Иврит — язык своеобразный. И чрезвычайно подробно исследованный. А своеобычность его в том, что из, казалось бы, случайных и малозначимых связей мудрецы делают глубокие выводы. Ибо грамматическая, числовая, фонетическая, изобразительная и смысловая стороны этого языка тесно взаимосвязаны. Даже при поверхностном знакомстве с ивритом очевидно, что он возник не в результате прихотливых «исторических процессов», а изначально создавался как одно целое. Хотя, конечно, время на всем оставляет отпечаток.
Заглавное слово «экев» значит здесь «поскольку», «из-за того». Тур краткими мазками набрасывает его удивительные связи. «Экев» может иметь оттенок «по завершении» — «труд сейчас, награда в конце». Что за труд? Гематрия «экев» 172 — а в Десяти заповедях 172 слова! Перестановкой двух букв получим «кева» — «постоянство». Суммируя — «постоянный труд над Б-жественным Законом в конце обещает награду». Тур приводит несколько строчек из псалмов со словом «экев», подтверждающих догадку. И неожиданно перепрыгивает к другому значению слова «экев» — «пятка». «Скромности учись у пятки — она смиренно идет позади ноги и потому редко повреждается, а (торопящиеся вперед) пальцы много больше уязвимы».
Конечно, это не апология пассивности и бесхребетности. Пятка — часть идущей ноги и ее опора. Но — деятелю рекомендовано не выпячивать свои достижения и таланты.
Отчего? У нас появился повод поговорить про «тшуву», раскаяние и возвращение к Источнику. Вот в чем повод. Человек настолько привыкает «к себе» — к своим воспоминаниям, настроениям, отношениям с близкими… Многое движется буквально на автомате. Но надо же занять эмоции и ум? И человек полусознательно начинает придумывать себе мир. В этом мире он царь, он прав, его деяния умны, целесообразны и необходимы. Или же, с депрессивной начинкой, — он бестолковый неудачник, сам творит не то, да еще не везет в придачу.
В общем, человек смакует себя — вчерашнего, психологически «неизменного». К тому у него есть очень серьезные поводы. Во-первых, стандартные паттерны, много раз повторенные действия и эмоции «заряжают» соответствующий кусочек мозга. Многие методы психотерапии посвящены именно этому — найти «места наименьшего сопротивления», те дорожки и запертые двери, между которыми психика человека гуляет, как тигр в вольере. Во-вторых, каждое действие и мысль человека, особенно повторяющиеся либо эмоционально яркие, создают духовные силы — «ангелов», которые подталкивают его неосознанно следовать за собой. Крайний пример — серийные убийцы и фанатики. В общем, неврология и прямо духовное работают здесь параллельно, усиливая друг друга.
Как же может человек вырваться из роли белки в колесе, начать становиться новым? Тут-то и пригодится предложенный Туром образ пятки. Пока ты уверенно «движешься вперед», вполне «довольный своим умом, но не своим положением», ты будешь часто натыкаться на препятствия. Ведь большинство этих препятствий — твои собственные психологические барьеры. Но если тебе захочется осмотреться, понять, что на самом деле происходит во внутренней и внешней жизни… Потребуется «состояние пятки» — ненавязчивое наблюдение за происходящим. Отказ от ощущения себя «владыкой и правителем жизни». Состояние скромного ученика, а не учителя. Только так человек сможет разглядеть, насколько он на самом деле робот.
Чаще это происходит, когда на голову сваливается кирпич. Если накатанная колея вдруг перестает работать и искренне необходимо узнать — что делать? как жить дальше? Именно ради подобных моментов, ради остановки в беге Творец порой применяет к нам «шоковую терапию». А коли у вас есть сомнения, что нынче кирпичи порхают над землею невысоко — откройте новости. Сразу поубавится чувство «впередсмотрящести».
1 thought on “Носок и пяточка”
Comments are closed.
пятка? а если её пощекочут? тут уж не до покоя и наблюденя за окружающим миром будет..