ВСЕГДА С ТОБОЙ!

БЕССТРАШНЫЙ ХИРУРГ

«Мазл Тов!» – поздравил реб Гейче моего друга Женю с обрезанием. Маленькая московская квартирка отважной пожилой женщины наполнялась людьми каждое воскресенье. Каким-то чудом находились три-четыре молодых человека (а иногда и не очень молодых. Например, одному ветерану войны было за семьдесят), которые решались, несмотря ни на что, войти в союз нашего праотца Авраама и совершить обрезание. Впрочем, одного горячего желания выразить свою принадлежность к еврейскому народу было недостаточно. Требовалось еще найти бесстрашного хирурга, который

согласился бы сделать операцию не в больнице, а нелегально, в домашних условиях, рискуя не только потерять работу, но и свободу. На протяжении многих лет таким человеком был еврей старой закалки, уролог Яков Цацкис. Семья Цацкисов продолжала соблюдать заповеди Торы и была дружна с большим праведником равом Ицхаком Зильбером еще с Казани.

Однако после отъезда доктора Цацкиса в Израиль в Москве больше некому было делать обрезание. В то время один из родственников еврейского активиста Зеева Мешкова оказался в Бакулевской клинике грудной хирургии под наблюдением известного кардиолога Дмитрия Борисовича Лифляндского. «В то время как доктор занимался сердцем близкого мне человека, я занялся еврейским сердцем доктора», – рассказал мне Зеев. При этом следует отметить, что оба специалиста преуспели в своем деле. «Чем могу я помочь еврейскому народу?» – в конце концов спросил доктор Зеева, который тут же поделился с ним, рассказав, что в Москве некому делать евреям обрезание. К великой чести доктора Лифляндского, он стал тем бесстрашным хирургом, который сделал обрезание целому поколению московских евреев. Став свидетелем беспрецедентного явления возвращения ассимилированных московских евреев к своему народу, доктор Лифляндский начал свой путь духовного поиска.

Он присоединялся к праздничной трапезе после обрезания, вместе со всеми произносил молитву после еды и вставал на дневную молитву – Минху. Этот мужественный человек не только делал операции, но и вдохновлял людей на этот шаг.

БЕЗ ШУТОК

Каждому из нас было по-своему трудно решиться на это, преодолеть страх. Однако был и еще один фактор. Тот, кто решался на это, обычно заканчивал стадию «игры в иудаизм», которую начинали некоторые лишь в знак протеста против тоталитарной системы или для ознакомления с религиями народов мира. Обрезание означало, что человек действительно осознал себя евреем и полон решимости жить жизнью еврея, несмотря ни на что, преодолевая, если понадобится, страх и боль.

ПОКОНЧИТЬ С ПРОШЛЫМ

Тот факт, что однажды Женя (мой друг по московскому институту связи) объявил мне, что хочет сделать обрезание, никак, кроме как чудом, я не мог посчитать. Хотя тогда, в 1979 году, было сложно оценить всю важность принимаемого им решения. Женя вырос в совершенно ассимилированной еврейской семье. Родители решили покончить со всем еврейским: взяли русскую фамилию, записали Женю русским.

Это была не простo форма выживания в условиях государственного антисемитизма, нет, они решили воспитать его русским. Однако приемные комиссии институтов стояли на страже расовой политики партии интернационалистов-антисемитов и не пропускали даже таких ребят. Институт связи был одним из немногих исключений, где Женя впервые в жизни познакомился с евреями, которые пели еврейские песни, ходили в синагогу и подумывали о выезде в Израиль. На Женю это очень подействовало, однако, кроме родителей, возникло еще одно

обстоятельство. Русская подруга Жени отнюдь не разделяла его увлечения иудаизмом. В определенный момент Женя стал перед выбором: еврейство или она. Нет надобности объяснять, как трудно было Жене принять решение. Многие скептики утверждали, что он не устоит перед соблазном.

Но произошло невероятное: Женя решил сделать обрезание и порвать с ней! Словно обладая даром ясновидения, реб Гейче поздравил Женю и благословил его, чтобы все осталось в прошлом, и чтобы он удостоился найти хорошую еврейскую жену. Благословение великого праведника исполнилось: преодолев все препятствия, заключение и психушку, Женя вырвался из тюрьмы народов и создал прекрасную еврейскую семью. Если бы вы только увидели его замечательную жену и учащихся в иешиве детей, то наверняка смогли бы оценить всю судьбоносность решения Жени… В действительности же решение это

повлияло не только на его жизнь, но и на судьбу его детей и потомков на все времена.

ТАК ЖЕ, КАК…

И все же традиционное благословление, которое произносят все собравшиеся, обращаясь к отцу в день обрезания на восьмой день после рождения сына, звучит так: «Так же, как вошел в союз, пусть так же войдет в Тору, хупу – еврейскую семью и добрые дела!»

В чем смысл слов «так же, как вошел в союз»?

Что особенного во вхождении в союз, в связи с чем следует желать, чтобы вся будущая жизнь ребенка уподобилась этому?

Ответ кроется в самом слове «союз». Для заключения союза требуются две стороны. Это объясняет, почему Авраам, который постиг духовную суть Торы благодаря пророческому дару и выполнял все заповеди, тем не менее почему-то ждал указания исполнить заповедь обрезания и войти в союз со Всевышним.

ТРОН ПРОРОКА

Теперь мы понимаем, почему в месте, в котором производится обрезание, обязательно устанавливается кисэ шел Элияху – трон пророка Ильи. Нам становится также ясным смысл благословления: «Так же, как вошел в союз…»

Точно так же, как присутствие Всевышнего очевидно в момент заключения союза – обрезания, так же желаем мы ребенку, чтобы Всевышний всегда был с ним, хранил и благословлял его всю жизнь, когда он будет изучать Тору, строить семью, творить добрые дела.

Символом присутствия Всевышнего на обрезании и является трон пророка Ильи.

Следует напомнить, что в конце пасхального седера наполняют пятый бокал, кос шель Элияху, бокал пророка Ильи. По преданию, пророк посещает каждую еврейскую семью, собравшуюся вокруг праздничного стола отмечать Песах – праздник рождения нашего народа. Кто же он, этот удивительный персонаж еврейской традиции, который приходит на каждое обрезание, на каждое празднование Песах во всех поколениях? Мудрецы открывают нам тайну: пророк Илья – это Пинхас!

ЛЮБЯЩИЙ СЫН

Да, да, тот самый Пинхас, который остановил эпидемию страшной болезни, поразившей евреев в Синайской пустыне. Злой гений, ясновидящий Билам, убедился в том, что не только меч войны, но и слово проклятия не способны поразить евреев. Тогда он дал совет царю Балаку, как уничтожить евреев, чтобы не допустить их возвращения в Израиль. Для этого следует разрушить их еврейские семьи, утверждал Билам. Тогда в лагерь евреев вошли мидьянские женщины с идолами в руках. Нашлись мужчины, которые не выдержали испытания.

Для того, чтобы научить нас, говорят мудрецы Талмуда, убийца несет ответственность не только за пролитую кровь своей жертвы, но и за всех еще не рожденных ее потомков. «Убивающий одного человека как будто убивает весь мир, – говорит Талмуд. – Спасающий же одного человека как будто спасает весь мир!» И если убийца наказывается за все будущие поколения своей жертвы, то тем более спаситель награждается за все поколения потомков спасенных людей!

Сокрушение зла и убийство негодяя засчитывается Пинхасу как великая заслуга. Талмуд утверждает: за то, что Пинхас очистил свой народ и спас его от уничтожения, он будет всегда очищать свой народ.

Потому Пинхас станет пророком Ильей, который будет защищать еврейскую семью и спасать этим народ. Не случайно приходит пророк Илья на праздники еврейской семьи: обрезание и Песах.

Тот, кто дарит жизнь другим, продлевает и свою жизнь. Потому Пинхас приходит на помощь каждому, кто хочет сохранить еврейский народ, как бы говоря: «Ты не один, я всегда с тобой!»

Субботние свечи

Пятница, 22 июля 8:02

Исход Субботы, 23 июля 9:10

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

1 комментарий к “ВСЕГДА С ТОБОЙ!

Обсуждение закрыто.