Телесериал «Русские куклы» привлек к себе внимание всей Америки, более миллиона человек посмотрели первую серию этого шоу. Отзывы были самые разные, в том числе и буря негодования. Признаюсь, что лично я этот сериал не смотрел и смотреть не собираюсь. Однако я знаком с одним из его героев. В 1989 году я был директором еврейского лагеря в Бруклине, в котором было более 400 детей новых иммигрантов, не знавших иврита. Тогда ко мне подошел 12-летний мальчик и предложил помощь: «Я могу учить детей еврейскому алфавиту!» — «Откуда ты его знаешь?» — удивился я. — «Мой дядя раввин Ленинграда», — ответил Майкл Левитис, который согласился сегодня ответить на вопросы наших читателей.
– Как получилось, что вы и ваша семья стали участниками шоу «Русские куклы»?
– К нам пришли продюсеры и рассказали, что они хотят снять телесериал, подобный «Джерси-шоу», который показывали на MTV. Это шоу было посвящено жизни молодых американцев итальянской общины. Однако телеканалы отказали им, они хотели более разностороннее шоу, которое показывало бы жизнь людей разного возраста. Телеканал «Лайф Тайм» посоветовал продюсерам обратиться в известный ресторан «Распутин». Так они пришли ко мне и попросили меня позвать моих друзей и предложить им участвовать в этом шоу.
Я согласился и пригласил несколько друзей. Вскоре продюсеры предложили участвовать в шоу моей жене Марине — она хорошо говорит, обладает ярким характером и является подходящим человеком для этого шоу — но Марина сначала не соглашалась. На протяжении нескольких недель мы взвешивали все за и против.
– Какие же были соображения за, а какие против?
– Когда человек обретает известность, то он привлекает к себе внимание общественности и в какой-то степени теряет свою частную жизнь, оказываясь под микроскопом. С другой стороны, участие в таком шоу — это шанс, который выпадает раз в жизни. Если шоу преуспевает, то появляются новые идеи и возможности продвижения бизнеса.
– Как повлияло это шоу на вашу жизнь?
– Прошла только первая серия шоу, так что в нашей жизни пока ничего не изменилось. Кроме того, мы сейчас очень заняты тем, что даем интервью, отвечаем на вопросы, и не только в Америке. Например телеканал «Россия» связался с нами и предложил приехать в Москву, для того чтобы провести передачу. Мы отказались, потому что слишком заняты общением с американскими журналистами. Тогда нам предложили провести видеомост со студией канала «Россия».
– «Самый неудобный момент в первой серии «Русских кукол», — пишет «Нью-Йорк Пост», связан с тем, что Марина Левитис насмехается над своей свекровью Евой за участие в конкурсе талантов для бабушек». Ваша жена действительно насмехалась над вашей матерью или всё это только игра, в которой вы все разыгрываете какие-то подготовленные сцены?
– Мы не актеры и показываем жизнь такой, какая она есть. Но, естественно, что люди перед камерой ведут себя иначе. Я хочу подчеркнуть, что моя жена Марина и моя мать Ева любят и уважают друг друга. Марина иронизирует не над мамой, а над конкурсом, в котором, по ее мнению, моей маме не следует участвовать. Также важно помнить, что нас снимали в течение 8 месяцев, а показывать будут всего 12 серий по 25 минут. Не следует делать из этого далеко идущие выводы о нашей жизни.
Более того, в этом жанре шоу-бизнеса обязательно должна присутствовать драма, и если этой драмы нет, то шоу неинтересно смотреть. Во всех реалити-шоу есть элементы драмы.
– Многие критикуют шоу, потому что оно показывает мещанские замашки иммигрантов, как они развлекаются застольями и украшениями. В России утверждают, что это шоу не русское, а еврейское.
– Те, кто считают это шоу не русским, а еврейским, продолжают традиции антисемитов и коммунистов, которые выделяли евреев пятой графой. В шоу участвуют как евреи, так и неевреи. В Америке русскими называют всех, кто приехал из бывшего СССР и говорит по-русски. Так что же, нужно было назвать это шоу русским, еврейским, смешанным? В сериале мы не читаем Пушкина и не говорим о русской культуре не потому, что мы ее не ценим, а потому, что это не интересует аудиторию наших телеканалов. Шоу по своему жанру является развлечением.
Я также хочу отметить, что наша семья приехала в США ни с чем и добилась успеха благодаря тяжелому труду наших родителей, а также и нашему.
– Многие евреи обижаются, что в шоу нет ничего еврейского.
– Мы не скрывали, что мы евреи, открыто рассказывая об этом, но будет ли это показано в эпизодах сериала или нет, мы не знаем.
– Каково ваше отношение к Израилю и еврейской общине?
– Начну с того, что мой дедушка по материнской линии поддерживал подпольное изучение Торы в Москве. Он помогал американскому раввину раву Панахсу Тайцу из Элизабет (Нью-Джерси) передавать деньги нуждающимся евреям, которые подпольно преподавали Тору. Дедушку арестовали в 1979 году, и он провел семь лет в Гулаге. Мой дядя Ефим Левитис поступил в иешиву в Венгрии и затем стал главным раввином Ленинграда.
Я люблю Израиль и стараюсь помогать, как могу, нашей общине развивать еврейское образование и культуру. При этом я считаю, что должен, прежде всего, начинать с себя и показывать пример. И я, и моя жена Марина окончили еврейские школы. Я учился в «Синай Академи» в Бруклине, продолжил обучение в Иешива-университете, там же окончил юридическую школу имени Кардозо. Мои дети учатся в еврейских школах, и я призываю моих друзей последовать моему примеру и дать своим детям еврейское образование. К сожалению, наша община еще не организована так, как американская, у нас нет своей сети школ, синагог и взаимной помощи. Однако я надеюсь, придет время, когда мы перестанем думать только о себе и начнем помогать друг другу.
Для меня появление этого шоу всколыхнуло вопрос: что же такое русский еврей? Это существо без роду-племени, чья душа, истерзанная безжалостным советским язычеством, продолжает без разбору питаться дешевой падалью «культуры» американской улицы или это человек, в котором не умер «пинтале ид», и для которого еврейство — не пустой звук? Неужели все наши стремления сводятся к покупке «Мерседеса по цене Хонды» и пожиранию свинины и креветок в русских ресторанах, наполненных развратом и суетой? Мы матрёшки или плоть от плоти Авраама, Ицхака и Яакова, создавших народ вечности, народ Всевышнего?
Нет. Ещё получить продуктовые посылки в обмен на право физиотерапевтического полоскания ножек в ванночке, поспать за 150 долларов, получить 20 долларов за демонстрацию в чью-то поддержку, за 50 долларов пробежать по стресс — тестовой беговой дорожке, поделиться государственнуми деньгами с домработницами… Родные мои, что и кого вы критикуете? За что? Вы же сами разоряете нашу страну в пух и прах? И какой пример вы показуваете нашей молодёжи? Очнитесь. что вам ещё не хватает для полного счастья?
Сериал получил право на жизнь независимо от того, что это не нравится части русскоязычных людей старшего поколения. Да, показана лишь небольшая часть эмигрантов из бывшего СССР, достигших определенного финансового успеха. Да, они умеют искренне веселиться и открыто смеятся и радоваться. Что ж в этом плохого? Может быть завидно? Когда я в первый раз выехал за границу СССР на меня наибольшее впечатления произвели не научно-технические достижения, архитектурные красоты и полные магазины, а открытый искрящийся смех людей на Западе. Нас же учили быть замкнутыми в себя и истовыми на работе на благо советской власти. Да, герои сериала не представляют цвет интеллектуальной элиты наших эмигрантов, но эти люди существуют. Более того, талант успешного ведения бизнеса — это, действительно, талант. И он далеко не каждому дан. А талант нужно уметь ценить. Меня удивило письмо группы пожилых людей, которые в свободной стране стараются навязать свое мнение о том, что можно и что нельзя. Среди «подписантов» Алек Брук-Красный — типичный представитель героев сериала. Может потому организовано письмо протеста, что успешный бизнесмен, перешедший в политику, Брук-Красный хочет отмыться от сравнения с «героями» сериала. Не отмоется, ибо «пана видно по халяве». Будем надеятся, что появятся сериалы и об интеллектуальной элите нашей волны эмиграции.
Мир погубит зависть. Критикам ничего не мешает сделать своё собственное шоу и пропагандировать его. Но они или не умеют это делать (что их бесит) или нет денег на это (что бесит ещё больше). Даже если чисто теоретически предположить…, что в этом шоу много «гадостей», то эти «гадости» не идут ни в какое сравнение с теми ГАДОСТЯМИ , которые делают эти противники, получая $50 за стресс-тест или $100 за «поспать». Уж так, как они сами компрометируют нашу общину — ни одно шоу не скомпрометирует.