КАК ЭТО БЫЛО

В 1972 году, когда рав Ицхак Зильбер приехал в Израиль, в Иерусалиме практически не было ни одного бааль тшува из России. Постепенно единицами стали появляться баалей тшува, и к началу массовой алии появились десятки «русских» бней Тора и преподавателей Торы, многие из которых впоследствии стали видными деятелями русскоязычного еврейства.

Однако период до начала массовой алии можно назвать «периодом одиночек».

В конце 80-х, как результат массовой алии, сотни молодых русскоязычных евреев начали обучение в иешивах, и к 2000 году возникла уникальная ситуация, когда в Эрец Исраэль появились несколько сотен «русских» бней Тора – прошедших обучение 7-10 лет в лучших американских, европейских, израильских иешивах. Естественно, что многие из них являлись либо учениками, либо учениками учеников лидера движения за возвращение к тшуве русскоязычных евреев рава Ицхака Зильбера.

Много русскоязычных организаций внесли неоценимый вклад в воспитание и приобщение к Торе «русского» еврейства. Прежде всего, это иешива «Швут Ами», под руководством рава Элиезера Кугеля, московская иешива «Торат Хаим», «русские» отделения иешивы «Ор Самеах», «Махон Лев», «русские» группы в «Атерет Исроэль» и «Ха-Ран», «Шавей Гола», иешива «Двар Иерушалаим», женские программы «Бейт Ульпана» и «Неве Иерушалаим». Нужно отметить важную деятельность центров «Маханаим», «Ор-Авнер», «Шамир», «Шаарей Цион», «Эш аТора», школ «Шуву». Трудно перечислить все существующие программы и проекты, и еще более трудно перечислить всех, кто принимал в них активное участие.

Как результат их работы к концу 90-х появилась возможность использовать для просветительской деятельности сотни и сотни молодых аврехим и лекторов.

Период с конца 80-х до конца 90-х годов можно назвать «периодом сотен».

В этой ситуации и появилась общественная инициатива «Толдот Йешурун».

Организация была создана Авромом Коэном под духовным руководством рава Ицхака Зильбера. Руководителем колеля стал рав Бенцион Зильбер, а Йуда-Лейб Аврех возглавил административную и финансовую работу.

Первоначально это был хеврутный колель в иерусалимском районе Санедрия Мурахевит, в синагоге «Эзрат Тора», куда пришли первые 5 пар учеников. Через несколько месяцев в колеле учились уже 50 еженедельных хаврут, то есть пар между учениками иешив и «русскими» евреями.

Количество учеников колеля стремительно росло, и посыпались просьбы об открытии учебных программ в других местах. Через короткое время под руководством рава Нохума Офмана появилась вечерняя программа в городе Бейтар Илит. В этом городе по вечерам русскоязычные аврехим начали учиться со своими товарищами, работающими в первой половине дня.

В Неве Якове и Бейт Шемеше под руководством активистов «Толдот Йешурун» Исроеля Манна и Иосифа Щупака «отпочковались» еще два новых колеля.

Так пошла «цепная реакция».

Сегодня колели «Толдот Йешурун» работают в Тель-Авиве, Хайфе, Ашдоде, Натании, Офакиме, Нетивоте, Модиине и других местах массового проживания репатриантов из бывшего СССР.

Параллельно с программами для мужчин возникла сеть уроков для женщин под руководством дочери рава Ицхака Зильбера, рабанит Хавы Куперман.

Таким образом, вечерняя учебная программа в Санедрии стала «теплицей» для выращивания лидеров русскоязычной общины Израиля, так как многие из руководителей региональных программ «прошли практику» в Санедрии, где уроки вели сам рав Ицхак Зильбер и рав Бенцион Зильбер.

Условно этот период можно назвать периодом формирования единой, общеизраильской учебной сети на русском языке – ведь в рамках «Толдот Йешурун» сегодня работает свыше 350 русскоязычных преподавателей Торы и лекторов!

Подводя итоги четырех лет работы «Толдот Йешурун» можно сказать, что три главных принципа, на которые мы опираемся в своей работе, во многом повлияли на успех деятельности:

Первый: личный контакт. Все строится на основном принципе передачи Торы, использованном нашими предками из поколения в поколение, – хевруты, т. е. учебные пары.

Второй: руководителями всех программ стали выходцы из бывшего СССР. Для них понятны и близки люди, с которыми они занимаются, их нужды и чаяния.

Третий: руководители наших программ не являются наемными работниками. Они сами собирают средства и самостоятельно управляют бюджетом, получая от «Толдот Йешурун» в основном методическую и организационную помощь, а так же финансовую помощь на первом этапе, или небольшую ежемесячную процентную поддержку, как правило, до 50%.

Теперь мы можем говорить о возникновении условий для четвертого этапа развития «русского» религиозного сообщества. Это окончательное формирование русскоязычной общины Израиля. В настоящее время возникают не только новые учебные программы, но и миньяны, гмахи, общины. Готовится к строительству несколько синагог, появляются новые печатные издания на русском языке, открываются детские сады и т. д.

«Цепная реакция» продолжается.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора