На первый взгляд, здание Государственного архива сионизма, расположенное при въезде в Иерусалим, рядом с Дворцом нации, кажется островком умиротворенности в океане столичных страстей. Но стоит войти в просторный вестибюль, спуститься на лифте на четвертый этаж (конструкция элегантно вписана в гору) и оказаться в кабинете директора Мататиягу Дроблеса, как проблемы Израиля захлестывают меня с новой силой.
Архивная тишина? Чушь! Телефон в скромном (спартанская обстановка) кабинете звонит беспрестанно. Вот и сейчас, пригласив меня жестом присесть, Дроблес увлеченно рассказывает своему невидимому собеседнику, что с 1 марта архив заживет новой жизнью.
– Все документы, которыми мы располагаем, будут выложены на сайте в Интернете, — говорит Дроблес. — На подготовку потребовалось немало времени, но сейчас мы уже на финишной прямой…
Глядя на этого энергичного человека, никак не скажешь, что ему 81 год.
– Я «поляк», родился в Варшаве, — рассказывает Мататиягу Дроблес. — В начале Второй мировой войны мы с родителями, старшей сестрой и младшим братом были брошены в Варшавское гетто. Мне было семь лет. Родителей нацисты уничтожили, а мы чудом уцелели… С 43-го по 45-й год я скрывался в лесах. От смерти меня спасли польские партизаны. После войны мы с братом и сестрой уехали в Буэнос-Айрес. Образование я получил в Аргентине, откуда репатриировался в 1950 году. Брат приехал в Израиль вскоре после меня, а сестра вышла замуж и осталась с семьей на чужбине…
В Израиле Мататиягу Дроблес познакомился с Менахемом Бегиным и стал одним из его преданных сторонников и соратников. Вступил в ГАХАЛ (основанный Ариэлем Шароном альянс правых сил, на базе которого в 1973 году был создан «Ликуд»), был избран депутатом Кнессета 7-го, а затем и 8-го созыва.
После победы «Ликуда» на выборах 1977 года, вошедшей в историю как «переворот» (впервые к власти в стране пришла оппозиционная партия национального лагеря), Дроблес заскучал.
– Я пришел к Бегину и сказал: «Хочу уволиться из Кнессета и начать работать в поселенческом отделе», — вспоминает он. — Бегин несказанно удивился: «Почему?!» Пришлось объяснить: «Я всегда мечтал основывать новые поселения». Глава правительства помрачнел: «Оставь эту затею: мапайники тебя проглотят и не подавятся».
Проблема заключалась в том, объясняет мой собеседник, что до победы «Ликуда» на выборах поселенческий отдел находился под полным контролем МААРАХа.
– Хотя на его знаменах и был начертан сионистский лозунг: «Заселение Эрец Исраэль», осваивали только земли в пределах «зеленой черты», — говорит Дроблес. — А сейчас «Ликуд» пытается посягнуть на святая святых и взять поселенческий отдел под свой контроль?! — таков был ход мысли Бегина. Но я настаивал. И Бегин уступил…
В 1978 году Дроблес был назначен главой поселенческого отдела Всемирной сионистской организации (ВСО).
– На этом посту я оставался 15 лет, до 1992 года, — рассказывает он. — При вступлении в должность я поставил перед собой одну-единственную цель: огромные просторы Эрец Исраэль не обжиты, и моя задача — заселить их! В основном речь шла о территориях, освобожденных в Шестидневную войну. Однако после одержанной ЦАХАЛом победы у власти по-прежнему оставался МААРАХ: Рабин, Эшколь, Голда Меир… Производным их политики стал тот факт, что за десять лет, минувших после Шестидневной войны, на всей территории Иудеи, Самарии и сектора Газы поселились всего 3700 еврейских граждан. Большинство из них жили в Гуш-Эционе — легитимность заселения этого региона даже МААРАХ не ставил под сомнение: до провозглашения государства там существовали три кибуца, на их территорию евреи и вернулись. Несколько сот человек жили в поселке Кирьят-Арба, основанном равом Левингером. Вместо Себастии по решению Рабина было основано поселение неподалеку от армейской базы Кдумим. Прибавьте к этому Офру и Нецер-Хазани в секторе Газы — вот, пожалуй, и все…
Не менее проблематичная ситуация сложилась и в Галилее.
– Относительно ее заселения среди израильских политиков не было никаких разногласий, но основывали новые поселки очень медленно: большинство жителей огромного региона составляли арабы, — объясняет Мататиягу Дроблес. — Я предложил правительству собственную модель, суть которой сводилась к тому, что заселять Галилею следует параллельно с Иудеей и Самарией, а основным занятием первопроходцев станет сельскохозяйственное производство. Заниматься сельским хозяйством в условиях здешнего засушливого климата можно лишь в том случае, если к участку земли подведен водовод и создана система орошения.
– Что представляла собой бюрократическая процедура, которую следовало пройти, чтобы основать новый поселок?
– Для того чтобы основать новый ишув, правительство Израиля должно было принять соответствующее решение, — говорит Мататиягу Дроблес. — Вначале такое решение принимала комиссия по поселенческому движению. Возглавлял ее Арик Шарон. Я передал ему карту, на которую мы нанесли точки, где должны быть основаны новые еврейские поселения. Разрабатывали мы эту карту на основании проведенного нами исследования. В мой план входило создание поселений, рассчитанных на 100 000 евреев. Из-за этого все вокруг высмеивали меня и подкалывали. Критики предложенной мною модели были правы — я действительно ошибся. Потому что в настоящее время в Иудее и Самарии живут не сто, а триста семьдесят тысяч евреев!
– По какому принципу вы подбирали земельные участки, на которых должны появиться новые поселки?
– Главный принцип нашей работы заключался в том, что новые поселения создаются только на землях, принадлежащих государству, — говорит Дроблес. — Мы пометили на карте территории, которые можно — как с практической, так и с юридической точки зрения — заселить и обжить. И хотя уже на первом этапе мы столкнулись с сопротивлением всевозможных «общественников», еврейских и арабских, это нас не только не остановило, но даже подстегнуло: действовать надо без промедления.
– Но можно ли быстро заложить целый поселок?
– Да, если очень захотеть! Прежде всего, к участку государственной земли следует проложить подъездную дорогу, провести воду и электричество. В конце 70-х в Иудее и Самарии не было ни нормальных шоссе, ни водопровода, ни электричества, ни поликлиник: арабы жили в своих деревнях, как в джунглях. Обычно на первом этапе мы обеспечивали семьи первопроходцев 10–15 строениями: несколько асбестовых времянок и два-три «здания» общественного назначения — синагога, небольшой клуб или продуктовая лавка. Государству прокладка объектов инфраструктуры обходилась относительно недорого, примерно в миллион-полтора долларов. При этом основать ишув удавалось в рекордно сжатые сроки — примерно за две недели. За это время мы успевали обеспечить первопроходцев генератором, чтобы у них было электричество.
Единственное, чего мы категорически не допускали, — чтобы люди жили в палатках, зимы в Иудее и Самарии очень холодные.
На следующем этапе, рассказывает Дроблес, специалисты поселенческого отдела делили территорию поселка на участки, каждый площадью 500 квадратных метров.
– Произведя парцелляцию, мы обращались непосредственно к жителям будущего поселка и предлагали каждой семье участок, на котором после получения ипотечной ссуды она могла построить дом, — рассказывает он. — Часть поселенцев выкупили у государства времянки и на их месте построили собственные дома, другие получили совершенно пустые участки. Таким способом в невообразимо короткий срок мы основали в Иудее, Самарии и в Гуш-Катифе 130 новых еврейских поселков.
Эрец Исраэль: динамика заселения
Мататиягу Дроблес извлекает из архива и разворачивает старую карту, на которой отражена вся динамика заселения Эрец Исраэль, начиная с XIX века.
– Видите синие точки на карте? До переворота 1977 года и прихода «Ликуда» к власти все эти земли пустовали, были заброшены, никто на них не жил — ни евреи, ни арабы, — объясняет он. — А вот и таблица, отражающая процесс заселения Эрец Исраэль с 1897 года. Обратите внимание: в 1900 году — ноль, то есть за год не было основано ни одного еврейского поселения. С 1901-го по 1906 год евреи основали семь новых поселков, а с 1907-го по 1912 год — восемь…
Из таблицы явствует: с 1913-го по 1924 год в Эрец Исраэль было основано 22 новых населенных пункта, а с 1925-го по 1930-й на карте Палестины появились еще 28 еврейских поселков…
– Пиком стал период между 1931-м и 1936 годом: первопроходцы основали 64 населенных пункта, — констатирует Дроблес. — И даже за период с 1937-го по 1947 год — на фоне Второй мировой войны и Холокоста — в стране появились 125 еврейских городов и поселков.
Новый беспрецедентный подъем
сионистского движения пришелся на 1948–1950 годы: после Холокоста, когда в Эрец Исраэль хлынул поток беженцев не только из Европы, но и из арабских стран, здесь основали 261 населенный пункт, а с 1951-го по 1955 год — еще 122.
– Закладывало новые поселки правительство МААРАХа, — рассказывает Дроблес, — но к началу 60-х темпы освоения земель Эрец Исраэль резко снизились. Например, за период с 1956-го по 1960 год был основан 41 населенный пункт, с 1961-го по 1963 год — 9, с 1964-го по 1966-й — 13. За период с 1967-го по 1971 год на карте Израиля появилось 33 населенных пункта: строили их где угодно — кроме Иудеи и Самарии.
Ситуация резко изменилась после прихода к власти «Ликуда»: всего за пять лет (1977–1982) на карте Израиля появились 205 новых населенных пунктов, большинство — в Иудее, Самарии и секторе Газы. Параллельно евреи начали активно перебираться в Галилею и на Голаны.
– В первые годы после провозглашения государства в Галилее появились 27 новых населенных пунктов, но движение на север очень быстро иссякло, — говорит Мататиягу Дроблес. — Если бы после переворота 1977 года поселенческий отдел не включил в свой план Галилею, сегодня число населяющих ее арабов достигло бы критической массы, и они могли бы потребовать предоставления автономии. Всего за пять лет — с 1977-го по 1982-й — мы основали в Галилее 64 еврейских населенных пункта!
Прецедент Элон-Море
В конце 70-х — начале 80-х израильские СМИ еще не утратили духа сионизма: в газетах Мататиягу Дроблеса называли «отцом поселений в Иудее и Самарии».
– Каждый созданный там поселок действительно является моим детищем, — говорит он и приводит такую историю: — Основали мы новое поселение неподалеку от Шхема и назвали его Элон-Море. Группа «доброхотов», однако, подала иск в Высший суд справедливости. БАГАЦ удовлетворил апелляцию, постановив, что в течение 60 дней правительство обязано освободить «незаконно застроенный» земельный участок, вывезя оттуда все строения и изгнав поселенцев. Я помчался к Бегину… В наши дни ты можешь позволить себе спорить с премьером, а тогда… Тем не менее, последнее слово в спорах с Бегиным всегда было за мной.
– И как же оно звучало, ваше последнее слово?
– Я говорил: «Да, господин Бегин, хорошо, будет сделано!» — заразительно хохочет Дроблес. — Ну не мог я позволить себе пойти наперекор Бегину. Вместе с тем решение БАГАЦа не укладывалось у меня в голове: неужели действительно придется снести Элон-Море?! Бегин выслушал меня и сказал: «Мати, в Иерусалиме есть судьи. Даже если суд принял решение, которое не по душе ни тебе, ни мне, мы обязаны подчиниться. Прошу, освободи тот участок — иначе нас обвинят в неуважении к суду». Отказать Бегину я не мог, но и снести основанное нами поселение рука не поднималась: меня учили строить, а не разрушать!
Дроблес оказался перед непростой дилеммой.
– Поначалу я решил уволиться с поста главы поселенческого отдела, но позднее, посоветовавшись с друзьями, понял: выхода нет, решение БАГАЦа придется выполнить, — вспоминает он. — Приезжаю в Элон-Море. Зима. Холод собачий… Мы стали рыскать вокруг в поисках принадлежащего государству земельного участка, на который можно было бы перенести уже сооруженные строения. Нашли! Буквально в полутора километрах от Элон-Море. Но вот беда: подъездная дорога к участку не проложена, а сам он находится в лесной чаще, так что до начала весны к нему не подобраться — не пойдут трактора в гору, увязнут в непролазной грязи… На «эвакуацию» Элон-Море суд выделил правительству 60 дней. Как быть?
Внезапно Дроблеса осенило: незадолго до того, как БАГАЦ вынес решение относительно сноса Элон-Море, армия провела на Синае нестандартную операцию.
– Вертолеты подняли в воздух несколько электрогенераторов и доставили их куда надо, — рассказывает Дроблес. — На меня это произвело огромное впечатление. Вот я и подумал: почему бы не перенести Элон-Море на новое место при содействии ВВС ЦАХАЛа?
Со своей дерзкой просьбой Дроблес обратился к министру обороны Эзеру Вейцману.
– Тот на чистейшем русском языке меня послал, причем в таких выражениях, воспроизвести которые я не осмелюсь, — вспоминает он. — Время летит, часы тикают… В те годы никому бы и в голову не пришло выбросить поселенцев из домов: ведь эти люди сознательно обосновались в двух шагах от Шхема, хотя в том месте не было открыто нефтяное месторождение и добычей золота там не занимались.
Энтузиасты отправились в полную неизвестность, руководствуясь сионистскими, патриотическими побуждениями, они откликнулись на призыв правительства — а государство решило их за это наказать?! Снос поселка нанес бы тяжелейший удар по общественной морали. Пришлось мне снова пойти к Бегину и убедить его, что, если мы перенесем Элон-Море на полтора километра, ничего страшного не случится.
Бегин выслушал Дроблеса и одобрил его идею, после чего спросил: «А от меня ты чего хочешь?»
«Я уже обращался к Вейцману, просил выделить нам армейские вертолеты, но Эзер послал меня к чертям собачьим», — отвечал Дроблес.
Бегин тут же вызвал секретаршу: «Попросите Эзера немедленно явиться».
Вейцман не заставил себя ждать. Увидев Дроблеса в кабинете премьера, он сходу смекнул, в чем дело, и не преминул отпустить в адрес главы поселенческого отдела пару «теплых» слов, однако Бегин прервал министра: «Успокойся, Эзер! Мати — наш человек, он строит Эрец Исраэль. У меня к тебе просьба: помоги ему во всем, что ему нужно. Зайдите в другую комнату и договоритесь».
– Я снова объяснил Вейцману, что в лес на холме, возвышающемся над Шхемом, с вертолетов нужно будет спустить 12 компрессоров, три мощных трактора и кое-что еще, — вспоминает Дроблес. — Эзер воскликнул: «Ты с ума сошел — для этого тебе потребуется весь ЦАХАЛ!» Я сказал: «До истечения срока, выделенного БАГАЦем на ликвидацию Элон-Море, остается 45 дней. И если мы организуем работу в двух направлениях: начнем прокладку подъездной дороги к новому месту и параллельно по воздуху доставим туда все необходимое, — наверняка успеем уложиться в срок, так что поселенцы бездомными не останутся»… По-моему, с таким остервенением Вейцман еще никогда не матерился. Но вертолеты нам выделил.
Операция по доставке по воздуху тракторов и компрессоров, впрочем, померкла на фоне непреклонности поселенцев. Многие заявили, что не уйдут из Элон-Море ни при каких обстоятельствах: «Пускай власти тащат нас за руки и за ноги прямо в тюрьму!»
– Я очень любил этих людей и чувствовал, что являюсь неотъемлемой частью поселенческого движения, — говорит Дроблес. — А они, в свою очередь, относились ко мне с такой же любовью. Но выхода не было. В конце концов мы договорились, что в такой-то день (дело было зимой 1980 года) до 12 часов утра организованно покинем Элон-Море. К тому моменту в одной из семей первопроходцев родился сын. Брит-мила была назначена именно на тот день, на который мы запланировали «эвакуацию». Поселенцы заявили: «Брит-мила состоится на старом месте!» Мы ждем моэля, а тот опаздывает. Причем не на час-полтора, а на целых шесть-семь часов! Добрался он поздно вечером, провел обрезание. Лишь к полуночи мы встали по стойке «смирно» и спели хором «Атикву». Бени Кацовер, один из основателей Элон-Море, провел с жителями поселка собрание, на котором мы дали клятву: «Мы покидаем это место с гордо поднятой головой. Мы не отступаем, напротив — мы переносим Элон-Море вверх по склону холма, на еще большую высоту. Настанет день — и мы вернемся сюда».
Минуло всего три года — и на месте старого Элон-Море заложили поселок Тель-Хаим.
– Мы назвали новое поселение в честь начальника Генштаба Хаима Барлева, — вспоминает Дроблес. — Он дал в Верховном суде показания и детально разъяснил: именно на этой стратегически важной высоте, на склоне высящегося над Шхемом холма, должна была находиться армейская база — ведь отсюда просматривается крупный арабский город. И если гражданские лица, поселенцы, сознательно берут на себя ответственность за обеспечение безопасности страны, их движение следует всячески приветствовать, а не подавлять…
Наша беседа прерывается очередным телефонным звонком.
– Ни о чем я не забыл, еду! — восклицает Дроблес, выразительно поглядывая на часы.
Спешу задать директору Архива сионизма последний вопрос:
– В августе 2005 года я готовила репортажи из Гуш-Катифа и вместе с поселенцами пережила трагедию изгнания…
– Это действительно страшная трагедия, когда правительство собственноручно уничтожает поселенческий анклав, преображенный первопроходцами в цветущий сад, — говорит Мататиягу Дроблес. — Сейчас с руин Гуш-Катифа террористы обстреливают Израиль.
– Будет ли, по-вашему, нанесен чудовищный удар по достоинству нации, если какое-либо правительство примет решение отступить из Иудеи и Самарии и демонтировать хотя бы часть еврейских поселков? И причинит ли такой шаг необратимый ущерб Государству Израиль?
– Создание каждого нового поселения — это звонкая, ни с чем не сравнимая радость, — говорит Мататиягу Дроблес. — Снос поселка, с моей точки зрения, приравнивается к смерти. А смерть — это невыносимая боль. Я надеюсь, что ни одно правительство больше никогда не решится пойти на такой шаг, как демонтаж поселений. Интуиция и опыт подсказывают, что еврейские правительства Израиля продолжат основывать и строить новые поселки и города. Огромные просторы страны до сих пор не обжиты. Нам есть чем заняться.
Евгения КРАВЧИК
Фото автора
Если гражданские лица, поселенцы, сознательно берут на себя ответственность за обеспечение безопасности страны, их движение следует всячески приветствовать, а не подавлять.
100%. Спасибо, Женя — отличный материал о легендарной личности.