Одна молодежная программа в США, или наши разные еврейские проблемы

Для меня совсем необычно писать статью от первого лица. Это больше попахивает жж или блогом. И всё же, поразмыслив о своём опыте в BCI, поняла, что писать это в виде рекламы летней программы от организаторов Американского еврейского университета (AJU) мне не хочется, прочитать 70-летнию историю этого лагеря вы сможете и на официальном сайте, а восторженные отзывы участников всегда можно найти на фейсбуке. Не рассказывать же, в самом деле, просто о каждом проведенном там дне? И как по природе человек критично мыслящий, мне и сказать захотелось совершенно о другом: об ощущениях, о разнице, о невероятном отличии в мировоззрении евреев из разных точек Земного шара. А это, увы, очень субъективно.

К слову сказать, когда я спрашивала своих друзей, порекомендовавших мне поехать на эту программу, что же там всё-таки будет? Ни один не смог толком ничего сказать. «Ну, ты увидишь!», «Это сложно объяснить» — самые популярные ответы ребят из Украины, побывавших в летнем лагере BCI в прошлом и позапрошлом годах. Самое удивительное, что участники из СНГ, которые были со мной в этом году, по их словам, тоже не получили внятных ответов на подобные вопросы. Это интриговало и пугало, но лагерь превзошел все мои самые невероятные ожидания.

Во-первых, это был первый в моей жизни американский лагерь, я подчеркиваю «американский», потому что участников из различных штатов США было практически 60%, я уже не говорю об организаторах и вожатых (если можно так выразить понятие staff). Сама программа довольно жесткая, начиналась рано утром: в 7-30 первое мероприятие до завтрака, и заканчивалась довольно поздно вечером с обязательным посещением всех мероприятий, которые отличались своей эмоциональной яркостью и насыщенностью. А чем мы собственно всё это время занимались? Мы искали и «постигали в трёх направлениях одновременно — Б-га, общину, себя». Как? Через творчество и медитации.

В прочем, я люблю творчество, по натуре довольно открытый человек, как к новым знакомствам, так и новым идеям и мнениям, причем с очень толерантными взглядами, чем может похвастаться не каждый, буквально проживший более 5 лет в еврейской, пусть даже «кипа сруга» (вязанные кипы, modern orthodox), но всё-таки религиозной общине (я уже молчу об участии в программе «Stars» и активного посещения различной «степени религиозности» семинаров). Но заявленный консервативный иудаизм, который по нашему представлению даже больше походил на то, что называют реформизмом, удивил меня по-настоящему. Я не говорю о девушках в кипах и тфилинах, это в общем-то личное дело каждого, но вот, так называемая, «обрядная составляющая» в ходе служб и общее направление мышления меня действительно шокировали. Девушка объясняла свою кипу ни желанием приблизиться к Б-гу или ещё чем-нибудь в этом роде, а фразой: «ведь мужчины носят, а мы что ли не можем носить?». Вопрос «зачем?» тут был явно неуместен. А мужчины, кстати, старались наоборот избежать и кип и тфилинов… И всё было настолько не похоже, не похоже на классическую молитву в Шаббат, привычные застольные песни «Од Авину хай», и даже преподнесение тем Кашрута и еврейских традиций траура по усопшим несказанно удивляли. Я не буду давать оценку, но ведь большинство из участников лагеря и понятия-то не имел о «классике», а слово «ортодокс», пусть даже и «моден» пугало и моментально всплывали картинки черно-белого кино особо религиозной части Нью-Йорка и Иерусалима. И иудаизм им преподносился только в такой, на мой взгляд, довольно интересной форме. Поскольку я говорю завуалировано, то приведу пару примеров того, что происходило у нас.

Во-первых, первый раз я была в лагере, где меня заставляли говорить молитву (и это после очень религиозных программ!). А именно это были хоровые произнесения благословения на хлеб и одной фразы из Брекат Амазон (благословения после еды) до и после каждой (!) трапезы. Такое толерантно добровольно-принудительное мероприятие, честно говоря, доставляет мало удовольствия. И не говорить вроде как и нельзя – «отделяешь себя от общины» (цитата одного вожатого). В прочем, традиция штука неплохая, не весь же брекат читать? А тут все сидят вместе, вместе начинают и вместе заканчивают. Но странно было другое. Ведь начиналось всё с того, что весь лагерь собирается перед столовой, и два человека держат плетеную корзину с мелко порезанным кубиками хлебом, и все хором произносят заветные слова (благословение на хлеб), а потом, каждый берет и кушает ломтик хлеба, заходя внутрь. Всё бы ничего, и даже мои больные ассоциации с христианским причастием можно списать на обилие голливудских фильмов на наших экранах, да вот только ни о каком омовении рук, как это вроде как принято, тут нет и речи. Тем более, что умывальники находятся внутри столовой, куда путь до благословения вроде как и закрыт… Я призадумалась и по возвращению решила узнать у своих раввинов, можно ли так делать? В ответ получила следующее: «Если кто-то просто так не омывает руки, то благословение становится само по себе нарушением закона, как благословение, произносимое на некошерную пищу. С человеком, который пренебрегает омовением рук не общаются (Шулхан Арух Орах хаим 158:9)». А ещё написано: «Хлеб едят без омовения рук только в том случае, если человек умирает от голода и нет воды» (Шулхан Арух Орах хаим 158:1). Не думаю, что организаторы хотели сделать что-либо запрещенное, но полноценная процедура соблюдалась только шесть раз за лагерь: в ходе двух трапез на трёх Шаббатах.

Следующий пункт, который отличал эту программу от большинства более-менее религиозных программ в СНГ, — это индивидуализм, даже в построении общины. Причём не стоит путать понятия «община» и «семья». И если об общине речь заходила, а точнее призывы эту самую общину строить, то вот вопроса еврейской семьи даже не стояло. Я не говорю о шидухах, дилеммах смешанных браков или ещё ряда стандартных «заезженных» тем, которых, может и к лучшему, что не упоминались. Я говорю о семейных ценностях и идеалах семьи, к которому стоило бы стремиться. О чём были наши бейт-мидраши? О средствах контрацепции и выборе полового партнера! Я не буду сейчас приводить мнения раввинов по поводу использования тех презервативов, которые нас учили надевать на одном из занятий в лагере, но как же СЕМЬЯ? Как же взаимопонимание, уважение и работа над отношениями днём, а не только ночью. Быть может я слишком старомодна? Но ведь отношения мужчина-мужчина, женщина-женщина пусть даже и допустимы, заслуживают понимания и принятия, но ведь не должны быть главными образцовыми примерами? Акценты всё-таки решают многое. И, кстати, когда получение удовольствия стало высшим благом и ценностью в жизни человека? Мы в нашем «третьем мире» что-то явно упустили…

И последний аспект, который хотелось бы затронуть, — соседство. Однажды на занятии нам сказали, что проблемы в том, чтоб молиться бок о бок с христианами, никакой нет. Ведь молимся одному Б-гу! Интересный факт, что на СНГ большинство ортодоксальных раввинов с этой точкой зрения в жизни не согласится. Они готовы признать такую возможность с мусульманами, но с христианами никогда, причём аргументом будет «троица», о которой до сих пор идет дискуссия, а в церковь путь евреям якобы навсегда закрыт. Тем не менее, как мне показалось, в США христианство и иудаизм вполне неплохо уживаются, не чувствуя такой конкуренции что ли. Не проблема спеть знаменитую христианскую песню «Алелуя» Леонардо Коена, ведь автор-то еврей! Не скажу, хорошо это или плохо. Мир, дружба, жвачка — это, наверно, главное, а значит и такое благоприятное видение соседства, которое, с одной стороны, безусловно, влияет на традиционный и нетрадиционный иудаизм, но, тем не менее, позволяет людям различных вероисповеданий безо всяких проблем сосуществовать в мире. И хотя есть мнения, что евреи реформаторы в Германии 19 – нач. 20 веков пытались таким путем ассимилироваться, не говоря уже о порой связывания этой темы с настигшим Холокостом, вопрос этот спорный и до сих пор открыт. Попытка ли это смешаться с толпой или естественный процесс глобализации? Нельзя сказать, что на культуру евреев – выходцев из мусульманских стран — не влиял ислам. На одном бейт-мидраше в BCI мы услышали подборку мелодий «Леха Доди» (гимн Субботе, который традиционно поют на вечерней молитве в Шаббат), написанных и исполняемых в разные века и в разных странах. И что я вам скажу, влияние соседей всегда было есть и будет.

Жизнь не стоит на месте, беспрерывно развивается человечество. Развивается и религия, чтобы отвечать нашим потребностям и идти в ногу со временем. И где та грань, когда уже не религия диктует нам мораль, а сменившаяся мораль начинает диктовать нам новые законы религии? Не могу сказать, что ортодоксальный иудаизм сегодня отвечает современному обществу. Вот только как его необходимо менять, а что стоит сохранить остается вопросом.

Для меня BCI стал бесценным положительным опытом, который заставил задуматься о многом. Проблемы актуальные и обсуждаемые на программах в СНГ и здесь во многом сильно различались. Единственное, что объединяет все еврейские программы во всем мире – это их цель явная или неявная, высказанная вслух или пробежавшая между строк. И имя ей – борьба с ассимиляцией всеми возможными и невозможными способами.

Никаких оценок консервативному или реформистскому иудаизму давать не буду, не достаточно много об этом знаю. Верю в ваши отзывы и комментарии. Или в их отсутствие, ведь, возможно, изнутри всё выглядит совсем не так. В конце концов, я провела всего месяц в одном закрытом консервативно-реформистском лагере в Калифорнии, а не пол жизни в разных общинах США.

Шаббат BCI 2011
Шаббат BCI 2011

P.S. И «в стиле блога» немного справочной информации. Больше узнать, что же такое AJU можно узнать здесь: http://ajula.edu/, BCI — http://bci.ajula.edu/, ведь не им, как оказалось, был посвящён мой длинный опус. , , , ,

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Михаль Гинзбург

Все публикации этого автора

12 thoughts on “Одна молодежная программа в США, или наши разные еврейские проблемы

  1. Поздравляю наш еженедельник с появлением еще одного яркого интересного молодого автора. А Михалюш Гинзбург – с отличным дебютом!

    Цитирую молодого автора: – заявленный консервативный иудаизм, который по нашему представлению даже больше походил на то, что называют реформизмом, удивил меня по-настоящему.

    В чем консервативное и реформаторское движения полезны и интересны? В чем они ошибочны и вредны? Приглашаем читателя к дискуссии.

    1. Аврум Тарантул:

      На мой взгляд, человека, соблюдающего лишь самые основные мицвот, есть необходимость в реформации иудаизма. Но где и как?
      Ортодоксальный иудаизм, на мой взгляд, должен доминировать в галуте как испытанное веками средство от ассимиляции. Реформизм же в тех условиях ей способствует. Ведь жители стран галута для того, чтобы быть полноправными их гражданами, должны вливаться полностью или, хотя бы, ментально, в титульные нации, пусть этнического, пусть исторического происхождения. И единственным вариантом сохранения еврейства для них является серьезное знакомство с иудаизмом и выполнение максимума его традиций.
      Вместе с тем, сдается мне, тысячелетние наслоения галутных процессов на иудаизме, кое-где уводят его от Торы (полученной Моше от Господа). Таким явлениями стал антисионизм ряда ультроортоксальных общин (да и не только их!), распространение мицвы «А в субботу не работай» на остальные 6 дней недели и т.д.
      «Вязанные кипы» (религиозные сионисты), о которых с легким пренебрежением пишет автор, играют в Израиле важную политическую роль. Они авангард выполнения одной из главных Заповедей — заселения Земли Израиля. К тому же они — ортодоксы, выполняющие все 613 мицвот.
      Но Израиль, кроме того, и страна репатриантов, в которой доля приехавших и мало знакомых с еврейской традицией велика. И потому, считаю я, создание модели иудаизма, отвечающей все главным требованиям Моисеевой Торы, приспособленной к современным условиям жизни, для Израиля необходимо, дабы новые граждане Страны и члены их семей как можно быстрее и эффективнее «возвратились к ответу», вернулись в лоно Израиля.
      Израиль отличается от галута тем, что у нас, по статусу, «национальное» означает «еврейское» и этнический национализм способствует укрепению духовно-религиозного. И наоборот. Потому, главное у нас — не искать пути обособления от гоим, которые у нас в меньшинстве, и сохранения от них, чем занимались ортодоксия и ультраортодоксия на протяжении двух тысячелетий, а способствовать реализации еврейских традиций на пользу Государству (чего нет и не может быть в галуте) и народу, титульному в Еврейской Стране.
      Потому считаю фактический запрет на реформированный иудаизм (пусть, не в американском, а в каком-то нашем исполнении) в Израиле, мерой неадекватной и антисионистской.

      1. Спасибо за столь развернутый комментарий 🙂
        ««Вязанные кипы» (религиозные сионисты), о которых с легким пренебрежением пишет автор, играют в Израиле важную политическую роль. Они авангард выполнения одной из главных Заповедей – заселения Земли Израиля. К тому же они – ортодоксы, выполняющие все 613 мицвот.» — простите, вот этого я не поняла. Где вы увидели пренебрежение? На мой взгляд, вязанные кипы — это наиболее адекватное и подходящее религиозное течение, выход для большого числа мыслящей еврейской молодежи, которая хочет соблюдать, но не хочет уходить от настоящей жизни в религию с головой. Такое себе «приятное с полезным» 🙂 Вот только, кажется мне, что за пределами Израиля представителей такого течения или таких общин практически нет. И проблема эта, как это ни парадоксально, как раз в сионизме. Каламбур. А люди, которым не близок ХАБАД просто навсегда уходят от Торы и исконных традиций из-за отсутствия подобной альтернативы…

        1. Аврум Тарантул:

          Пардон насчет «легкого пренебрежения», слихую весьма, но такова интонация вашего текста 🙂

          А ваше недоумение насчет отсутствия общин вязаных кип в галуте объясняется очень просто: цель религиозных сионистов — заселение Земли Обетованной? А где это делается, как не там? Люди, не желающие жить в Эрец Исраэль, но почему-то (случается такое!) считающие себя сионистами, на самом деле таковыми не являются, по определению. Особенно это касается менявших одну галутную страну проживания на другую, но никак не на Израиль.
          Потому религиозный сионизм гнездится исключительно в Израиле, он немыслим бе Эрец Исраэль.
          Вы, надеюсь, чувствуете разницу между 22 футболистами, бегающими по полю и 100 тысячами зрителей на трибунах? Все они любят футбол!

          А насчет полного выполнения ими всех 613 мицвот — вопрос не ко мне, а к столь любимому на этом сайте (мною тоже!) Пинхасу (Пете) Полонскому. Говорю с его слов.

          1. Меня удивляет, что в так называемом «галуте» не зародилось течений схожих во взглядах с религиозными сионистами. Я имею в виду в области религии, а не сионизма. Ведь намного комфортнее ходить в джинсах на работу, чем носить сюртук. Для меня это загадка 🙂

  2. Как я понимаю, исполнение мицвот может быть разным. Например, заповедь «Не вари козленка в молоке матери его» именно это и означает. Если я возьму молоко от другой козы, нарушения нет. И это вовсе не запрет есть мясное с молочным, особенно, если мясо птичье (не вари цыпленка в молоке матери его!). И, уж тем более, не на совместное хранение. Но существует перестраховка, накрученная тысячелетиями. Отсюда — разные наборы посуды для мясного и молочного, разные шкафы и раздельные холодильники. Хотя единственным евреем, знакомый мне и то, не лично, который технически мог бы сварить козленка в молоке матери его, был Ариэль Шарон, владелец большого скотоводческого хозяйства. Простому же человеку, не скотоводу, это практически в наше время недоступно.

    И так — с большинством мицвот.

  3. O кризисе модерн-ортодох в диаспоре и методах выхода из этого кризиса Пинхас рассказал в одной из своих бесед:

    Беседы с Пинхасом Полонским . Модерн–ортодокс в Америке и Израиле – как нам стать ближе друг к другу?

    1. Рахель написала: В Америке есть модерн-ортодоксы, последователи рава Соловейчика. О кризисе в этом течении иудаизма и путях его преодоления рассказывается в статье Беседы с Пинхасом Полонским. Модерн-ортодокс в Америке и Израиле – как нам стать ближе друг к другу? http://evreimir.com/68542/

  4. Одним из ярких представителей течения модерн-ортодокс в Америке явлется известный своей просветительской деятельностью рабби Марк Голуб,President & CEO at Russian Media Group, LLC & Shalom TV

  5. Авторитетное мнение. Цитата из интервью рабби Марка Голуба журналисту Генадию Кацову для Энциклопедии русской америки

    У меня всегда были две страсти: одна страсть – это СМИ. Я люблю радио, люблю телевидение. Вторая моя страсть – я люблю еврейские традиции.
    Я вырос в еврейском доме, моя семья была очень религиозная. Мне повезло, потому что, в отличие от большинства американских евреев, в моей семье были представители разных ветвей иудаизма. У нас были ортодоксальные, консервативные, реформистские, реконструкционные евреи в семье. Я вырос с пониманием того, что нет единого пути к тому, чтобы стать евреем. Я понял, что есть этот чудесный мир, называемый еврейской традицией. И я в неё влюбился.

  6. Появление молодого автора Михаль Гинзбург в Еврейском Мире не прошло незамеченым. Один из комментариев, пришедших мне лично : –

    «Этой девочке дано подметить и понять то, что далеко не каждый способен понять» .

    Уверена, что Михаль найдет своего читателя и в Еврейском Мире, и на Israel – 7, и в других профессиональных изданиях. Удачи тебе, Михаль Гинзбург !

Comments are closed.