Ходит песенка по кругу…

Нынешняя суббота — третий день Нового 5772 года по еврейскому летоисчислению. Она следует сразу за двухдневным праздником Рош Хашана и называется Шаббат Шува — суббота «возвращения», по первому слову «Авторы», дополнительного чтения из пророков: «Шува, Исраэль, ад ха-Шем Элокеха, ки хашалта ба-авонеха»: «Вернись, Израиль, к Б-гу, Г-споду твоему, ибо споткнулся ты о свою вину…»
Шаббат Шува не только задает тон всем будущим субботам наступившего года. Он является также стержнем Десяти дней раскаяния между Рош Хашана и Йом Кипур. От того, как мы проведем его, во многом зависит окончательный приговор, который будет вынесен каждому из нас в последний день этого периода.
Впрочем, не совсем так. В Йом Кипур приговор скрепляется печатью. Отсюда и традиционное пожелание: «Гмар хатима това» — «Хорошей вам скрепляющей печати». А выносится приговор во время Небесного суда, который проходит в Рош Хашана. По-русски Йом Кипур называют Судным днем, что не совсем точно: правильный перевод Йом Кипур — День искупления. Судным днем, точнее двумя Судными днями, следовало бы назвать Рош Хашана.

Почти весь раздел «Аазину» написан в виде песни. Песня интересна тем, что она всегда возвращается к одному и тому же месту — припеву, рефрену. Как сказано в популярном шлягере Аркадия Островского
60-х годов: «Адресованная другу, ходит песенка по кругу…» У круга нет начала и конца; он начинается там же, где и заканчивается. Его начало и конец совпадают.
Песня символизирует завершенность, гармоничную целостность. Когда завершились шесть дней Творения, Адам торжественно произнес «Мизмор шир ле-йом а-шаббат», «Песнь дню субботнему», которой мы встречаем сегодня каждую субботу.
После успешного перехода через Красное море при побеге из Египта евреи возблагодарили Б-га «Песней моря», «Шират а-ям». Царь Шломо, закончив строительство Храма, сочинил «Шир а-ширим», «Песнь песней».
Короче, «шир» — песня — знаменует собой завершение какого-то важного дела; она воспевает еще один кирпичик в грандиозном здании Б-жественного замысла.
Песнь «Аазину» прекрасна не только своей неподражаемой поэтикой («Польется, как дождь, учение Мое, будет струиться, как роса, речь Моя, как мелкий дождь на зеленый покров и как капли на траву…»), не только своей сложной мистикой и пророческим размахом. Будучи предпоследним в Торе, раздел, содержащий эту песнь, достойно венчает ее.
На более глубоком уровне вся Тора — это песнь. В предыдущем разделе «Ваелех» Б-г сказал Моше и его преемнику Иегошуа: «А теперь напишите себе песнь эту и научите ей сынов Израиля, вложите ее в уста их» (31:19). Здесь имеется в виду не только песнь «Аазину», но и вся Тора. Ибо мир достигнет полного совершенства и завершенности только на основе Торы. И тогда Б-г, оглядев свое творение, удовлетворенно скажет: «Вот теперь все на месте. Таким я и задумал этот мир. Пользуйтесь, люди».

Подлость — от глупости
«Народ подлый и неумный» (32:6).
Комментируя эти горькие слова, обращенные к евреям в сегодняшнем разделе, Хафец-Хаим (рабби Исраэль Меир Акоэн из Радина, 1839–1933 гг.) задает вопрос: «Если вы назвали Реувена подлым человеком, надо ли добавлять, что он к тому же и неумный?» Ведь подлость гораздо хуже отсутствия ума. Не лучше ли было ограничиться одним первым эпитетом?
Ответ можно найти в комментарии мудрецов к пророчествам Иермиягу. Говорит Творец: «Если бы они (евреи) только покинули Меня, но соблюдали Мою Тору! В таком случае Тора вернула бы их ко Мне». Иначе говоря, изучение Торы и еврейский образ жизни восстановили бы веру в Творца. Получается, что, живя без Торы, грешник удаляется и от Б-га.
Возвращаясь к нашему стиху, можно сделать аналогичный вывод: если бы евреи были мудры и учены, они привили бы себе качество благодарности к Творцу и не вели себя «подло». Единственная причина их «подлости» — в их же неразумности, необразованности, потому что они не хотят учить Тору. Короче, подлость — это следствие недостатка ума, и оба определения здесь вполне уместны.

Вам же будет хуже…
«Когда Б-г давал уделы народам, разделяя людей, установил Он границы народов по числу сынов Израиля» (32:8).
Раши объясняет, что после Всемирного потопа люди жили вместе, одним обществом. Они хотели построить Вавилонскую башню, но Б-г рассеял их и разделил на семьдесят народов, говоривших на семидесяти разных языках, по числу людей в семье праотца еврейского народа Яакова, ушедших в Египет.
Хафец-Хаим дает иное толкование. В этой фразе Тора обещает народам мира, что границы их стран будут расширяться в соответствии с числом живущих в них евреев. Правителям этих стран следовало бы взять пример с египетского фараона, который пригласил семью Яакова быть почетными гостями в его государстве (египтяне не прогадали: они были щедро вознаграждены могуществом и процветанием). В конце концов, продолжает Хафец-Хаим, какому народу не хочется иметь протяженные и надежные границы? Ведь ради этой цели ведутся многие войны.
Однако в действительности все происходит наоборот. Народы мира не только не приветствуют евреев, которые селятся в их странах, не только не стремятся создать им нормальные условия для жизни и деятельности, но и преследуют, убивают, изгоняют их. В результате эти страны страдают экономически, слабеют в военном отношении, теряют свои земли, а некоторые совершенно распадаются. Короче, ненавистники евреев рубят сук, на котором сидят.
Эту мысль можно продолжить. Мудрецы Талмуда говорили, что Иерусалимский храм — это канал, по которому на землю спускаются небесные блага. От связи с Б-гом, проходящей через Святилище, выигрывают не только евреи, но все человечество.
Если бы народы мира осознали этот факт, они бы, по словам мудрецов, установили плотную охрану вокруг Храма — чтобы защитить сей уникальный источник своего процветания от посягательств безумцев. Но они сами ведут себя как безумцы: устраивают завоевательные походы, разрушают Храм и Святую землю и еще гордятся своим «достижением», а потом не могут взять в толк, почему несчастья сыплются на них, как из рога изобилия.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора

1 thought on “Ходит песенка по кругу…

  1. Первая заповедь гласит: «Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Чем больше человек вникает в суть этой заповеди, тем яснее понимает, что ее в качестве первой заповеди, определяющей нравственность, не мог в те далекие годы написать человек, не имевший доступ к Сознанию Вселенной. Это посильно только великому Пророку, которым был Моше.
    Она, по-моему, означает, что Единая Сила не только создала мир и управляет им, но и указала единственно возможный путь развития цивилизации на планете, который она будет поддерживать. Это путь свободного человека. Раб не способен создать общество, которое обеспечит достойную жизнь людей и их непрерывное духовное развитие, чтобы сделать человека «образом и подобием Божьим».
    Поэтому в основу проекта нового мира положена НРАВСТВЕННОСТЬ, минимально определяемая десятью заповедями. Стоит ли удивляться, что в наши дни наука убедилась в наличии глобальной синхронизации процессов во Вселенной, свидетельствующей, что Единая Сила продолжает управлять миром. Существенно и то, что наука представила доказательства, что нравственность – духовный закон Вселенной, который реализуется через…ВОДУ, весьма чувствительную к проявлению безнравственности. А ведь она составляет более 60% массы тела взрослого человека, а мозг почти на 90% состоит из воды. Значит, развитие мышления непосредственно связано с нравственной позицией человека.
    Человечество убедилось, что рабовладельческий строй является одной из низших форм общественного развития, однако, в свое время не осознало, что НЕВИДИМОЕ управляет ВИДИМЫМ. Рабов освободили от видимых пут. но люди добровольно одели на себя путы невидимые, из которых еще не выбрались. К сожалению, сегодняшние религиозные авторитеты не обратили внимания на успехи науки, к которым прислушивается сегодня огромная масса людей. В свете этих успехов науки атеизм превращается в одну из форм невежества, с которым без особых успехов борется государство. И не удивительно: ведь нормальное развитие мышления возможно только на основе нравственности

    Убежден, что сегодня следует больше внимания уделять проблемам, стоящим перед человечеством, привлекая для этого и новые данные науки.

Comments are closed.