«В одной из своих статей вы писали, что, приходя домой, муж должен не прятаться, а уделять внимание жене и детям, — обратился ко мне один человек. — Но что делать, если, придя домой, ты хочешь расслабиться, а чувствуешь себя, как на минном поле? Ты ловишь себя на мысли о том, что все еще мечтаешь о счастье, которого нет. Почему Всевышний вложил в нас мечту о семейном счастье, если оно недостижимо?..»
Почувствовав в словах этого человека боль безысходности, я решил не убеждать его в том, что семейное счастье достижимо, а, выразив ему сострадание, поблагодарить за искренность.
– Вы имеет полное право хотеть расслабиться, приходя домой, — ответил я. — Однако ваше ощущение расслабления — внутри вас, оно зачастую не зависит от происходящего вокруг вас. Возможно, что если бы вы вошли домой в радостном состоянии духа, то и жена встретила бы вас улыбкой. Если же вы приходите домой в ожидании конфликта, то, возможно, именно потому его получаете. Впрочем, иногда стремление расслабиться — это попытка уйти от реальности: человеку хочется, чтобы все оставили его в покое.
За то, что Яаков хотел покоя, его сын Йосеф бы продан в рабство, говорит Талмуд. Почему за стремление к покою Яаков был наказан? Покой — на иврите шалва — это внешнее состояние вещей, однако внутреннее состояние духа, ощущение спокойствия и радости называется симхой. Мы пришли в этот мир не ради покоя, а во имя того, чтобы, преодолевая испытания, выполнять свое предназначение в жизни.
Почему мы мечтаем о счастье? Всевышний поместил Адама в райском саду для того, чтобы он испытал счастье. Даже после изгнания Адам и все его потомки продолжают мечтать о счастье. Всевышний изгнал Адама и Еву, чтобы мы знали: вернуться в райский сад можно лишь вдвоем. Ведь для того, чтобы удостоиться счастья, его нужно сначала дать другому. Лишь тот, кто посвящает свою жизнь счастью других, обретает счастье!
Вам следует перестать себя жалеть, оплакивая свое несостоявшееся счастье, а подумать о счастье своей жены. Вместо того чтобы страдать о себе, начните проявлять к ней сострадание, сделайте все для того, чтобы сделать ее счастливой. Возможно, что, забывая о себе и заботясь о счастье жены, вы и обретете то, что сегодня считаете недостижимым.
Прежде чем что-то менять, нужно сначала научиться принимать реальность. Конечно, не все ситуации разрешимы. Настоящая вера — это не вера в то, что «все будет хорошо», как я хочу, а вера в то, что «все что ни делается — делается к лучшему». Это не означает, что человек должен со всем смириться. Даже оказавшись в самой сложной ситуации, мы все равно ищем смысл, стремясь принять правильное благородное решение и действовать в соответствии со своими убеждениями.
В ответ на мой вопрос о том, как лучше помочь этому человеку, рав Кушнир из Иерусалима пишет: «Нужно посочувствовать, как тяжело ему приходить домой в такую атмосферу. Почему возникла такая атмосфера? Часто это происходит из-за того, что жена ожидает чего-то от мужа, а он этого не замечает или не хочет замечать. Проблема в том, что каждый ждет от другого, забывая о своих обязанностях. Путь к решению — кто-то должен проявить инициативу и принять на себя какие-то маленькие обязательства, вне зависимости от того, как вторая половина выполняет свои. Например, муж может взять на себя обязанность по возвращении домой создать хотя бы на две минуты теплую атмосферу. Для этого он должен спросить жену: «Как дела, как ты себя чувствуешь?» — и заставить себя улыбаться, встретив взгляд жены, хотя бы несколько секунд. Это может стать хорошим началом. Улыбка мужа при встрече с женой может многое изменить, а главное — вселить уверенность, что все поправимо».
В Хануку мы должны зажечь не только свечи меноры, но и свет своей души. В этот праздник мы учимся делиться светом с окружающими людьми, ставя менору у входной двери, у окна или на видном месте дома. Точно так же мы должны научиться не скрывать своей любви к людям, а озарять их светом своей души, даря им свою искреннюю улыбку.