КОМУ НУЖНЫ «МЕЛКИЕ» ПРАВИЛА?

Воспитывая детей, мы часто задаем себе вопрос: не слишком ли мы к ним строги, не слишком ли много требуем от них? А может, наоборот – слишком мало? Где та «золотая середина», которая определяет разумные и оптимальные рамки наших претензий к ребенку?..

Понятно, что в религиозной среде поведение и внешний вид наших детей регламентируется Галахой (еврейским практическим законом). В принципе, это и есть основной критерий родительских требований. И если они не следуют законодательным нормам, нам, взрослым, нетрудно объяснить им причину своего недовольства по тому или иному поводу. В конце концов, тут всегда можно сказать: «Если ты не знаешь, как поступать, возьми книгу и прочти…».

Однако мы довольно часто предъявляем претензии, обусловленные не Галахой, а обычаями, существующими в конкретной общине. Особенно если речь идет об одежде. Конечно же, если в вашем окружении одеваются определенным образом, ваши дети не должны выделяться. Но если вы видите, что ребенку трудно это принять, а вы уступать ему не собираетесь, возникает проблема, которую попытками «давить» на него уж точно не решишь.

Прежде всего, не надо кричать на него, снова и снова повторять одно и то же. Это не поможет.

Если родители или учитель постоянно ругают ребенка, чувство протеста в нем только возрастет. Когда подростку уже сказали «нет», а он продолжает поступать вопреки родительскому запрету, повторять это «нет» бессмысленно, а ругать – просто опасно. В конце концов он начнет думать, что взрослые не хотят его понимать, потому что заведомо считают его «плохим». Тогда, по его логике, нет никакого смысла стараться быть «хорошим». И это может означать, что он потенциально готов к тому, чтобы нарушить и галахические правила – вести себя и одеваться так, как ему нравится.

Что же все-таки делать в такой ситуации?

В первую очередь, родителям и учителям, сталкивающимся с проблемами подобного рода, нужно попытаться встать на место «трудновоспитуемых» детей.

Признаемся себе, что, к сожалению, живем в обществе, где судят людей по внешнему виду. Вы, вероятно, замечали, что, заводя о ком-то разговор, ваш собеседник в большинстве случаев напомнит, как этот человек одевается. Подростки тоже это замечают и задают себе вопрос: «Если я не буду выглядеть, как все, стану ли я от этого хуже?»

Допустим, ваш сын хочет надеть не белую (как принято в вашем районе или в вашей общине), а голубую рубашку… Вы говорите ему «нет». И он считает, что вас беспокоит одно: что скажут соседи.

В подростковом возрасте и у мальчиков наступает период, когда они начинают чересчур заботиться о своей внешности. Так ли уж это страшно, если он «щегольнет» перед сверстниками? Подумайте и о другом: можете ли вы утверждать, что подростки в белых рубашках не способны на дурные поступки?..

Безусловно, традиционная одежда может скрывать весьма неприглядное поведение. В поговорке: «Тот, кто придерживается мелких правил, нарушает большие», — есть доля правды…

В следующий раз, когда ваш ребенок захочет сделать что-то, что не противоречит Галахе, скажите ему «да» и сохраните ваше «нет» для более принципиальных ситуаций. Если вы скажете «нет» по «пустяковому», по сути, поводу, ваш ребенок может стать плутом и лицемером.

Мой отец (благословенна память о праведнике) много раз предупреждал меня, когда я был молодым отцом: «У тебя есть право и обязанность говорить «нет» своим детям, но будь осторожен, не говори «нет» слишком часто».

Главная ваша задача сделать так, чтобы он посмотрел на проблему под другим углом зрения. Рассказать, как проблему одежды рассматривали наши Учителя, которые говорят, что евреи, сохраняя в Египте в эпоху рабства свои традиционные одежды, удостоились (с учетом других заслуг) освобождения.

Доведите до сведения подростка, что во все времена, в периоды галутов (изгнания) и при всех обстоятельствах одежда отличала евреев от аморального гедонистического общества. Это – своего рода символический язык, «разговаривая» на котором евреи демонстрируют свое мировоззрение, показывают, каких ценностей они придерживаются и какие – отвергают…

Доктор психиатрии, раввин Авраам Тверский, директор Центра Реабилитации «Гейтуэй», профессор медицинского факультета Питсбургского университета

«Джуиш обзервер»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора