Быть или не быть смешанным бракам?

Он проходит десятки километров по заснеженным равнинам Уэльса. Дойдя до двери любимой, он падает на ее руки и вскоре умирает. Таков трагический финал любви валлийской девушки Гейнор и еврейского юноши Соломона, предстающий перед зрителями фильма с вполне предсказуемым названием «Соломон и Гейнор». Как и прототип подобных историй, трагедия Ромео и Джульетты, уэльский вариант, происходящий более чем 300 лет спустя, в начале XX века, повествует о семейных и общественных устоях, не позволяющих любящим друг друга людям связать свои судьбы. В кино и литературе принято превозносить подобные отношения, хотя, исходя из сухой прозы жизни, они не что иное, как гимн глупости — благородные чувства обрекают их носителей на неминуемую гибель.
По прошествии сотни лет мы наблюдаем совсем иную картину. Миллионы смешанных семей живут в мире и согласии, и их число не уменьшается. Согласно опросу, проведенному Конгрессом еврейских организаций UJC (National Jewish Population Survey), численность евреев США снизилась с 5,5  до 5,2 миллиона человек в период с 1990 по 2000 год. Не в последнюю очередь эта отрицательная динамика обязана смешанным бракам, составляющим более 47%. В этой статье вы не найдете леденящие душу крики о бедственном положении, а обнаружите скорее попытку объяснить его и даже оправдать несчастных — или счастливых — принявших подобное решение.
Мы живем в мире, где национальная принадлежность для многих не более чем еще один штрих в биографии, вроде как «одессит» или «программист». Национальность, наполненная лишь таким ограниченным смыслом, не обязывает поступаться личным счастьем ради сохранения своего народа. И действительно, вправе ли мы осуждать тысячи счастливых смешанных пар, сумевших воспитать детей в любви и согласии? Да, в их жизни еврейство не занимало центрального места, ну а в жизни «нормальных» еврейских пар? Ведь для большинства советского еврейства национальное самосознание просыпалось и просыпается лишь в момент поиска еврейских имен в титрах. Ну, был Миронов евреем, а дальше что? Что стоит за этим словом? Когда оказывается, что нет ничего, кроме долга перед предками не прерывать наследственную цепочку, молодые люди могут прийти к вполне резонному выводу, что такое сохранение ради сохранения им просто не нужно.
Сторонники еврейской семьи будут взывать к некой общности, объединяющей всех евреев, говорить, что евреи якобы близки друг к другу. Но стоит только посмотреть на пару интеллигентных москвичей, учившихся в одном институте, и становится ясным, что их объединяет гораздо большее, несмотря на разные записи в паспорте, которых, кстати, давно уже нет, чем евреев, скажем, из Бухары и Москвы.
Существует также мнение, особенно распространенное у старшего поколения, хлебнувшего в былые годы антисемитизма, о том, что в смешанном браке якобы супруг-нееврей сможет попрекать супруга-еврея его еврейством, в чем ему будут помогать родственнички-антисемиты. И так бывает. Однако очевидно — если в семье разлад, его причины в коренных разногласиях между сторонами, а не в национальной принадлежности супругов. Известны десятки тысяч счастливых смешанных пар, национальные различия которых никак не мешают их жизни, а наоборот, зачастую помогают, расширяя их кругозор и позволяя дать детям более полноценное образование. Конечно, такие браки могут увенчаться и неудачей, но национальная общность супругов тоже, к сожалению, не гарантирует любви до гроба.
Все вышеуказанное имеет смысл, если рассматривать брак со светской точки зрения — т.е. просто как союз двух людей. Но если взглянуть на религиозные требования к еврейскому браку, то можно заметить, что нам предлагают считать верхом добродетели примеры из истории, в том числе и «священной», где совершались действия, по современным меркам тянущие на криминальные обвинения в убийстве на почве национальной ненависти. Например, убийство Пинхасом еврея и его нееврейской любовницы или требование Эзры к еврейским мужам развестись с их нееврейскими женами. После всех разговоров о доброжелательности и терпимости евреев, для коих эти качества якобы являются краеугольными, слышать призывы к национальному самоогораживанию, подкрепленные еще и подобными весьма радикальными примерами «добродетели», довольно странно.
Возникает вопрос: а собственно, на чьей мы стороне? На стороне ли «трагических любовников» Ромео и Джульетты или как раз на стороне тех, кто во что бы то ни стало стремился не допустить подобного «святотатственного» романа и продолжать вековую «священную вражду»? Таков ли Б-г евреев, что желает вечной святой вражды или, по крайней мере, несмешения народов, даже ценой разбития целых душ, сердец и иногда — жизней. В конце концов, с практической точки зрения, не является ли стремление не допускать смешения народов не только спорным морально, но и непрактичным, ибо это просто невозможно?
На все эти вопросы нужно ответить перед тем, как клеймить позором наших посмевших порвать с традицией собратьев. В любом случае стараться увещевать заблудших на данном этапе уже слишком поздно. Единственный способ удержать человека в лоне еврейства — это воспитать его так, чтобы еврейство в его жизни занимало такое место, при котором наиболее близким для него человеком окажется человек, разделяющий его ценности. Автор статьи, несмотря на формальную нерелигиозность, как ни парадоксально, является примером такого человека. Наиболее близкими мне людьми всегда оказывались те, для кого еврейство имело значение, т.е. просто номинального еврейства оказывалось недостаточно. Но выбор (пока только теоретический) в пользу еврейского брака я делаю не из чувства долга перед своим народом, а потому, что такой выбор является наиболее удовлетворительным для меня лично. Я прекрасно понимаю, что тысячи других людей, воспитанных в отличном от меня духе, примут другое решение — и для них оно окажется правильным.

Леон ГЕЕР

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 13, средняя оценка: 3,31 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Леонид Геер

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

12 thoughts on “Быть или не быть смешанным бракам?

  1. «Наиболее близкими мне людьми всегда оказывались те, для кого еврейство имело значение».

    Хорошо зарычал, Лев (Леон)! Как партнер в браке может быть безразличен или враждебен к тому, что для меня очень важно? Связать судьбу с таким человеком значит предать себя, свои ценности.

  2. И вообще — хватит растит племенных бычков и кричать, что надо больше и больше кувать евреев. Кто сказал, что евреев должно быть много? Даешь качетво за счет коллическтва, как сказано в Торе (Дварим 7гл 7-8) » Не по многочисленности вашей из всех народов возжелал вас Г-сподь и избрал вас, ибо вы малочисленнее всех народов, Но из любви Г-спода к вам и ради соблюдения Им клятвы, которою клялся Он отцам вашим, вывел Г-сподь вас рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки Паро, царя Египетского.»

  3. Дорогой Леон, Иван Карамазов уже ответил на Ваш вопрос: ЕСЛИ БОГА НЕТ, ТО ВСЕ МОЖНО.

    1. Ну Бог он бывает разный.

      Не считаю, что нужно приписывать Богу желания людей. Исторически сложилось. что народам, особенно нашему, свойственно держаться своих. Что об этом думает Бог мне неизвестно.

  4. Слишком многое разъединяет людей. Поэтому нужно дорожить тем, что объединяет. Я рад, что супруги моих детей — евреи. В то же время, призывать к бракам только по национальному признаку, полагаю, не разумным.

    1. призывать к бракам только по национальному признаку, полагаю, не разумным — a kak naschet brita ?

  5. Evrei s sinom neevreem (has beshalom) — tragedia, mi takoe vidali v evreiskih obssinah — ne dai B-g!

  6. Основой деятельности юриста — являются законы страны; Фундаментом для рабби должны служить иудейские законы или для него религиозные законы не писаны?

    5. Mose 7, 3-4 — запрет смешанного брака, также Esra (9, 1-2; 10, 10-11), Nehemia (10, 31; 13, 23-25) и позднее в Талмуде.

    «Брак еврея с неевреем не имеет согласно иудейскому рел. закону никакой законной силы и в религиозном отношении считается, как несостоявшийся, даже тогда, когда этот брак освящен сотней раббинов (и стопервого Крелина) — так писал рабби Chajim Halevy Donin.

  7. Более того, даже галахическая еврейка, у которой папа гой, запрещена
    для коэна.

  8. ====Кто сказал, что евреев должно быть много?===

    Г-н Крелин, Вы, конечно, шутите? Я не верю, что Вы не знаете Кто сказал что евреев должно быть много. Ну попробуйте с трёх раз угадать, Кто сказал: «И размножу вас как звёзды небесные и как песок на берегу моря» (Книга Бытия 22:17). Догадались, нет? 😉
    Так много должно быть евреев или немного? 😉

    1. «И размножу вас как звёзды» … а может это не приказ, а обещание? Вобще без линз глаз человека видит всего ок 5000 звезд – как раз почти число, что вышло из Вавилона. С другой стороны, если прикинуть количество звезд в нашей галактике и количество евреев живших за последние 4000 лет – как раз получится почти 150 миллиардов и еще останется. Не будем же считать не-кошерные звезды типа белых карликов или гигантов «голубых»? Явно не наши звезды. Даже я бы побрезговал быть там генеральным секретарем. Вот будет хохмочка, если придет Мошиах и всех оживит? Жаль Израиль у нас маленький – развернуться будет негде, зато 150 миллиардов ермолками всех закидают!

  9. ===«И размножу вас как звёзды» … а может это не приказ, а обещание? ===

    А кто говорил, что это приказ? Приказ был «Пру-у-рву» — «Плодитесь и размножайтесь».

Comments are closed.