пережевывать пищу. Сидя за обеденным столом, религиозный еврей не глотает механически еду, а следит за тем, что он кладет в рот, чтобы сказать правильное благословение — в начале еды и в конце. Если надо, он проверит кошерность сомнительного продукта — это тоже важная заповедь. Ведь мы — народ-священник и не можем, извините, запивать свинину молоком. Еврей должен есть сдержанно, с достоинством, чтобы трансформировать будничное действие в святое, чтобы его стол походил на искупительный жертвенник.
Неслучайно, добавляет Рабейну Бахья, благочестивые евреи Франции завещали хоронить их в гробу, вытесанном из стола, за которым они ели при жизни. Этот удивительный обычай служил напоминанием, что, отправляясь в последний путь, человек берет с собой прижизненные заслуги: пожертвования, которые он давал нуждающимся, и заповеди, выполненные за столом.
Лечение, прописанное до болезни
«И сделай балки из прочных стволов акации (ацей-шитим) для Мишкана» (26:15).
Рабейну Бахья приводит мидраш, который объясняет, почему именно акация (точнее, следуя оригинальному названию, дерево шитим) была выбрана в качестве материала для изготовления балок переносного Храма.
Сыны Израиля распутничали с дочерьми Моава в месте под название Шитим (Бамидбар, 25:1–9), и там же, в Шитиме, их настигла кара — мор, унесший жизни 24 тысяч человек. Именно поэтому Б-г «исцелил» их деревом шитим, точнее, балками Мишкана, которые были сделаны из него. Обратите внимание: Мишкан был построен за сорок лет до событий в Шитиме. Таков принцип Всевышнего: готовить лечение до самой болезни.
Лучшее средство от отчаяния
«И построят Мне Святилище, и Я буду обитать среди них…» (25:8).
Состояние подавленности и отчаяния, или, как его принято называть, депрессия — один из самых распространенных недугов в развитых странах. По последним данным, им поражены 18,8 млн американцев старше 18 лет, или 9,5% взрослого населения США. Еще хуже положение у детей дошкольного возраста: более миллиона из них находятся в состоянии клинической депрессии, которая распространяется в этой группе с поистине бешеной скоростью — 23% в год.
В информационном бюллетене статистического бюро при правительстве Австралии утверждается, что в ближайшем будущем от депрессии — своей или близкого человека — будет страдать практически каждый житель страны в тот или иной период своей жизни.
По прогнозам, к 2020 году депрессия займет второе место по смертности после сердечно-сосудистых заболеваний. Уже сейчас она является одной из главных причин смерти от коронарных нарушений.
В чем причина этого тревожного явления? Она лежит на поверхности. Говоря шершавым языком советских пропагандистов, во всем виноваты язвы современного общества.
Есть ли лекарство от этих язв? Да, есть. Одно-единственное. Это Тора. Тору часто сравнивают со светом: «Заповедь — свеча, а Тора — свет». Сущность света заключается в том, чтобы раскрывать, показывать, высвечивать; такова его функция в нашем мире.
У Торы та же цель — раскрывать основы мироздания, выметать паутину сомнений и мрака из нашего разума, показывать нам вещи такими, какие они есть. Когда это происходит, мы испытываем подлинное счастье. Как сказал выдающийся подвижник Торы Хазон-Иш (рав Авраам-Иешая Карелиц, 1878–1953), «нет печали в мире для того, кто знает правду».
Тора сопровождает нас на всех этапах жизненного пути. Она радуется с нами в минуты торжества и утешает нас в горе. Б-г создавал мир по Торе, как по чертежу. Нет такой ситуации, на которую не распространялась бы Тора. Только она способна избавить нас от горечи, неуверенности и отчаяния. Она — наш верный друг до последних минут жизни.
Усвоив эту истину, мы легко объясним следующий парадокс.
Получив Тору, евреи вернулись к состоянию первого человека до его первородного греха. Им раскрылось присутствие Б-га в мире, и Его существование и всемогущество стали для них очевидным фактом.
Затем произошла трагическая история с поклонением Золотому тельцу, после которой Б-г велел нам построить Мишкан (переносной Храм) и ввел некоторые ограничения в наше питание. Его целью было восстановить нашу связь с духовностью, которую мы утратили.
Чуть позже, после греха разведчиков, принесших негативный отчет о Стране Израиля, Всевышний ввел в свод заповедей указание добавлять муку и вино к жертвоприношению животных. Недостойное поведение отдалило нас от Б-га, и Он дал нам дополнительное средство для возвращения и восстановления чувства близости к Нему.
Но почему, когда евреи совершают грех, Б-г дает им больше заповедей? Ведь простая логика подсказывает, что должно быть наоборот. Чем больше ты грешишь, тем меньше рвения ты проявляешь в служении Ему. И так, действительно, бывает: когда человек отдаляется от Б-га, Всевышний тоже отдаляется. Любые отношения должны строиться на основе взаимности.
Но в действительности происходит все наоборот. Когда мы отвергаем Б-га, Он не «хлопает дверью». Он всегда оставляет нам путь для возвращения. Как бы низко мы ни опускались, как бы далеко ни заходили в своих заблуждениях, Тора, Его слово, всегда рядом. Она сопровождает нас в нашем уходе от подлинной реальности.
Когда наш праотец Яаков собирался уйти с семьей в Египет, самое гиблое место на земле, в мрак изгнания, туда, где царила духовная нечистота и реально грозила опасность ассимиляции, Б-г обещал, что спустится вместе с ним.
Так было на всех этапах наших странствий. Как бы ни сгущалась тьма, Б-г был с нами, Тора была с нами.
Депрессия — это тоже изгнание, изгнание души. Когда мы попадаем в черную дыру депрессии, Тора следует за нами. Она регенерирует в нас жизненную энергию и возвращает к Источнику жизни, правды и радости.